Мировой опыт системы государственного заказа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (357) апрель 2021 г.

Дата публикации: 07.04.2021

Статья просмотрена: 789 раз

Библиографическое описание:

Плеханова, А. И. Мировой опыт системы государственного заказа / А. И. Плеханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 243-245. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79815/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассмотрены контрактные системы развитых стран мира с позиции применения способов определения поставщиков. Автором проведен анализ используемых способов размещения заказа в странах мирового сообщества для государственных закупок товаров, работ, услуг.

Ключевые слова: контрактная система, размещение заказов, определение поставщиков, государственные закупки, способы определения поставщиков, государственные нужды, международный опыт закупок.

Одной из основных задач развития системы государственных закупок в России является создание и развитие единой электронной системы госзаказа. Если российские специалисты лишь недавно пришли к реализации этой идеи, то в странах Европейского Союза уже давно применяют высокие технологии [7].

В странах Европейского Союза создана единая система национального законодательства. Ее основными целями являются:

– оптимизация закупок для государственных нужд при минимизации расходов;

– обеспечение равных условий конкуренции при заключении контракта, в том числе обеспечение равноправной конкуренции на национальных рынках и в целом на рынке Евросоюза;

– соблюдение требования публичности;

– содействие осуществлению честного и открытого бизнеса;

– помощь малым и средним предприятиям в получении правительственных заказов.

При разработке в Евросоюзе процедур, способов и методов проведения закупок для государственных нужд, основ построения их информационного обеспечения использовался Американский опыт проведения закупок для государственных нужд. Подобная деятельность в Европейском Союзе началась намного позднее, и создание наднационального законодательства для регулирования данной сферы явилось более сложным и трудоемким процессом, в связи с расхождениями и различиями в законодательствах стран, входящих в Евросоюз.

Основные информационные ресурсы, обеспечивающие процесс закупок и содержащие сведения о заключенных контрактах стран — членов ЕС, включают все сведения, которые касаются предложений о закупках и должны быть обязательно опубликованы в «Официальном журнале ЕС».

В странах ЕС есть две доминирующие модели организации закупочной деятельности: распределенная (децентрализованная) и централизованная. При распределенной модели каждое подразделение (департаменты, министерства и т. д.) проводит необходимые для удовлетворения своих нужд закупки самостоятельно. С этой целью в его структуре создаются специализированные закупочные отделы или иные штатные структуры, осуществляющие данную деятельность. Централизованная модель предусматривает создание своеобразного закупочного центра, куда стекаются заявки на закупки от различных ведомств и структур. В случае максимального уровня централизации формируется специальное ведомство, отвечающее за все государственные закупки, или соответствующий закупочный департамент.

Плюсы и минусы обеих систем следующие: распределенная модель является гибкой, но весьма затратной [2]; централизованная модель, обеспечивающая более низкие цены за счет крупнооптовых закупок, менее мобильна и не всегда учитывает все нюансы в заявках на приобретение необходимых товаров и услуг. Наиболее эффективным оказывается комбинирование двух моделей, когда общее руководство закупочной деятельностью сосредоточено в одном ведомстве (например министерстве финансов), а конкретные закупки осуществляются специализированными закупочными структурами. Именно такую структуру имеет система госзакупок в Великобритании, где помимо главного координирующего ведомства — Казначейства — действую специализированные закупочные службы (к примеру, National Health Service Supplies — служба закупок для системы государственного здравоохранения).

Анализ мирового опыта применения различных закупочных процедур показывает, что одной из наиболее эффективных форм организации крупных закупок товаров и услуг является проведение открытых конкурсов (тендеров).

Тендеры лежат в основе государственных закупок в подавляющем большинстве развитых стран. Правила закупок, главным методом которых являются конкурсные процедуры, одобрены экспертами ООН и ВТО. Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) разработала типовой закон о закупках товаров (работ) и услуг, который является базисом для законодательства по государственным закупкам [8]. Требования по закупкам к странам-членам Всемирной торговой организации зафиксированы в многостороннем соглашении о государственных закупках в рамках ВТО [1].

Закупочная деятельность стран Европейского сообщества регламентируется соответствующими правовыми актами ЕС.

В европейских странах предметы государственных закупок разделяют на товары, работы и услуги. Законодательное регулирование различных категорий закупок различается, причем в первую очередь — в части используемых тендерных процедур и способов определения победителей.

Помимо открытых и закрытых одно- и двухэтапных конкурсов, методов запроса котировок и закупки у единственного источника, в некоторых странах используют также методы запроса предложений и конкурентных переговоров. Запросы предложений направляются не менее чем трем потенциальным поставщикам. Заказчик заблаговременно устанавливает критерии для оценки предложений. Данные критерии оценивают управленческую и техническую компетентность поставщика, эффективность представленного им предложения, а также его цены. В данной ситуации допустимо проведение переговоров, запрос или разрешение заказчиком пересмотра предложений. Переговоры носят конфиденциальный характер, и возможность участвовать в них предоставляется всем претендентам, которые внесли предложения и которые не были отклонены. Затем заказчик предлагает поставщикам представить к определенной дате свои окончательные варианты, из которых затем выбирает наилучший.

Мировой опыт осуществления закупок показывает, что конкуренция выступает действенным механизмом обеспечения экономической эффективности развития народного хозяйства и экономики, а ее уровень является основным фактором, определяющим эффективность закупочной деятельности [4].

Применяя конкурентные способы определения поставщиков, заказчик стремится осуществить наиболее рациональный выбор выгодных предложений как с точки зрения цены, так и других технических и коммерческих условий. Использование указанных инструментов при государственных закупках позволяет достичь нескольких решений — снизить стоимость необходимой заказчику продукции, обеспечить более высокий уровень прозрачности и подконтрольности процесса купли-продажи и в конечном итоге противостоять коррупции [5].

В России использование указанных способов также имеет свои особенности и недостатки:

– значительное количество закупок осуществляется посредством применения электронного аукциона;

– общий порядок применения способов определения поставщиков для гражданской и оборонной продукции;

– законодательство о закупках учитывает международное законодательство о государственных закупках [6] — Типовой закон Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), который не рекомендуется применять при осуществлении закупок для национальной обороны и национальной безопасности.

С целью дальнейшего совершенствования применения способов определения поставщиков, используемых в государственных закупках в России, устранения имеющихся недостатков необходимо изучение передового опыта их применения в наиболее развитых странах мирового сообщества.

В международной практике применения способов определения поставщиков для государственных нужд лидирующее место занимают конкурентные переговоры и закрытые конкурсы (оборонная промышленность). Указанные системы закупок имеют свою специфику, которая позволяет осуществлять их с наибольшей эффективностью. Изучение мирового опыта применения различных способов определения поставщиков для государственных нужд позволит устранить имеющиеся недостатки контрактной системы России и сформировать оптимальные правила осуществления государственных закупок.

Литература:

  1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
  2. Государственные и муниципальные закупки — 2009. Сборник докладов IV Всероссийской практической конференции-семинара. — Москва: Юриспруденция, 2010. — 416 c.
  3. Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли. Справочник Юнситрал / Вена: Издание Организации Объединенных Наций, 2007. — 51 c.
  4. Нестерович Н. В. Эффективность государственных закупок — конкуренция / Н. В. Нестерович // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. — 2015. — No 41. — С. 8–15.
  5. Покровская В. В. Современный зарубежный опыт в области развития государственных закупок / В. В. Покровская, Е. А. Ускова // Мировая экономика. — 2008. — № 3. — С. 25–39.
  6. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг». — Режим доступа: http://asozd2.duma.gov.ru/arhiv/a_dz_6.nsf/ByID (Дата обращения: 25.03.2021)
  7. Храмкин А. А. Настольная книга госзаказчика / А. А. Храмкин, О. М. Воробьева, Н. Евсташенков и др. — 10-е изд. — Москва: Юриспруденция, 2015. — 576 c.
  8. Типовой закон ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ) и услуг и Руководство по его принятию (1994 год)
Основные термины (генерируются автоматически): закупка, Европейский Союз, закупочная деятельность, поставщик, Россия, международная торговля, мировой опыт, нужда, распределенная модель, централизованная модель.


Ключевые слова

государственные закупки, контрактная система, государственные нужды, размещение заказов, определение поставщиков, способы определения поставщиков, международный опыт закупок

Похожие статьи

Особенности выбора способа закупок для государственных и муниципальных нужд в Свердловской области

В статье рассмотрены основные способы определения поставщиков в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд на опыте Свердловской области в условиях действия законодательства о контрактной системе закупок.

Опыт зарубежных стран в осуществлении закупок товаров, работ, услуг: аналитический обзор

В данной статье приводится аналитический обзор различных авторов в исследованиях вопросов теории и практики осуществления закупочной деятельности в иностранных государствах. Анализируются процедуры проведения закупочной деятельности в иностранных гос...

Сравнительный анализ контрактных систем России и Германии

В статье исследованы основные положения законодательного регулирования, организации и особенностей контрактных систем России и Германии.

Динамика развития государственной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг

В статье автор исследует становление и развитие современной государственной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг, а также приоритетные направления совершенствования контрактной системы в сфере государственных закупок.

Развитие правового регулирования процедуры государственных и муниципальных закупок

В статье рассматривается правовое регулирование процедуры государственных и муниципальных закупок, история зарождения современной процедуры закупок.

Теоретические основы развития закупок для государственных и муниципальных нужд

В настоящей статье проведен анализ развития отечественной системы государственных закупок, Выявлены и охарактеризованы основные нормативно-правовые акты, связанные со сферой государственного заказа, существующие в рамках изучаемых отношений в настоящ...

Некоторые особенности создания комиссий по осуществлению закупок

В статье автор раскрывает особенности создания единых комиссий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и комиссий для отдельный видов закупок.

Актуальность внедрения искусственного интеллекта в контрактную систему закупок

В статье автор исследует перспективу и актуальность внедрения искусственного интеллекта в контрактную сферу закупок товаров, услуг, работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Применение принципов контрактной системы в сфере закупок для повышения эффективности использования бюджетных средств

В статье автор рассматривает вопросы совокупной реализации принципов контрактной системы в направлении повышении эффективности использования публичных денежных фондов.

История развития контрактной системы закупок для обеспечения государственных нужд в России

В статье определяется развитие контрактной системы закупок для государственных нужд.

Похожие статьи

Особенности выбора способа закупок для государственных и муниципальных нужд в Свердловской области

В статье рассмотрены основные способы определения поставщиков в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд на опыте Свердловской области в условиях действия законодательства о контрактной системе закупок.

Опыт зарубежных стран в осуществлении закупок товаров, работ, услуг: аналитический обзор

В данной статье приводится аналитический обзор различных авторов в исследованиях вопросов теории и практики осуществления закупочной деятельности в иностранных государствах. Анализируются процедуры проведения закупочной деятельности в иностранных гос...

Сравнительный анализ контрактных систем России и Германии

В статье исследованы основные положения законодательного регулирования, организации и особенностей контрактных систем России и Германии.

Динамика развития государственной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг

В статье автор исследует становление и развитие современной государственной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг, а также приоритетные направления совершенствования контрактной системы в сфере государственных закупок.

Развитие правового регулирования процедуры государственных и муниципальных закупок

В статье рассматривается правовое регулирование процедуры государственных и муниципальных закупок, история зарождения современной процедуры закупок.

Теоретические основы развития закупок для государственных и муниципальных нужд

В настоящей статье проведен анализ развития отечественной системы государственных закупок, Выявлены и охарактеризованы основные нормативно-правовые акты, связанные со сферой государственного заказа, существующие в рамках изучаемых отношений в настоящ...

Некоторые особенности создания комиссий по осуществлению закупок

В статье автор раскрывает особенности создания единых комиссий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и комиссий для отдельный видов закупок.

Актуальность внедрения искусственного интеллекта в контрактную систему закупок

В статье автор исследует перспективу и актуальность внедрения искусственного интеллекта в контрактную сферу закупок товаров, услуг, работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Применение принципов контрактной системы в сфере закупок для повышения эффективности использования бюджетных средств

В статье автор рассматривает вопросы совокупной реализации принципов контрактной системы в направлении повышении эффективности использования публичных денежных фондов.

История развития контрактной системы закупок для обеспечения государственных нужд в России

В статье определяется развитие контрактной системы закупок для государственных нужд.

Задать вопрос