В статье рассматривается понятие молодежи и молодости, как возрастного периода, а также, вопросы связанные с повышенным уровнем тревожности современной молодежи, даны рекомендации по борьбе с высокой тревожностью. Актуальность темы работы обусловлена высокими показателями уровня личностной тревожности молодежи и необходимостью психолого-педагогической работы с молодыми людьми.
Ключевые слова: молодость, молодежь, условия жизни, стресс, тревога, тревожность, влияние, социальная работа.
Современная жизнь из-за влияния быстро изменяющихся социальных, экономических и технологических условий предъявляет высокие требования к способности человека адаптироваться. Сегодня не только жители нашей страны, но и большая часть населения планеты в той или иной степени переживает стресс и тревожные состояния. На это повлияли и войны, и всевозможные митинги, протесты, и экономический кризис, и конечно же карантин и самоизоляция в условиях пандемии. Все это затрагивает одну из главных потребностей человека — потребность в безопасности, что в свою очередь оказывает огромное влияние на психологическое состояние человека, вызывая стресс и тревожные состояния.
Что касается молодежи, их завышенные ожидания от жизни, бурная реакция на любые неудачи и недостаток опыта, тревоги по поводу отсутствия собственного жилья и хорошей работы, а у многих, к тому же, необходимость придерживаться режима строгой экономии являются причиной того, что современные молодые люди оказываются очень тревожными, им сложно адаптироваться к сложным ситуациям.
Наиболее полное определение молодости было дано И. С. Коном: «Молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, обусловленных тем и другим социально-психологических свойств». В этом возрасте происходят одни из самых значимых событий: создание семьи и устройства семейной жизни, овладение выбранной профессией, установление отношения к общественной жизни и своей роли в ней. Это наиболее благоприятное время для самореализации. Молодые люди осваивают нормы отношений между людьми (деловых, личных и др.), а также профессионально-трудовых умений.
Но несмотря на описанное выше, можно отметить высокую тревожность молодых людей. Согласно результатам, проведенного исследования на базе Московского Педагогического Государственного Университета, с помощью методики Ч. Д. Спилберга «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности», было выявлено, что уровень личностной тревожности молодежи оказался в большинстве случаев высоким. Выборка состояла из 58 человек в возрасте от 20 до 30 лет . (рис. 1)
Личностная тревожность — у 58,5 % испытуемых на высоком уровне, у 38 % — на умеренном уровне, и всего у 3,5 % — на низком уровне.
Рис. 1. Уровень личностной тревожности молодежи
Высокая тревожность в молодости может быть связана с изменением социальных и экономических условий жизни, и с огромной умственной и нервно-эмоциональной нагрузкой, связанной с постоянным увеличением объема информации и дефицитом времени на полноценный сон из-за учебы или работы, неразрешенными вопросами, связанными с началом самостоятельной жизни, налаженностью быта, неудовлетворением потребностей и т. д.
Наверняка вы слышали понятия тревоги и тревожности. Если вы часто ощущаете психологический дискомфорт, неуверенность в завтрашнем дне и своих силах, перепады настроения, беспокойство, то, вероятно, вы столкнулись с тревогой. Но без коррекции состояния она может перейти в тревожность. «В чем разница?» — спросите вы.
Тревожность — устойчивое качество личности, в то время как тревога — временное состояние (эмоция). Если испытывать иногда тревогу — это нормально, то с тревожностью нужно бороться.
Повышенная тревожность — это психическое состояние, вызываемое воображаемыми или реальными ситуациями, реакцией на страх, не важно реальный он или воображаемый. Такое состояние может сопровождаться повышенной концентрацией внимания и избыточной моторной активностью, но все же проявления индивидуальны.
Необходимо отметить, что существует понятие полезной тревожности. Это ее уровень, необходимый для развития личности. Нормальная и полезная тревожность возникает в ответ на реальную угрозу, не является формой подавления внутреннего конфликта, не вызывает реакции защиты, может быть устранена произвольным изменением ситуации или своим отношением к ней.
Высокий уровень тревожности также, может оказывать крайне неблагоприятное влияние в целом на качество социальной жизни, как отдельной личности, так и общества в целом. Поэтому необходима социальная работа с молодыми людьми, направленная на помощь молодежи преодолеть проблему.
Нами были даны некоторые рекомендации молодым людям по борьбе с высокой тревожностью:
- Для начала необходимо определить причину тревоги. Помните, не зная причину, не следует бороться со следствием.
- Следует научиться сбрасывать напряжение — мгновенно расслабляться. Для этого стоит овладеть навыками аутотренинга, с которыми можно познакомиться в многочисленных пособиях.
- Дайте отдых своей нервной системе. Запомните: хорошо работает лишь тот, кто хорошо отдыхает. Лучший отдых для нервной системы — сон, в том числе и кратковременный дневной (от 5 до 30 минут). В идеале в конце каждого часа работы нужно отдохнуть 2–5 минут.
- Смена жизненной ситуации. Если тревожные переживания связаны с какой-либо определенной сферой — работой, семейным положением, кругом общения, попробуйте что-то поменять именно в этой части вашей жизни. Начните с малого, не обязательно сразу увольняться с работы или разводиться с супругом. Подумайте, какие доступные вам изменения привнесут комфорт и большее удовлетворение, притворите их в жизнь.
- Общайтесь с близкими людьми. Наличие у человека широкого круга общения и тесных социальных связей значительно снижает уровень тревожности.
- Занимайтесь спортом. Регулярные тренировки благотворно воздействуют на организм человека, помогают выплеснуть накопившееся напряжение, переключиться на позитивный лад.
- Попробуйте способы саморегуляции, например, такие как: переключение, отвлечение или снижение значимости и т. д.
- Попробуйте нарисовать свои тревоги. Посмотри на них издалека. Задайте себе вопросы: «Когда она появляется? Зачем? Какие твои качества делают ее сильнее, а какие наоборот?»
- Примите то, что вы не можете контролировать все. Посмотрите на свою тревожность в перспективе — действительно ли все так плохо, как вы думаете?
- Одно из главных оружий в борьбе с тревожностью — самосознание. Таким образом, для избавления от тревожности работайте над собой, над мировоззрением, расписывайте жизненные планы (на месяц, год, пять лет, десять). Не думайте, получится или нет, что произойдет. Просто действуйте, будучи уверенным в своих силах и возможностях.
В заключении стоит сказать, что главный принцип тревожности: чем больше ты переживаешь, тем больше страдает качество деятельности. А от этого еще больше развивается тревожность. Да, это замкнутый круг и его в прямом смысле нужно разрывать.
Отметим, что снизить тревогу иногда удается самостоятельно, но чаще всего, эффективно и на длительный срок скорректировать высокий уровень тревожности может помочь только специалист. Если же тревога мешает жить и сопровождается навязчивыми мыслями, например, о самоубийстве, яркими физиологическими симптомами вроде сильной усталости, тошноты, которые долго не проходят, и такими паттернами поведения, как избегание (вы паникуете на людях), необходимо обязательно обратиться за помощью к специалисту.
Итак, снижение уровня тревожности является одной из актуальных и задач психологии и социальной педагогики. Она ставит исследователей перед необходимостью наиболее полного и многомерного изучения данной области и применения полученных данных на практике.
Литература:
- Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологии. В двух томах. Том 1 Издательство: Санкт-Петербургского университета, 2007 г
- Аракелов Н., Шишкова Н. «Тревожность: методы ее диагностики и коррекции» / Вестник МУ, сер. Психология. — 1998, № 1.
- Астапов В. М. Функциональный подход при изучении состояния тревоги — Психологический журнал, 1992, № 5, с. И1–120.
- Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание — М.: Политиздат, 1987. — 366 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]. — М.: СПб.: ЭЛБИ, 2008. — 632 с.