В статье рассмотрены понятие и сущность налогового планирования в ракурсе определения его роли в формировании федерального бюджета страны. Выявлены особенности осуществления планирования, определена роль планирования и прогнозирования в формировании федерального бюджета. Сделан вывод о том, что налоговое планирование как способ формирования федерального бюджета отличается своеобразием, предполагает проведение количественного и качественного анализа состояния социально-экономических показателей за определенный период, что послужит для формулировки налогового прогнозирования с построением на его основе планов пополнения федерального бюджета, наиболее приближенных к реальности.
Ключевые слова: план, планирование, прогнозирование, налог, бюджет, доходы бюджета, расходы бюджета.
Одним из важнейших вопросов обеспечения социально-экономического развития нашей страны на должном уровне выступает вопрос пополнения бюджета страны, использования способов, средств и методов, направленных на повышение объема доходов бюджетов. Методом повышения эффективности формирования федерального бюджета выступает налоговое планирование.
Налоговое планирование наряду с прогнозированием выступает особым элементом системы выработки и принятия решений в налоговых правоотношениях государства и налогоплательщиков.
Планирование налогов на уровне государства и органов местного самоуправления выступает базой для выработки прогноза социально-экономического развития страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе, своевременного и обоснованного составления проектов бюджета (федерального, региональных, местных) на предстоящий год, принятия обоснованных политических, экономических и социальных решений в процессе исполнения соответствующих бюджетов.
Как отмечают Н. А. Тетерина, А. Н. Белогорская, планирование налоговых доходов выступает важным элементом налоговой и бюджетной политики государства. В процессе налогового планирования соответствующие органы власти принимают решения:
— о внесении изменений в налоговое законодательство;
— о сокращении государственных расходов;
— разрабатывают меры, направленные на улучшение социально-экономической обстановки в стране и создание условий для нормального функционирования экономики [1].
Планирование налоговых доходов, таким образом, представляет собой процесс (комплексный и многофакторный) разработки экономически обоснованного размера доходов в виде поступления налогов и сборов, администратором которых выступают налоговые органы в бюджеты страны всех уровней, внебюджетные фонды в текущем финансовом году от налогоплательщиков.
Целью налогового планирования выступает достижение максимально возможного высокого уровня сбора налогов и сборов в бюджетную систему государства [2].
Задачами, направленными на достижение цели налогового планирования выступают:
— обеспечение исполнения доходной части бюджетов и внебюджетных фондов;
— рост налоговых поступлений;
— обеспечение стабильного и непрерывного поступления налогов в бюджеты;
— применение методов налогового администрирования для максимального использования налогового потенциала, перевода его в реальные налоговые поступления [2].
Налоговому планированию на федеральном и региональном уровнях предшествует налоговое прогнозирование. Во многом определяется тем, для решения задач какого масштаба объекта управления они ставятся и решаются (налогообложения в государственном масштабе или в рамках отдельного региона). Исходя из этого следует разделять налоговое прогнозирование и планирование на федеральном и субнациональном уровнях.
Как справедливо отмечают Х. М. Мусаева, М. Г. Исаев, налоговое планирование на макроуровне обладает существенной особенностью, заключающейся в том, что оно осуществляется в директивно-индикативной форме [3].
С позиции налоговых органов налоговое планирование (исходя из задачи полноты исполнения доходной части федерального бюджета) должно учитывать:
— основные направления налоговой и инвестиционной политики государства;
— результаты анализа данных о ходе исполнения текущих налоговых обязательств.
Планирование налоговых доходов бюджетов характеризуется, по мнению Н. В. Котельниковой, совокупностью следующих признаков:
— носит временной характер — размер налоговых поступлений определяется на определенный временной период;
— перспективность — планирование должно учитывать планируемые в будущем изменения;
— многовариантность (альтернативность) — возможность рассмотрения нескольких вариантов планирования;
— экономическая обоснованность — обоснование налоговых поступлений в бюджет на основе анализа и оценки факторов внешней среды, совершенствования бюджетного и налогового законодательства;
— иерархический характер взаимодействия субъектов планирования — трудоемкая и кропотливая работа, предполагает сбор, сортировку и проведение сложных аналитических вычислений прогнозного характера [4].
Налоговое планирование включает:
— прогнозирование объемов налоговых поступлений с учетом уровня инфляции и валютного курса, с расчетом доходов на этой основе и включением их в проект на новый финансовый год;
— определение нормативов налоговых ставок для поступления их на различные уровни бюджетной системы;
— разработка контрольных заданий по налогам и сборам, администраторами которых выступают Федеральная налоговая и Федеральная таможенная службы России.
Авторы многочисленных научных исследований на протяжении довольно длительного времени обращают пристальное внимание на организацию процесса налогового планирования в целях выработки рекомендаций по повышению эффективности пополнения бюджета страны.
Одной из проблем налогового планирования в целях пополнению бюджетов видят в недостоверности прогнозов, что отражается на качестве планирования. Вместе с тем, как полагает Д. Ю. Федотов, несмотря на сложность процессов налогового планирования и прогнозирования бюджетных процессов, официальные прогнозы можно признать достоверными. При этом большей степенью достоверности обладают составляемые на ранних этапах бюджетного процесса прогнозы социально-экономического развития страны [5, с. 23].
Налоговые доходы от федеральных налогов составляют 70–75 % от налоговых доходов консолидированных бюджетов. Поэтому невыполнение плановых заданий по сбору налогов в бюджет может привести к неисполнению государством взятых на себя обязательств.
М. М. Иманшапиева эффективной предлагает считать систему налогового планирования, которая позволяет одновременно обеспечивать:
— высокий уровень налоговых поступлений;
— снижение расходов плательщиков налогов, предоставление им налоговых преференций;
— соблюдение принципа справедливости по отношению ко всем участникам экономических отношений [6].
Проведенное исследование позволило получить ряд выводов. Существенное значение налогового планирования в экономике страны определяется тем, что оно выступает базой прогнозирования социально-экономического развития страны. Налоговое планирование осуществляется в целях максимально возможного перевода потенциальных налоговых возможностей в реально собираемые налоги и сборы в бюджетную систему страны. Планирование проводится на основе учета стратегических направлений развития бюджетной и налоговой политики страны. Эффективное налоговое планирование выступает действенным механизмом пополнения бюджетов всех уровней, осуществляемым в соответствии с целями и задачами социально-экономической политики страны. Выработка эффективного механизма налогового планирования наряду с налоговым прогнозированием должна позволить обеспечить органы власти достоверной и адекватной информацией по вопросам, связанным с пополнением доходов бюджетов для обеспечения принятия взвешенных и обоснованных управленческих решений органами государственной власти и местного самоуправления.
Литература:
- Тетерина Н. А., Белогорская А. Н. Актуальные вопросы налогового планирования и прогнозирования // Вестник Российского университета кооперации. — 2015. — № 3 (21). — С. 77–85.
- Храмова И. В., Храмова Е. В. Cущность и классификация налогового планирования бюджетов разных уровней управления // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2019. — № 11 (39). — С. 621–624.
- Мусаева Х. М., Исаев М. Г. Институциональные условия эффективности налогового планирования: теория и методология // Финансы и кредит. — 2012. — № 26 (506). — С. 35–42.
- Котельникова М. В. Дискуссионные вопросы сущности планирования налоговых доходов бюджетов // Baikal Research Journal. — 2015. — Т. 6. — № 2. — С. 4.
- Федотов Д. Ю. Анализ прогнозирования налоговых доходов федерального бюджета России // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2018. — № 4 (436). — С. 23–36.
- Иманшапиева М. М. Налоговое планирование и прогнозирование на макроуровне по основным федеральным налогам (на примере Республики Дагестан) // Налоги и налогообложение. — 2020. — № 1. С. 29–45.