Современные концепции системы мотивации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №15 (357) апрель 2021 г.

Дата публикации: 07.04.2021

Статья просмотрена: 1037 раз

Библиографическое описание:

Ефимова, М. В. Современные концепции системы мотивации / М. В. Ефимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 295-296. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79816/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье представлены современные концепции системы мотивации, которые включают два основных подхода — содержательные и процессуальные теории мотивации. Содержательные теории основаны на основополагающих потребностях человека, которые влияют на формирование мотивации. Процессуальные соотносят мотивацию человека с его воспитанием, поведенческими особенностями и окружением.

Ключевые слова: мотивация, концепция, современное представление, организационная психология, управление.

В условиях современном организационной психологии мотивация рассматривается как функция управления, которая реализуется через систему стимулов. Исследование коллектива и его потребностей позволяют руководителю создать мотивационную структуру, которая позволит работать с сотрудниками в нужном направлении, что обуславливает актуальность исследования.

Теоретические исследования, посвященные концепциям мотивации и «мотивированности», особенно активно развивались в XX в. Современные концепции системы мотивации подразделяются на содержательные и процессуальные [1].

Самые известные содержательные концепции системы мотивации основаны на теориях таких ученых, как А. Маслоу, Д. Мак-Клелланд и Ф. Герцберг. В целом содержательные теории мотивации основываются на изучении потребностей индивидов, чтобы идентифицировать личностные мотивы человека. Теории вышеописанных ученых опираются на две основные группы потребностей человека — первичные и вторичные. Первичные соотносятся с физиологическими аспектами личности. Вторичные потребности — с психологическими аспектами. Маслоу в своих научных исследованиях считал, что физиологические потребности являются базисными для индивида [1].

Следовательно, их удовлетворение требуется в первую очередь. По мере удовлетворение потребностей на одном уровне — они заменяются потребностями более высокого уровня. Иерархия потребностей Маслоу является упрощенным примером системы мотивации человека, реализовать которую каждый индивид стремится в той или иной степени ввиду своих возможностей.

Основные потребности, по исследованиям Маслоу, заключаются в физиологических: потребность в еде, сне, отдыхе и др. После удовлетворения данных потребностей человек стремится обезопасить свою жизнь, в том числе от неблагоприятных экономических, социальных и др. факторов. Следующая потребность заключается в необходимости дружеского общения, духовной близости и любовных отношений. Осуществление данных потребностей также связано с реализацией потребности в уважении. Возможность человека к самореализации, осуществлению задуманного, карьерные успехи — все это завершает иерархические пирамиду Маслоу [2].

Теория мотивации Мак-Клелланда предусматривает, что потребность индивида во власти и успехе должна быть расположена между потребностями, которые отражают уважение и самовыражение, если соотносить с пирамидой Маслоу.

В середине 1950-х годов Ф. Герцберг исследовал теорию мотивации, которая основывается на потребностях, представленных Маслоу. Ф. Герцберг разработал такую модель, в которой все мотивы, которые относятся к труду, включают гигиенические факторы (условия труда и иные факторы, которые отражают физиологические потребности человека). В том числе ученый выделяет непосредственно мотивации, которые соотносятся с характеристиками и сущностью работы. Теория мотивации Герцберг стала особенно популярной в то время, когда проводились исследования, связанные с влиянием материальных и нематериальных стимулов на поведенческие особенности индивида [5].

Теория Клейтона Альдерфера основана на том, что человеческие потребности объединяются в отдельные группы подобно теории Маслоу. Напротив, Маслоу в своей теории считал, что потребности связаны друг с другом снизу-вверх. Альдерфер считает, что данная особенность не обязательна — движение по иерархии потребностей может осуществляться как снизу-вверх, так и сверху-вниз.

Следовательно, содержательные теории мотивации основываются на исследовании потребностей, в том числе и на выявлении определенных факторов, которые определяют поведение индивидов. Однако содержательные теории мотивации не являются всеобъемлющими для понимания мотивации — они не учитывают влияние внешней среды и учет особенностей поведенческих аспектов. Важное дополнение к содержательным теориям мотивации вносят процессуальные теории.

Вторая по величине группа теорий современной системы мотивации включает процессуальные теории. Процессуальные теории не отрицают, что человек действует на основе своих мотивов и для удовлетворения потребностей, однако учитывается, что человек действует исходя из своего воспитания и уровня познания окружающего мира. Самые известные процессуальные теории мотивации включают теорию ожидания (Виктор Врум), теорию справедливости, модель Портера-Лоулера и теорию Скиннера [3].

Виктор Врум, разработавший теорию ожидания, исследовал, что само ожидание является оценкой данной личности вероятности наступления того или иного события. Исходя из данной теории мотивация и удовлетворенность находятся в прямой зависимости от того, насколько ожидаемое вознаграждение соотносится с результатами его труда. Если же человек не будет ощущать связь между достигнутым результатом и желаемым вознаграждением, то его мотивация будет ослабевать.

Теория справедливости дополняет теорию ожидания. Люди соотносят свое вознаграждение с вознаграждением других людей, которые выполняют аналогичную работу [4].

Модель Портера-Лоулера, названная в честь ученых, разработавших эту теорию — Лаймана Портера и Эдварда Лоулера, объединяет теорию ожидания и теорию справедливости. Согласно модели ученых, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его умственных и (или) физических способностей, в том числе от осознания им своей роли. Важный вывод из теории говорит о том, что результаты труда являются причиной удовлетворенности работника. Следовательно, можно интерпретировать так, что труд, ведущий к результатам, мотивирует работника повышать результативность [6].

В. Скиннер исследовал теорию усиления, согласно которой, основная идея заключается в том, что поведение людей зависит от их прошлого опыта. Следовательно, сотрудники, выполняя работу, ориентируются на свой прошедший опыт. Они осознают, какие поступки ведут к успеху, а какие — к неудачам [5].

Таким образом, анализ имеющихся теорий мотивации позволяет руководителям осознано подходить к выбору той или иной системы мотивации, основываясь на особенностях своих подчиненных выполнять те или иные задания. Различные теории мотивации в основном взаимодополняют друг друга, чтобы предоставить комплексный подход к решению данной ситуации, что является оценимым вкладом в развитие организационной психологии.

Литература:

  1. Базарова Т. Ю. Управление персоналом: учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. — М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2007. — 696 с.
  2. Галецкая, М. Е. Теории мотивации и стимулирования трудовой деятельности / М. Е. Галецкая. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 813–816.
  3. Генкин Б. М. Экономика и социология труда: учебник для вузов / Б. М. Генкин. — 7-е изд., доп. — М.: Норма, 2007. — 448 с.
  4. Мескон Н., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 2002. — 704 с.
  5. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. /А. Я. Кибанов, И. А. Баткаева, Е. А. Митрофанова, М. В. Ловчева. — М.: ИНФА-М, 2011. — 524 с.
  6. Шапиро С. А. Основы трудовой мотивации. — Допущено УМО по образованию в обл. менеджмента. — М.: КноРус, 2012. — 251 с.
Основные термины (генерируются автоматически): потребность, содержательная теория мотивации, теория, теория ожидания, организационная психология, теория мотивации, теория справедливости, иерархия потребностей, процессуальная теория мотивации, современная концепция системы мотивации.


Ключевые слова

мотивация, управление, концепция, современное представление, организационная психология

Похожие статьи

Объяснительная интегративная модель протекания психических процессов

Интегративная психотерапия представляет собой комплексный подход к психотерапевтической практике, основываясь на объединении различных моделей и достижений в области психологии и нейробиологии. Она акцентирует внимание на многоуровневом функционирова...

Исследование проблем мотивации в персональном управлении

В статье рассматриваются теоретические положения мотивационного процесса, его роль на современном этапе развития экономики и бизнеса, излагаются методы исследования управления персоналом.

Мотивация персонала: сущность и значение как функции управления персоналом

В статье рассматриваются состав и структура мотивации, а также стадии процесса формирования мотивации индивида. Обозначены ключевые различия понятий «мотив» и «стимул». Представлены материальные и нематериальные методы мотивации трудовой деятельности...

Психологический анализ уровней принятия управленческих решений и факторов, влияющих на него

В данной статье анализируются уровни принятия управленческих решений, факторы, которые на него влияют, а также роль временных и информационных факторов в принятии управленческих решений.

Коммуникативные способности как фактор успешного общения

В статье рассматриваются разные подходы к пониманию коммуникативных способностей в современной психологии. Описывается структура данного конструкта, его компоненты и детерминанты успешной коммуникации.

Принятие управленческих решений как основная функция современного менеджера

В данной статье излагаются психологические особенности процесса принятия решений в конфликтных ситуациях, возникающих в управленческой деятельности, и результаты опытно-тестовых работ в этом направлении, способствующие повышению эффективности процесс...

Междисциплинарный подход к пониманию категорий «ценность» и «ценностная ориентация»

В статье отмечается зависимость ценностей общества от социально-экономической формации. Рассматриваются философский, социологический, психологический и педагогические подходы к пониманию ценностей. Также раскрывается понятие «ценностные ориентации» и...

Различные методы развития коммуникативной культуры будущих учителей английского языка

В статье рассматриваются методы формирования коммуникативной культуры будущих учителей английского языка, существенные модели обучения, также анализирует уровни задач, отличает активные и пассивные диалоги пользователя с интерактивной окружающей сред...

Трансформация форм межличностной коммуникации в контексте развития культуры

В статье приводятся основные формы межличностной коммуникации и описывается их трансформация в контексте развития культуры общества. Описывается взаимодействие форм межличностной коммуникации в общении людей и их влияние на культуру.

Система мотивации в организации: принципы построения

В статье рассматриваются принципы построения системы мотивации в образовательной организации. Автором определяется перечень принципов системного подхода, используемых при построении системы мотивации и дается их описание в разрезе данной системы.

Похожие статьи

Объяснительная интегративная модель протекания психических процессов

Интегративная психотерапия представляет собой комплексный подход к психотерапевтической практике, основываясь на объединении различных моделей и достижений в области психологии и нейробиологии. Она акцентирует внимание на многоуровневом функционирова...

Исследование проблем мотивации в персональном управлении

В статье рассматриваются теоретические положения мотивационного процесса, его роль на современном этапе развития экономики и бизнеса, излагаются методы исследования управления персоналом.

Мотивация персонала: сущность и значение как функции управления персоналом

В статье рассматриваются состав и структура мотивации, а также стадии процесса формирования мотивации индивида. Обозначены ключевые различия понятий «мотив» и «стимул». Представлены материальные и нематериальные методы мотивации трудовой деятельности...

Психологический анализ уровней принятия управленческих решений и факторов, влияющих на него

В данной статье анализируются уровни принятия управленческих решений, факторы, которые на него влияют, а также роль временных и информационных факторов в принятии управленческих решений.

Коммуникативные способности как фактор успешного общения

В статье рассматриваются разные подходы к пониманию коммуникативных способностей в современной психологии. Описывается структура данного конструкта, его компоненты и детерминанты успешной коммуникации.

Принятие управленческих решений как основная функция современного менеджера

В данной статье излагаются психологические особенности процесса принятия решений в конфликтных ситуациях, возникающих в управленческой деятельности, и результаты опытно-тестовых работ в этом направлении, способствующие повышению эффективности процесс...

Междисциплинарный подход к пониманию категорий «ценность» и «ценностная ориентация»

В статье отмечается зависимость ценностей общества от социально-экономической формации. Рассматриваются философский, социологический, психологический и педагогические подходы к пониманию ценностей. Также раскрывается понятие «ценностные ориентации» и...

Различные методы развития коммуникативной культуры будущих учителей английского языка

В статье рассматриваются методы формирования коммуникативной культуры будущих учителей английского языка, существенные модели обучения, также анализирует уровни задач, отличает активные и пассивные диалоги пользователя с интерактивной окружающей сред...

Трансформация форм межличностной коммуникации в контексте развития культуры

В статье приводятся основные формы межличностной коммуникации и описывается их трансформация в контексте развития культуры общества. Описывается взаимодействие форм межличностной коммуникации в общении людей и их влияние на культуру.

Система мотивации в организации: принципы построения

В статье рассматриваются принципы построения системы мотивации в образовательной организации. Автором определяется перечень принципов системного подхода, используемых при построении системы мотивации и дается их описание в разрезе данной системы.

Задать вопрос