В статье представлены современные концепции системы мотивации, которые включают два основных подхода — содержательные и процессуальные теории мотивации. Содержательные теории основаны на основополагающих потребностях человека, которые влияют на формирование мотивации. Процессуальные соотносят мотивацию человека с его воспитанием, поведенческими особенностями и окружением.
Ключевые слова: мотивация, концепция, современное представление, организационная психология, управление.
В условиях современном организационной психологии мотивация рассматривается как функция управления, которая реализуется через систему стимулов. Исследование коллектива и его потребностей позволяют руководителю создать мотивационную структуру, которая позволит работать с сотрудниками в нужном направлении, что обуславливает актуальность исследования.
Теоретические исследования, посвященные концепциям мотивации и «мотивированности», особенно активно развивались в XX в. Современные концепции системы мотивации подразделяются на содержательные и процессуальные [1].
Самые известные содержательные концепции системы мотивации основаны на теориях таких ученых, как А. Маслоу, Д. Мак-Клелланд и Ф. Герцберг. В целом содержательные теории мотивации основываются на изучении потребностей индивидов, чтобы идентифицировать личностные мотивы человека. Теории вышеописанных ученых опираются на две основные группы потребностей человека — первичные и вторичные. Первичные соотносятся с физиологическими аспектами личности. Вторичные потребности — с психологическими аспектами. Маслоу в своих научных исследованиях считал, что физиологические потребности являются базисными для индивида [1].
Следовательно, их удовлетворение требуется в первую очередь. По мере удовлетворение потребностей на одном уровне — они заменяются потребностями более высокого уровня. Иерархия потребностей Маслоу является упрощенным примером системы мотивации человека, реализовать которую каждый индивид стремится в той или иной степени ввиду своих возможностей.
Основные потребности, по исследованиям Маслоу, заключаются в физиологических: потребность в еде, сне, отдыхе и др. После удовлетворения данных потребностей человек стремится обезопасить свою жизнь, в том числе от неблагоприятных экономических, социальных и др. факторов. Следующая потребность заключается в необходимости дружеского общения, духовной близости и любовных отношений. Осуществление данных потребностей также связано с реализацией потребности в уважении. Возможность человека к самореализации, осуществлению задуманного, карьерные успехи — все это завершает иерархические пирамиду Маслоу [2].
Теория мотивации Мак-Клелланда предусматривает, что потребность индивида во власти и успехе должна быть расположена между потребностями, которые отражают уважение и самовыражение, если соотносить с пирамидой Маслоу.
В середине 1950-х годов Ф. Герцберг исследовал теорию мотивации, которая основывается на потребностях, представленных Маслоу. Ф. Герцберг разработал такую модель, в которой все мотивы, которые относятся к труду, включают гигиенические факторы (условия труда и иные факторы, которые отражают физиологические потребности человека). В том числе ученый выделяет непосредственно мотивации, которые соотносятся с характеристиками и сущностью работы. Теория мотивации Герцберг стала особенно популярной в то время, когда проводились исследования, связанные с влиянием материальных и нематериальных стимулов на поведенческие особенности индивида [5].
Теория Клейтона Альдерфера основана на том, что человеческие потребности объединяются в отдельные группы подобно теории Маслоу. Напротив, Маслоу в своей теории считал, что потребности связаны друг с другом снизу-вверх. Альдерфер считает, что данная особенность не обязательна — движение по иерархии потребностей может осуществляться как снизу-вверх, так и сверху-вниз.
Следовательно, содержательные теории мотивации основываются на исследовании потребностей, в том числе и на выявлении определенных факторов, которые определяют поведение индивидов. Однако содержательные теории мотивации не являются всеобъемлющими для понимания мотивации — они не учитывают влияние внешней среды и учет особенностей поведенческих аспектов. Важное дополнение к содержательным теориям мотивации вносят процессуальные теории.
Вторая по величине группа теорий современной системы мотивации включает процессуальные теории. Процессуальные теории не отрицают, что человек действует на основе своих мотивов и для удовлетворения потребностей, однако учитывается, что человек действует исходя из своего воспитания и уровня познания окружающего мира. Самые известные процессуальные теории мотивации включают теорию ожидания (Виктор Врум), теорию справедливости, модель Портера-Лоулера и теорию Скиннера [3].
Виктор Врум, разработавший теорию ожидания, исследовал, что само ожидание является оценкой данной личности вероятности наступления того или иного события. Исходя из данной теории мотивация и удовлетворенность находятся в прямой зависимости от того, насколько ожидаемое вознаграждение соотносится с результатами его труда. Если же человек не будет ощущать связь между достигнутым результатом и желаемым вознаграждением, то его мотивация будет ослабевать.
Теория справедливости дополняет теорию ожидания. Люди соотносят свое вознаграждение с вознаграждением других людей, которые выполняют аналогичную работу [4].
Модель Портера-Лоулера, названная в честь ученых, разработавших эту теорию — Лаймана Портера и Эдварда Лоулера, объединяет теорию ожидания и теорию справедливости. Согласно модели ученых, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его умственных и (или) физических способностей, в том числе от осознания им своей роли. Важный вывод из теории говорит о том, что результаты труда являются причиной удовлетворенности работника. Следовательно, можно интерпретировать так, что труд, ведущий к результатам, мотивирует работника повышать результативность [6].
В. Скиннер исследовал теорию усиления, согласно которой, основная идея заключается в том, что поведение людей зависит от их прошлого опыта. Следовательно, сотрудники, выполняя работу, ориентируются на свой прошедший опыт. Они осознают, какие поступки ведут к успеху, а какие — к неудачам [5].
Таким образом, анализ имеющихся теорий мотивации позволяет руководителям осознано подходить к выбору той или иной системы мотивации, основываясь на особенностях своих подчиненных выполнять те или иные задания. Различные теории мотивации в основном взаимодополняют друг друга, чтобы предоставить комплексный подход к решению данной ситуации, что является оценимым вкладом в развитие организационной психологии.
Литература:
- Базарова Т. Ю. Управление персоналом: учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. — М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2007. — 696 с.
- Галецкая, М. Е. Теории мотивации и стимулирования трудовой деятельности / М. Е. Галецкая. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 813–816.
- Генкин Б. М. Экономика и социология труда: учебник для вузов / Б. М. Генкин. — 7-е изд., доп. — М.: Норма, 2007. — 448 с.
- Мескон Н., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 2002. — 704 с.
- Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. /А. Я. Кибанов, И. А. Баткаева, Е. А. Митрофанова, М. В. Ловчева. — М.: ИНФА-М, 2011. — 524 с.
- Шапиро С. А. Основы трудовой мотивации. — Допущено УМО по образованию в обл. менеджмента. — М.: КноРус, 2012. — 251 с.