Статья посвящена художественно- продуктивной деятельности. Статья раскрывает содержание методического пособия «Мастерская народов мира», по развитию художественно- творческой деятельности дошкольников через нетрадиционные методы, в которой мастер- классы и конспекты непосредственно — образовательной деятельности по художественно — продуктивной деятельности распределены по различным видам традиций народного мастерства и направлены на развитие творческих, эстетических и интеллектуальных способностей дошкольников, к тому же художественно- продуктивная деятельность, хорошо интегрируется с познавательной, социально- коммуникативной, речевой образовательными областями. Автор дает обобщенную характеристику оценке проведенной работы по продуктивной деятельности, предпринята попытка раскрыть основные причины использования художественной деятельности в ДОУ, а также обобщает практический опыт использования продуктивного творчества. Такой взгляд будет интересен специалистам в области образования — всем педагогам ДОУ и родителям дошколят, желающим перестроить образовательную деятельность в работе с детьми. Так же в статье затрагиваются социальные, психофизические и культурные особенности детей в продуктивной деятельности. Раскрываются, так же хорошо, методы позволяющие решить поставленные задачи в продуктивном процессе.
Ключевые слова: художественное творчество, мастерская, творчество дошкольников, художественно- эстетическое развитие.
В настоящее время художественно-эстетическое развитие ребенка является одним из эффективных средств становления духовно-нравственного облика растущего человека, поскольку в основе нравственного и эстетического развития лежит общий психологический механизм к окружающей действительности и художественным образам.
В психолого-педагогическом процессе помимо традиционных методик обучения все чаще используются нетрадиционные. Нетрадиционные методы необходимы для успешной деятельности ребенка. Так вот, методическое пособие «Мастерская народов мира» по художественно- эстетическому развитию вносит новые идеи, формы художественно-продуктивной деятельности с детьми поликультурного содержания. Новизна представленного методического пособия заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров не только в дошкольных учреждениях, но и дома, позволяет построить процесс совместной и самостоятельной деятельности ребенка в новой форме, в которой мастер-классы и конспекты непосредственно-образовательной деятельности по художественно-продуктивной деятельности распределены по различным видам традиций народного мастерства и направлены на развитие творческих, эстетических и интеллектуальных способностей дошкольников, хорошо интегрируется и с другими образовательными областями: «Познавательной», «Речевой», «Социально — коммуникативной».
Использование художественно- продуктивной деятельности в педагогическом процессе, позволит педагогам перестроить образовательную деятельность в детском саду. Перейти от привычных занятий с детьми, к нетрадиционным, совместно- самостоятельным, непосредственно- образовательным, продуктивным деятельностям и формам работы. Мастер- классы и конспекты, разработанные в методическом пособии «Мастерская народов мира» интересны для детей, разнообразны по содержанию. Они включают в себя различные материалы, поверхности, которые способны удовлетворить ребенка в мелкой моторике рук, всесторонне развиваться, вырабатывать познавательный интерес, проявлять речевую активность, креативность, наблюдательность, что способствует формированию творческой личности и социальному развитию ребенка. Выбранные методы для реализации методического пособия «Мастерская народов мира», направленны на развитие продуктивной деятельности, в познавательно- творческом процессе, с учетом возрастных особенностей: «Объяснительно-иллюстративный — объяснение, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с различными материалами; эвристический — создание творческих моделей; проблемный — постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми; частично — поисковый — решение проблемных задач с помощью педагога; поисковый — самостоятельное решение проблем».
Эти методы позволяют решить следующие задачи:
- Способствовать накоплению у детей познавательно- творческого опыта через практическую продуктивную деятельность.
- Формировать у дошкольников творческий интерес к продуктивной деятельности.
- Совершенствовать у дошкольников процессы сравнения и синтеза, воображения и памяти.
- Развивать умение у детей передавать форму объекта различными средствами, подбирать по форме, размеру, цвету и устойчивости в соответствии с содержанием.
- Воспитывать умение работать в коллективе — в социуме, умение слушать и договариваться, оказывать посильную помощь другим детям;
- Развивать психофизические особенности детей.
Для организации, развивающей предметно- пространственной среды в детском саду рекомендовано пополнить «центр творчества» различными материалами- бисер, бусины, масса по изготовлению керамики, нити, шерсть, бумага для декупажа, скрапбукинга, квиллинга, гравюры, рисовая бумага, краски различных видов и многое другое, а также различные образцы. Кроме этого, в детском саду возможно организовать отдельное помещение — «Студию по художественно- продуктивной деятельности» для педагога дополнительного образования в кружковой работе. Продуктивная работа в студии — это творческий мир фантазий, который оснащен различными видами творческих материалов, с образцами деятельности. Образовательное содержание строится по принципу усложнения- от легкого к сложному, умения, которые получают дети, опираются на уже приобретенные знания.
Мастер- классы и конспекты, представленные в данном методическом пособии возможны для применения во всех видах деятельности, в непосредственно -образовательной деятельности, в совместно-самостоятельной, в режимных моментах, также в индивидуальной, подгрупповой и групповой формах. В самостоятельной деятельности происходит дальнейшее развитие умений, приобретенных в совместно-самостоятельном продуктивном творчестве детей и взрослого. Например, на мастер- классе «Кот Василий» педагог познакомила детей старшей группы с рельефом, как видом скульптуры, научились лепить кота из глины на пластине, выполнять рельеф путем налепа, с помощью, скалки, а в совместно-самостоятельной деятельности раскрасили их красками, далее в самостоятельной деятельности дети играют с ними.
Так, к примеру на мастер- классе «Плетение корзинки из лозы» дети познакомились с методами работы построения корзинки из цветной лозы и с помощью разноцветных ротанговых прутьев, бамбуковых палочек для каркаса, клея, деревянного упора собрали дно, стали собирать стенки, далее в совместно-самостоятельной деятельности, доплели стенки корзины и верхний обод, а в самостоятельной деятельности в «Центре семья» обыгрывали её.
«В дошкольном детстве целесообразно приобщать детей к культуре через искусство, так как дошкольники очень чувствительны к эстетической сфере. В устном, музыкальном и декоративно-прикладном народном творчестве отражаются особенности характера народа, его нравственные ценности — представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, самобытности национального этикета, обрядов, праздников, одежды и быта. В искусстве заключен в обобщенном виде общественно исторический опыт многих поколений людей. Оно передает опыт знаний, мысли, чувства, отношения в образной форме» [6]. Так, направления художественно-творческой деятельности методического пособия «Мастерская народов мира» являются:
«Мастера Кубани» (гончарное дело, керамика, изготовление и роспись посуды, барельефов — элементов архитектуры, плетение из лозы);
«Северный сувенир» (вышивка бисером, скульптура малой формы);
«Живописные этюды Китая и Японии» (суми-э — этюды на рисовой бумаге, батик — роспись по ткани);
«Европейский декор» (украшение предметов в стиле: декупаж, скрапбукинг, квиллинг; гравюра);
«Фелтинг» сухое (валяние из шерсти),
«Стеклянная мозаика» (фьюзинг, витраж);
«Африканские ритмы» (изготовление и декор масок, металлопластика);
«Обереги народов мира» (узелковое плетение, миниатюрная скульптура, изготовление и роспись колокольчиков).
Дети включаются в работу творческих объединений по интересам и вышеперечисленным направлениям, где средствами совместного творчества идет освоение новых- нетрадиционных техник исполнения.
«Одним из направлений такого процесса трансформации является художественное воспитание и обучение ребенка, оно тесно связанно с другими формами воспитания, ориентированными, прежде всего, на поиски гармонии, синтеза, единения человека с миром, в котором он обитает» [6].
Успешному решению задач по развитию практической, продуктивной, творческой деятельности способствует совместная работа детского сада с семьей. В рамках недели художественно-продуктивной деятельности родители приняли участие в ряде мастер- классов, в конкурсе семейного продуктивного творчества «Творчество народов мира», в выставке «Север- край загадок».
Опытом работы использования художественного творчества педагоги обмениваются как внутри ДОУ, так и на мероприятиях городского уровня. На научно-практическом семинаре для педагогических работников дошкольных образовательных организаций, в секции № 2«Художественно- продуктивная деятельность в образовательном процессе детского сада», я выступила на тему: «Нетрадиционные формы художественного творчества в ДОУ».
Результативность проведенной работы показала следующие результаты усвоения детьми методического пособия по художественно- эстетическому развитию: дошкольники эмоционально выполняют художественно- продуктивную работу, осваивают различные виды творческой деятельности, используют продукты деятельности в играх, с помощью педагога создают коллективные сюжетные композиции, различают и называют материалы для работы, понимают их назначение, ориентируются в работе с образцами, исправляют допущенные ошибки.
Художественная- продуктивная деятельность отличается высокой эффективностью и доступностью. Её быстро усваивают педагоги и родители дошкольников. В творческом процессе создается положительная атмосфера между взрослым и ребенком. Наших родителей методическое пособие «Мастерская народов мира» очень заинтересовала. Работа с родителями проходит успешно, они приносят в детский сад, продукты художественной продуктивной деятельности, которые изготавливают дома.
Пособие предназначено воспитателям, педагогам дополнительного образования и родителям детей дошкольного возраста.
Литература:
- Аверина Е., Бронштейн М., Горячкин С., Жуковская Н. Народы мира Детская энциклопедия. — Росмен, 2010.
- Бондарева Н. А. Кубанские народные ремесла. Информационный материал. Армавир:2004.
- Гришина Т. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2005. — № 1.
- Гончарова О. В., Шапарь М. Г. Организация процесса поликультурного воспитания дошкольников в дошкольном образовательном учреждении // Научно-методический журнал. Спецвыпуск № 08. — 2013.
- Джеки Хаун. Игрушки валяшки. — Контент, 2014.
- Золина Р. Е. Методическое пособие для педагогов и родителей «Мастерская народов мира». Краснодар, 2016
- Сазонов А. А. Бытовые и ритуальные традиции в протомеотской керамике. XХIV Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа. Нальчик. 2000
- Курочкина Н. А. Методические пособия по ознакомлению детей с изобразительным искусством /Библиотека программы «Детство». СПб., 2000.
- Юсель С. Декупаж. Самая полная энциклопедия. — АСТ-Пресс Книга, 2012.