В статье раскрыты и рассмотрены понятия пени, штрафов и налоговой недоимки. Проанализирована судебная практика рассмотрения гражданских дел, возникающих по спорам из налоговых правоотношений. Сделаны выводы о качестве работы не только налоговой службы как таковой, но и судов.
Ключевые слова: налоги, пени, недоимки, штрафы, просрочка.
Налоги являются основной статьей дохода государственного бюджета. Налоги и сборы являются конституционной обязанностью, инструментом государства, это означает, что каждый должен безвозмездно и своевременно их оплачивать в соответствии с налоговым законодательством.
Суть этого общего вида обязанности по уплате налогов объемно раскрывается через систему прав и обязанностей налогоплательщиков. Принято считать, что должное налоговое поведение заключается только в уплате налогов и сборов [1], но существуют и иные обязанности, стоящие наряду с уплатой. Ведение бухгалтерского учета, отчетности в налоговые органы, налоговому контролю, соблюдению требований законодательства и распоряжений налоговых органов, и т. п.
Как принято, наряду с обязанностью стоит и ответственность за ее нарушение. Из этого вытекает, что государству требуется контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, чем и занимаются федеральные налоговые службы [2].
И. А. Цинделиани говорит нам, что основной задачей по увеличению эффективности деятельности налоговых органов в последние время стало максимальное достижение плановых показателей мобилизации налоговых платежей. Ведь одной из главных задач государства является финансовое обеспечение конституционных и иных прав граждан [3].
Но вернемся к ответственности, как уже было сказано, ответственность вытекает из обязанностей, из чего следует сделать вывод, что наказание за нарушение будет является восстановлением положения, существовавшего до нарушения права. То есть это будет выплата причитающихся по законодательству налогов, чем и является налоговая недоимка. Но кроме возврата будет назначен штраф:
— За просрочку сдачи декларации будет минимум 1000 рублей, а максимум не должен будет превышать 30 % от суммы неуплаченного налога, согласно ст. 119 НК РФ.
— За просрочку сдачи декларации по НДС более чем на 10 будет принято решение о блокировке расчетного счета, согласно п. 2 ст. 76 НК РФ. Кроме того, за просрочку отчетности могут привлечь должностное лицо компании. Ему может быть вынесено предупреждение или штраф. Размер штрафа, согласно ст. 15.5, ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, составит от 300 до 500 рублей.
Отдельной статьей в налоговых правоотношениях идет пени. Пени, согласно п. 2 ст. 75 НК РФ, является суммой уплачивающийся помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Для расчета пени используется специальная формула, но мало кто в наше время делает это вручную, намного удобнее пользоваться калькулятором.
Расчет пеней осуществляется по правилам:
П=СУМ * Д * СТ / 300
С 01.10.2017 для юридических лиц: П = СУМ * 30 * СТ / 300 + СУМ * (Д — 30) * СТ / 150
П — пени; СУМ — сумма задолженности; Д — количество дней просрочки; СТ — процентная ставка рефинансирования ЦБ РФ, действующая в период просрочки (c 01.01.2016 приравнена к значению ключевой ставки ЦБ РФ). Эта формула находится в 75 ст. НК РФ.
Рассматривая судебную практику по делам, связанным с налоговыми службами, можно увидеть, что в основном суды отдают предпочтения органам. Это замечает и Будылин С. Л., рассматривая судебную практику за 2019 год. Он подмечает, что используя такие концепции, как «необоснованная налоговая выгода» и «пределы осуществления прав налогоплательщика» (введена законодателем в 2017 году), налоговые органы и суды разбивают любые искусственные схемы, единственной целью которых является экономия на налогах [5].
Действительно за три квартала 2019 года по данным ФНС службы выиграли 84 % судебных споров, пополнив государственный бюджет на 103 млрд. руб. Но стоит также разбить эти дела по вертикали судебной власти. Как показывает практика, суды высшей инстанции более склоны к поддержке налогоплательщика, чем суды нижестоящие. Это может быть связано с высоким количеством дел и низкой квалификацией. Но тем не менее, решимость Верховного Суда исправлять ошибки достойно похвалы.
Обобщив все выше сказанное, можно сделать несколько выводов. Во-первых, налоговая служба строго относится к обязательствам, которые прописаны в законодательстве. Ежегодно совершается тысяча камеральных и выездных проверок, направленных на проверку строгого соблюдения закона. По статистике в первом квартале 2019 года было проведено 2664 выездные проверки, а в 1 квартале 2020 (до 18 марта) — 1569, то есть снижение составляет 41 %. Во втором квартале 2020 года все выездные проверки были приостановлены и новые не назначались в связи с введением моратория по поручению Председателя Правительства Российской Федерации М. В. Мишустина от 18 марта 2020 г. № ММ-П36–1945и Постановлением Правительства РФ № 409, с 18 марта 2020 года по 30 июня 2020 года. За первое полугодие 2020 года нарастающим итогом количество проведенных выездных проверок составило 1731. Соответственно за первое полугодие 2019 года — 4951. Таким образом, за полугодие снижение количества выездных проверок составило 65 % [4].
Во-вторых, нижестоящие суды в разбирательстве дел более благосклонны к налоговым органам, что позволяет нам сделать вывод, что для налогоплательщика дело может затянуться до Верховного Суда.
В-третьих, хотелось бы отметить, что налоговые органы из года в год получают все больше и больше полномочий, как например расширенный доступ к банковской тайне россиян, полученный ФНС, согласно поправкам, с 17 марта коммерческие организации обязаны выдавать налоговым органам сведения, отнесённые к банковской тайне. Для обычных граждан это событие не должно показаться чем-то необычным, беспокоится нужно, как сообщают экономисты, лишь тем, кто пользуется «серыми» схемами и уходит от налогов.
Литература:
- Финансовое право России: учебное пособие / отв. ред. М. В. Карасева. 5-е изд. перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. С. 241
- Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. от 28.01.2021) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»
- Цинделиани, И. А. Вопросы налогового права в судебной практике Верховного Суда Российской Федерации. Учебное пособие / И. А. Цинделиани. —: Проспект, 2018. — 549 c. — Текст: непосредственный.
- Сведения газеты «Ведомости» о росте количества налоговых проверок не соответствуют действительности. — Текст: электронный // Официальный сайт ФНС: [сайт]. — URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/9982675/ (дата обращения: 04.04.2021).
- Будылин, С. Л. На встречных курсах. Судебная практика по налогам за 2019 год / С. Л. Будылин. — Текст: электронный // Закон.Ру: [сайт]. — URL: https://zakon.ru/blog/2020/4/8/na_vstrechnyh_kursah_sudebnaya_praktika_po_nalogam_za_2019_god (дата обращения: 04.04.2021).