Основной целью статьи, считаю рассмотрение значимости проблемы конфликта интересов на государственной службе.
Ключевые слова: государственная служба, конфликт интересов, антикоррупционное законодательство.
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что любое государственно-организационное общество имеет государственное управление, а, следовательно, никак не обойтись без государственных служащих.
Конфликт интересов на государственной службе имеет свое правовое определение. Согласно Федеральному закону № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» конфликт интересов — это ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей [1].
Конфликт интересов — это ситуация, при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.
Также согласно Федеральному закону № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» под личной заинтересованностью гражданского служащего понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме. Под личной заинтересованностью государственного гражданского служащего также понимается доход в виде материальной выгоды для членов его семьи, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
Национальный план противодействия коррупции [3] называет законодательное развитие механизма предупреждения коррупции и разрешения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе. Однако приравнивать конфликт интересов к противодействию коррупции неправильно. Не всегда конфликт интересов по своей сути имеет коррупционный результат. Зачастую государственные служащие сталкиваются с ситуациями, которые характеризуют как конфликт интересов, помимо своей воли и не совершая никаких противоправных действий.
На данный момент проблемы урегулирования конфликта интересов на государственной службе достаточно широки и многообразны, они регулируются Конституцией Российской Федерации, нормами антикоррупционного законодательства, принципами охраны и защиты прав и свобод человека, государственной службы, внедрением механизма противодействия и предотвращения коррупции, формированием непосредственно государственной службы, а также совершенствованием системы государственных отношений. Федеральным законом «О противодействии коррупции» четко дается описание способов «избегания» проблем, которые связанны с урегулированием конфликта интересов. Профилактика коррупции осуществляется путем применения комплекса основных мер, таких как предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами, выявление возникающего конфликта интересов [2]. Действующим законодательством установлена обязанность государственных служащих принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Немаловажную роль в механизме предотвращения и урегулирования конфликта интересов играют комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, созданные в государственных органах и органах местного самоуправления [4].
Условиями, способствующими возникновению конфликта интересов на государственной службе, можно назвать высокий уровень расплывчатости и неопределенности компетенции, дублирование полномочий государственных органов, их структурных подразделений, государственных служащих; неинформирование либо недостаточное информирование о деятельности органов государственной власти; наличие противоречий между нормативными правовыми актами органов власти различного уровня, включение в них положений, способствующих созданию условий для коррупционного поведения, существующие пробелы в правовом регулировании, чрезмерную свободу подзаконного нормотворчества, вторжение в компетенцию других органов власти; несовпадение между законодательно установленными принципами государственной службы, порядком поступления на нее, ее прохождением и реальным осуществлением управленческой, кадровой и организационной политики в органе государственной власти; отсутствие реальной ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, ненадлежащий контроль за государственным служащим на стадии исполнения им должностных обязанностей, несоблюдение служебной и организационной дисциплины; отсутствие или недостаточное использование моральных и материальных ресурсов мотивации государственного служащего, дискриминацию и неодинаковое вознаграждение при выполнении равного объема служебных функций ввиду необъективности и неэффективности системы оплаты труда; деформацию, двусмысленность и неопределенность социальной роли и статуса гражданского служащего, вызывающие его намеренное или ненамеренное антисоциальное поведение; отсутствие реальной защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность; отсутствие критериев, позволяющих выявить ситуацию возникшего либо предполагаемого конфликта интересов.
Устранение обозначенных пробелов требует внесения изменений в антикоррупционное законодательство, в частности актуальной является разработка компетентным органом государственной власти рекомендаций по урегулированию конфликта интересов на государственной службе. В рекомендациях необходимо отразить типовые ситуации по урегулированию и предотвращению конфликта интересов с конкретными примерами (ситуациями), мерами по урегулированию и предотвращению их, в которых необходимо отобразить порядок «выхода» из определенной ситуации. Необходимо отметить и то, что нормативная база относительно конфликта интересов продолжает совершенствоваться, так среди «свежих» изменений можно выделить: ограничения касательно дополнительного трудоустройства, контроль в посттрудовой деятельности государственных служащих; запрет на дарение подарков.
Конфликт интересов в системе государственной службы нельзя рассматривать односторонне, как просто противоречие личных интересов государственного служащего и государства, общества, граждан и их объединений, социальных групп и т. п. Это сложное социальное явление, в котором переплелось множество различных факторов объективного и субъективного свойства.
Только запретительными и рекомендательными мерами исключить появление конфликтов интересов в системе государственной службы невозможно [5]. Необходимо прежде всего обратить внимание на формирование адекватной государственным и общественным интересам внутренней и внешней среды государственной службы, профессионализма государственного служащего, в основе мотиваций должностного поведения которого будут находиться принципы служения российскому государству и обществу, соблюдение законности и уважение гражданских прав и свобод личности.
Литература:
- Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Справочно-правовая система Консультант Плюс.
- Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Справочно-правовая система Консультант Плюс.
- Указ Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 годы» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Справочно-правовая система ГАРАНТ.РУ
- Молл Е. Г. Формирование резерва управленческих кадров // Совершенствование организации и управления строительством. — Л.ЛИСИ. — 1982. — С. 163.
- Тешев В. А., Оганнисян М. А. Карьерный рост как фактор мотивации персонала // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. — 2016. — № 3 (189). — С. 250.