Особенности выученной беспомощности осужденных в семейной системе среди лиц, подвергшихся насилию (на примере инцеста) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (357) апрель 2021 г.

Дата публикации: 05.04.2021

Статья просмотрена: 155 раз

Библиографическое описание:

Хрушкова, К. А. Особенности выученной беспомощности осужденных в семейной системе среди лиц, подвергшихся насилию (на примере инцеста) / К. А. Хрушкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 274-277. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79805/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматривается феномен выученной беспомощности как процесс, обусловленный ранней виктимизацией личности на примере наиболее травматичной насильственной ситуации в семейной системе, а именно инцест. Описывается трансформация виктимной личности, формирование новой стратегии поведения, которая вследствие дает возможность совершения преступных деяний. В данной статье выученная беспомощность выступает в качестве защитного поведения, средства выживания жертвы.

Ключевые слова: выученная беспомощность, инцест, виктимизация, осужденный, жертва.

Изучение возникновения поведения жертвы, первопричин показало, что виктимность зарождается в семье [4, с. 27].

В исследованиях Сидорова П. И., Дерягина Г. Б. виктимитизация личности, ее беспомощность перед обидчиком берет начало еще в детском возрасте, когда ребенок, пребывая в условиях педагогической запущенности, частого физического и психологического насилия, слабой защищенности со стороны взрослых и социума, не способен к отстаиванию собственных границ, интересов. Приобретаются черты неосознанно-провоцирующего поведения, отмечается слабое понимание насильственного поведения как одной из форм деструктивного и делинквентного поведения. Виктимная личность начинает считать насилие нормой жизни.

В работе Ильюк Е. В. отмечается, что ядром формирования виктимного поведения является семья, обуславливая тем, что изначально в деформированной семье зарождается виктимность и постепенно чаще бессознательно она сочится в массы. В своей работе она уделяет внимание инцесту, как самой страшной и тягостной форме насильственного поведения, влекущей наибольшую психическую травматизацию, которое можно рассматривать как глубокое нарушение жизнедеятельности всей семейной системы, остающееся невидимым для социального окружения [4, с. 32].

Инцест от лат. incestus означает «преступный, греховный», в привычном понимании предполагает кровосмешение, или половую связь между близкими кровными родственниками.

Большинство инцестных отношений связаны с восприятием жертвы как «собственности», объектом владения и использования. Согласно точке зрения У. Виртц, в своей основе инцест имеет подавление чужой воли, лишение контроля, доведение до психологической беспомощности и бессилия. Он мотивирован не сексуально, а стремлением к подчинению [2, с. 22].

По мнению автора, инцест является в некоторых случаях не просто сексуальным насилием, а «убийством души». Оно подразумевает бесчеловечность и связано с разрушением человеческого достоинства и личной идентичности, олицетворяет желание уничтожить и разрушить личность другого человека [2, с. 23].

Подвергаясь семейному сексуальному насилию, личность становится виктимизированной, что в свою очередь формирует в ней признаки беспомощного поведения, а именно: неспособность, а порой отказ защищать собственные интересы; стремление соответствовать ожиданиям окружающих, формирование внешнего локуса-контроля; проявление пассивности; низкий уровень приспосабливаемости и др. [6, с. 56].

Исследования показали, что усиление виктимизации, а также формирование выученной беспомощности у лиц, подвергшиеся инцесту, вызваны вторичной виктимизацией их близких родственников. Научение беспомощности у детей осуществляется, в виду отсутствия положительного опыта родителей по преодолению косвенной агрессии и иным формам насильственного поведения.

Мотивом сохранения семейной системы при инцесте является базовая потребность в принадлежности к группе [4, с. 31]. Осуществление инцеста представляет не только «тайну» двоих: жертвы и ее преступника, но и всей семьи в целом. Часто в таких семьях преобладает феномен «немого молчания», когда все члены семьи осведомлены о происходящем, но не придают значения случившемуся, стремятся утаить постыдный факт, проигнорировать инцидент либо обесценить его значение в глазах пострадавшего человека [2, с. 21].

Такое поведение, как правило, усиливает травматизацию жертвы и делает состояние беспомощности и бессилия более интенсивным (укрепление установок на собственную ничтожность, потеря собственной идентификации, слом воли и пр.).

Согласно исследованиям Малкиной-Пых И. Г. в области виктимного поведения, характерной особенностью психологического состояния жертвы насилия является подавление гнева, агрессии. Взамен этому приходит реакция страха, тревоги, вины, стыда, ощущение себя наказанным, и в свою очередь усиливается состояние ранимости и беспомощности.

Последствия пролонгированного сексуального насилия в семье могут выражаться в дальнейшем в деструктивных, денинквентных, аутоагрессивных формах поведения [4, с. 34].

Личность человека, осуществляющего насильственные действия по отношению к родственникам, также является виктимизированной негативными обстоятельствами собственной семейной системы. В основе насильственного поведения (особенно над женщинами) автор видит в наличии глубинной мужской травмы, связанной с материнским комплексом. По мнению Д. Холлиса, гнев является трансформированной формой депрессии, вызванной чувством беспомощности. Д. Холлис отмечает, что «смещенный» (подавленный) гнев приводит к состоянию общей раздраженности и малейшая провокация способна привести человека к неконтролируемости агрессивных эмоций. Результаты проведенной работы свидетельствуют о том, что мужчины могут отыгрывать свой гнев в виде разрушительного поведения: деструктивное, делинквентное, насильственное поведение [10, c. 44].

В ходе проводимых исследований среди женщин, которые подвергались семейному насилию, выяснялось, что у жертв развивались депрессия, ПТСР, а также появлялось состояние «выученной беспомощности». По результатам проведенной работы выяснилось, что в случае семейного насилия над женщиной выученная беспомощность является средством выживания, в условиях, когда избежать ситуации насилия представляется невозможным [1, с. 111].

Согласно исследованиям Елфимовой Е. И., лица, подвергавшиеся насилию в семье, в особенности женщины, испытывают потерю чувства идентичности, проявляют агрессию, раздражительность и, в последствие, меняют роль жертвы на роль преступницы. В основе этой трансформации автор видит процесс выученной беспомощности, а именно привыкание к насилию. В ее работе выученная беспомощность рассматривается как причина совершения «безмотивных» преступлений, преступлений по «оборонительным мотивам», женщинами, подвергавшимися насилию, с учетом смещения акцента на псевдоцель [3, с. 138].

При анализе научных публикаций выявлено, что спецконтенгенту свойственен процесс виктимизации, поскольку этому способствуют сами условия отбывания наказания (криминальная субкультура, традиции, обычаи и пр.) [7, с. 278].

Прежде всего, было доказано, что негативные условия лишения свободы реализуются в факторах криминальной виктимизации осужденных, а также выступают «катализатором» их воспроизводства и действия в отношении виктимизации некоторых категорий осужденных.

Условия отбывания наказания зачастую требуют от личности обращению к более примитивным формам поведения ради сохранения собственной безопасности (отказ от выражения свободного мнения, подчинение тюремной субкультуре, эмоциональный голод и пр.), что в свою очередь способствует формированию виктимогенной ситуации [5, с. 30].

Говоря о насилии в тюрьме, можно отметить, что оно в большей сложности имеет компонент доминирования в группе (как и инцест), удовлетворение в потребности во власти над другими. Как правило, за этим стоит стремление оказать моральное давление, запугать, подчинить.

Исследования показали, что жертвами сексуального насилия в тюрьме становятся слабые физически люди, эмоционально незрелые личности, не способные постоять за себя, слабохарактерные, лица, не имеющие возможность дать должный отпор надругательствам. Иными словами, лица, обладающие сформированной виктимизацией. Ее интенсивность и выраженность в каждом случае индивидуальны, однако наличие признаков виктимного поведения у данной категории лиц однозначны.

Взаимосвязь выученной беспомощности с виктимным поведением, в том числе и лиц, отбывающих наказание с длительными сроками отбывания наказания, прослеживается в следующих аспектах:

— Формирование устойчивого отношения к насильственным действиям, принятие его в качестве социальной нормы, проявление смирения, покорности и беспрекословной подчиняемости;

— Получение позитивной оценки со стороны социума через демонстративное проявление беспомощности, жертвенности, оправдания поведения жертвы;

— Наличие высокой тревоги, страха, чувства вины и др. негативных эмоциональных состояний, пессимистического атрибутивного стиля.

— Формирование рентных установок, безответственности, стремление к гедонизму и развлечениям.

К сожалению, практический опыт показывает, что многие лица, отбывающие наказание, стремятся скрыть факт совершения над ними тех или иных насильственных деяний, например инцест. Либо в виду отсутствия изначального понимания о достойном воспитании, живого примера доброй и любящей семьи со стороны отдельных лиц, слабого развитого чувства собственных психологических границ, осужденные не всегда способны более емко и четко описать полную картину своей жизни, семейной системы. Изначально чувствуя незащищенность, ненужность, отверженность близкими, одиночество, страх, тревогу формируется своего рода вакуум из примитивных психологических защит. Негативные эмоции, обесцененные переживания приводят к формированию состояния выученной беспомощности, виктимизации и трансформируются в устойчивые стратегии поведения: преступное поведение, поведение жертвы с дальнейшим подчинением своему обидчику, поведение с паразитическим образом жизни и пр.

Таким образом, целесообразно сделать вывод о том, что:

  1. В основе инцеста, как и любого насилия, лежит стремление к доминированию, подавлению чужой воли, а также ранняя травматизация.
  2. Вторичная виктимизация ближайшего окружения личности, обесценивание, либо игнорирование травматизации ребенка в семье способно усиливать позицию жертвы, а также укреплять состояние беспомощности.
  3. Формирование беспомощного поведения, виктимности в детском возрасте способно трансформироваться в состояние гнева, агрессии, а также приводить к деструктивным формам поведения, различным социальным ролям: роль жертвы, роль насильника.
  4. Выученная беспомощность в семьях с преобладающим там насилием, возникает как эффективная стратегия выживания и самозащиты жертв, с целью избегания расплаты за свое поведение, а также недопущения усиления агрессии, гнева со стороны обидчика;
  5. Выученная беспомощность может являться причиной совершения «безмотивных» преступлений, преступлений по «оборонительным мотивам».

Литература:

1. Барза К. Учебник для женщин, подвергающихся насилию, которые хотят перестать ими быть. Изд. Consuelo Barea, пер. Т. Керим-Заде, 2013–180 с.

2. Виртц У. Убийство души. Инцест и терапия. «Когнито-Центр», 2014–293 с.

3. Елфимова Е. И. Механизм трансформации жертвы в преступницу под воздействием домашнего насилия // Юридическая наука и практика, альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России. гл. ред. Р. А. Ромашов. 2014, С.138–140.

4. Ильюк Е. В. Виктимность рождается в семье (о жертвах инцеста) // Виктимология 1(11) / 2017, C. 27–35.

5. Качурова Е. С. Виктимологическое предупреждение насильственных преступлений, совершаемых в местах лишения свободы: учебное пособие / Иркутский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России). — Иркутск: Иркут. ин-т (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2019. — 67 с.

6. Малкина-Пых И. Г. Виктимология. Психология поведения жертвы. Питер, 2017–831 с.

7. Смирнов А. М. Виктимологическая безопасность осужденных к лишению свободы: концептуальные аспекты // Всероссийский криминологический журнал. 2020. Т. 14, № 2. C. 277–289.

8. Соловьева Н. А. Выученная беспомощность и кататимия в механизме преступного поведения женщин // Право. 2014.№ 11. Криминалистика и судебная медицина.

9. Сухов А. Н. Криминальное насилие в семье: личностный аспект [Электронный ресурс]: монография / А. Н. Сухов, О. В. Старикова, А. В. Молоствов. — М.: ФЛИНТА, 2019. — 74 с.

10. Холлис Д. Под тенью Сатурна. Мужские психические травмы и их исцеление / Д. Холлис — «Когнито-Центр», 1994 — (Юнгианская психология), 102 с.

Основные термины (генерируются автоматически): выученная беспомощность, насильственное поведение, семейная система, инцест, личность, поведение, семья, беспомощное поведение, детский возраст, сексуальное насилие.


Похожие статьи

Выученная беспомощность как фактор виктимной деформации личности осужденных с длительным сроком отбывания наказания

В статье рассматривается выученная беспомощность как фактор виктимной деформации личности осужденных с длительным сроком отбывания наказания. Определено, что нахождение в течение длительного периода в условиях исправительного учреждения может стать к...

Когнитивная флексибильность учащейся молодежи в условиях консциентальных войн

В современном мире война приобрела иную форму ведения, теперь речь не идет о физическом устранении противника, а битва за сознание с последующим управлением целой нацией извне. Эта статья служит целью показать когнитивную флексибильность учащейся мол...

Добровольный отказ от совершения преступления: понятие, условия и правовые последствия

В данной статье характеризуется законодательное понятие добровольного отказа от совершения преступления и место данного явления в отечественной уголовно-правовой доктрине. Автор анализирует условия добровольного отказа от совершения преступления, уде...

Взаимосвязь девиантного поведения подростков и воспитания в неблагоприятной семье

В данной статье рассмотрено понятие неблагополучной семьи, ее особенности и влияние на развитие ребенка. Также представлены результаты исследования взаимосвязи девиантного поведения подростков и воспитания в неблагоприятной семье, представлены данные...

Влияние декриминализации побоев на состояние женской насильственной преступности

В статье затронута весьма активно обсуждаемая среди ученых и практических работников проблема декриминализации семейных побоев и влияние этого нововведения на состояние и динамику женской насильственной преступности в России. В статье проанализирован...

Этническая идентичность как проблема социализации детей-мигрантов в образовательной среде

В статье представлены результаты исследования, показывающие, что у человека в новой социокультурной среде, наряду с ухудшением общего психического здоровья, значительные изменения происходят и в идентичности. Потеря этнической идентичности может прив...

Исследовательская деятельность студентов как условие формирования готовности к самоорганизации деятельности будущего специалиста в сфере безопасности жизнедеятельности

В статье представлены результаты эмпирического исследования готовности студентов к самоорганизации деятельности и ее формирования в условиях образовательной среды. Показано, что готовность личности к самоорганизации профессиональной деятельности бази...

Предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних: система и субъекты профилактики

В данной научной статье рассмотрены основные элементы системы предупреждения девиантного поведения, приведены примеры разных форм девиантного поведения несовершеннолетних и опасность проявления негативного девиантного поведения как для самого несовер...

Периодизация ответственности за разбой в Российском уголовном праве

Исследовано становление ответственности за разбой в Российском уголовном праве, разработана периодизация. Она включает допетровский период (разбой как усеченный состав при неопределенной объективной стороне), петровскую эпоху (состав приобретает мате...

Эффективность иммерсионной билингвальной модели при обучении детей дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос эффективности раннего билингвизма, анализируются точки зрения ученых по поводу влияния двуязычия в дошкольном возрасте на когнитивные способности ребенка. Приведен анализ учебно-методического комплекса, максимально при...

Похожие статьи

Выученная беспомощность как фактор виктимной деформации личности осужденных с длительным сроком отбывания наказания

В статье рассматривается выученная беспомощность как фактор виктимной деформации личности осужденных с длительным сроком отбывания наказания. Определено, что нахождение в течение длительного периода в условиях исправительного учреждения может стать к...

Когнитивная флексибильность учащейся молодежи в условиях консциентальных войн

В современном мире война приобрела иную форму ведения, теперь речь не идет о физическом устранении противника, а битва за сознание с последующим управлением целой нацией извне. Эта статья служит целью показать когнитивную флексибильность учащейся мол...

Добровольный отказ от совершения преступления: понятие, условия и правовые последствия

В данной статье характеризуется законодательное понятие добровольного отказа от совершения преступления и место данного явления в отечественной уголовно-правовой доктрине. Автор анализирует условия добровольного отказа от совершения преступления, уде...

Взаимосвязь девиантного поведения подростков и воспитания в неблагоприятной семье

В данной статье рассмотрено понятие неблагополучной семьи, ее особенности и влияние на развитие ребенка. Также представлены результаты исследования взаимосвязи девиантного поведения подростков и воспитания в неблагоприятной семье, представлены данные...

Влияние декриминализации побоев на состояние женской насильственной преступности

В статье затронута весьма активно обсуждаемая среди ученых и практических работников проблема декриминализации семейных побоев и влияние этого нововведения на состояние и динамику женской насильственной преступности в России. В статье проанализирован...

Этническая идентичность как проблема социализации детей-мигрантов в образовательной среде

В статье представлены результаты исследования, показывающие, что у человека в новой социокультурной среде, наряду с ухудшением общего психического здоровья, значительные изменения происходят и в идентичности. Потеря этнической идентичности может прив...

Исследовательская деятельность студентов как условие формирования готовности к самоорганизации деятельности будущего специалиста в сфере безопасности жизнедеятельности

В статье представлены результаты эмпирического исследования готовности студентов к самоорганизации деятельности и ее формирования в условиях образовательной среды. Показано, что готовность личности к самоорганизации профессиональной деятельности бази...

Предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних: система и субъекты профилактики

В данной научной статье рассмотрены основные элементы системы предупреждения девиантного поведения, приведены примеры разных форм девиантного поведения несовершеннолетних и опасность проявления негативного девиантного поведения как для самого несовер...

Периодизация ответственности за разбой в Российском уголовном праве

Исследовано становление ответственности за разбой в Российском уголовном праве, разработана периодизация. Она включает допетровский период (разбой как усеченный состав при неопределенной объективной стороне), петровскую эпоху (состав приобретает мате...

Эффективность иммерсионной билингвальной модели при обучении детей дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос эффективности раннего билингвизма, анализируются точки зрения ученых по поводу влияния двуязычия в дошкольном возрасте на когнитивные способности ребенка. Приведен анализ учебно-методического комплекса, максимально при...

Задать вопрос