В статье проведен анализ действующей системы государственного финансового контроля в сфере строительства и ремонта жилья. Определен ряд проблемных аспектов, в частности, несовершенство действующего законодательства, несоответствие проведения инспектирования при выборе объектов для проверки. Предложены направления дальнейшего развития системы государственного финансового контроля, способствующие эффективному управлению и контролю использования государственных ресурсов.
Ключевые слова: финансовый контроль, строительство, регулирование строительной отрасли, внутренний контроль, аудит эффективности, инспектирование, ревизия.
The article analyzes the current system of state financial control in the field of housing construction and repair. A number of problematic aspects are identified, in particular, the imperfection of the current legislation, the inconsistency of the inspection when selecting objects for inspection. The directions of further development of the system of state financial control that contribute to the effective management and control of the use of state resources are proposed.
Keywords: financial control, construction, regulation of the construction industry, internal control, performance audit, inspection, audit.
Строительство — это ключевой фактор экономического роста, который должен превратиться в национальный экономический приоритет при условии расширения доступности жилья, усилении роли государства в процессе обеспечения массового жилищного строительства. Одной из самых сложных проблем развития строительного комплекса России является создание институтов и инструментов финансирования строительно-ремонтных работ, а также процесса рефинансирования жилищного строительства. Государство должно обеспечить соответствующую организацию и дисциплину в действиях субъектов строительного рынка с целью достижения сбалансированности, пропорциональности и оптимальности производственного процесса [1, c. 280].
Формирование такой системы хозяйствования, как показывает опыт экономически развитых стран мира, нуждается в становлении новой системы государственного регулирования строительной отрасли, ведущее место в которой занимает государственный финансовый контроль. Следовательно, насущной необходимостью является системное теоретическое исследование финансового контроля в строительстве: его особенностей, инструментов, анализа динамики развития с учетом специфики национальной системы финансирования.
Целью данной статьи является оценка влияния финансового контроля на эффективность финансирования процесса строительства, как решающее условие экономического роста строительного комплекса страны, доказательство утверждения, что рациональная организация и эффективное функционирование системы финансово-экономического контроля улучшает управляемость рыночными отношениями на строительном рынке.
Особенностями строительного рынка является то, что государственное финансирование строительства незначительное и не превышает 2 % от его общих объемов. Экономический эффект от развития этой отрасли заключается в мультипликационном эффекте средств, вложенных в строительство. Кроме того, обеспечение и ремонт жилья — это актуальная и глобальная социальная проблема, решение которой «является универсальным ответом на целый ряд проблем социального характера» [5].
К тому же неудовлетворительно на состояние строительства влияют многочисленные факты растраты государственных средств, которые направлялись государственным и частным строительным компаниям для строительства общественно необходимых объектов.
Необходимость создания в России эффективной системы государственного регулирования строительной отрасли обусловлена объективными обстоятельствами.
Государственное управление — это осуществление организующего влияния на хозяйство, причем экономическая функция государства — самая важная, от ее эффективности зависят другие общественные функции. Поскольку экономические отношения между субъектами рынка, подлежащими государственному регулированию, чаще всего выражаются через финансы, то в обеспечении государственного регулирования строительной отрасли ведущее место принадлежит управлению финансами.
Важность государственного регулирования строительной отрасли, прежде всего, обусловлена недостаточным объемом финансовых ресурсов и вызванной этим потребностью финансового контроля их потоков с целью обеспечения законного, целевого и эффективного их использования, а также стабильного развития строительства.
Для этого необходимо принимать контрольные действия, направленные на гарантирование выполнения поставленных задач. Как на этапе планирования, так и в процессе осуществления регулирования органы финансового контроля должны иметь данные об изменении поведения объектов строительного комплекса, чтобы в случае необходимости своевременно скорректировать приоритеты развития строительства и ремонта жилья, заменить регуляторы, которые не способны эффективно влиять на деятельность строительных компаний. До окончания такой работы необходимо также иметь достоверную информацию, чтобы правильно оценить фактически сделанное и достигнутое, выявить недопустимые отклонения от цели и связанные с этим негативные последствия, найти новые, ранее не известные возможности и резервы [2, c. 65].
Таким образом, финансовый контроль выполняет роль «информатора» в системе государственного регулирования строительного рынка. Одной из проблем организации финансового контроля в строительстве и ремонте жилья является то, что из-за бюджета финансовые ресурсы сосредоточены в стратегически важных отраслях, ведь по уровню управления в распоряжении государства находятся только финансовые ресурсы бюджетной системы различных государственных централизованных и децентрализованных фондов и финансовых институтов. Остальные финансовые ресурсы находятся в управлении предпринимательских структур и населения, поэтому государство не имеет реальных рычагов влияния на ход социально-экономических процессов в строительстве. Это означает отсутствие главной предпосылки построения эффективной системы государственного финансового контроля предпринимательской деятельности в строительстве, которая заключается в способности органов такого контроля оказывать ревизионные действия.
Однако несмотря на то, что финансовые ресурсы, как денежные накопления и доходы, должны обеспечить стабильный рост строительных товаров и услуг, государство не может стоять в стороне от процесса мобилизации и контроля финансов. Кроме того, если в деятельности частных предприятий и зданий строительного комплекса на первом месте-коммерческая выгода, то для государства главное-национальные интересы.
Безусловно, важной задачей государственного финансового контроля является аудит эффективности выполнения государственных целевых программ, направленных на развитие жилищного строительства. Так, для обеспечения контроля за расходованием государственных кредитных ресурсов органами государственной контрольно-ревизионной службы проведены ревизии в Государственном специализированном финансовом учреждении с целью проверки реализации бюджетных программ, связанных с процессом льготного долгосрочного кредитования, на которые было выделено 233,3 млрд. руб. из государственного бюджета и 40,5 млрд. руб. — из местного [8, c. 73].
В результате ревизионных действий, проведенных органами государственной контрольно-ревизионной службы, выявлено нарушений финансового и бюджетного законодательства на сумму 265,9 млрд. руб. В частности, нарушение требований Порядка предоставления льготных долгосрочных кредитов молодым семьям и одиноким молодым гражданам на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья, привело к тому, что при планировании общих объемов кредитных ресурсов на бюджетный период не учитывалась потребность в средствах региональных управлений. Как следствие, региональными управлениями взято внебюджетных обязательств без соответствующих ассигнований по предоставленным кредитам на общую сумму 4,8 млрд. руб. [5, c. 28].
Эффективной реализации государственной политики в сфере молодежного строительства жилья препятствует неудовлетворительный уровень выполнения требований действующего законодательства относительно проведения закупок товаров, работ и услуг за государственные средства, в результате чего с нарушением использовано 196,3 млрд. руб. бюджетных средств. Указанное обусловило привлечение к молодежному строительству посреднических структур, а не подрядных организаций, завышение стоимости жилья, направление на завершение строительных работ дополнительных бюджетных ресурсов в значительных объемах, промедление со своевременной сдачей жилья.
Несмотря на то, что на страхование финансовых рисков Фондом было потрачено более 5 млрд. руб., фактически были застрахованы риски, наступление которых практически невозможно, а реальные риски не были застрахованы вообще. По результатам проведенных ревизий необходимо предложить четкий механизм определения очередности при получении льготных кредитов, обязательства заемщиков возмещать в бюджет сумму полученных льгот при условии продажи ими жилья, часть стоимости которого оплачена за счет бюджетных средств, определения критериев отбора рисков в период строительства и ремонта жилья и выполнения заемщиками обязательств по кредитам, подлежащим страхованию за счет бюджетных средств [7, c. 182].
Таким образом, в современных рыночных условиях на строительном рынке происходит не упрощение, а усложнение финансовых аспектов деятельности государства, в частности, финансового контроля в связи с активным привлечением к удовлетворению общественных потребностей строительных компаний различной формы собственности, использованием для обслуживания строительного рынка банковской инфраструктуры и инфраструктуры других финансово-кредитных учреждений. Главной целью государственного финансового контроля в строительстве и ремонте жилья, становятся интересы государства не только как собственника и производителя строительных товаров и услуг, но и как организатора создания условий для реализации интересов субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности и граждан. В то же время смещение в рыночных условиях центра тяжести в нормативной регуляции поведения от норм, базирующихся на запрете, до норм предоставления гарантированных государством возможностей обеспечения субъектам строительного рынка взаимности своих прав, обязанностей и ответственности, влечет изменения методов и форм финансового контроля в строительстве, поскольку наряду со средствами и имуществом финансовому контролю должны подлежать операции с финансовыми инвестициями и нематериальными активами; средствами частных лиц; обслуживание долговых обязательств.
Литература:
- Азаренкова Г. М. Пути совершенствования финансового контроля: определение и обоснование/Азаренкова Г. М.//Бизнес Информ. — 2018. — № 12. — С. 280–283.
- Айвазлы А. Н. Особенности аудита строительных предприятий // European Social Science Journal. 2018. № 7–2. С. 65–70.
- Алексеев Д. Б. Финансовый контроль как самостоятельная организационно-правовая форма контрольной деятельности // Бизнес в законе. 2018. № 6 С. 182.
- Жуков А. Л. Планирование аудиторской проверки застройщика с учетом требований системы контроля качества // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2018. Т. 2. № 3. С. 77–82.
- Куликова Е. С. Этапы организации внутрихозяйственного контроля на предприятиях строительной отрасли // Современные концепции управления социально-экономическим развитием государства. — 2019. — С. 28–31.
- Мирскова В. В. Актуальные проблемы совершенствования финансового контроля // В сборнике: экономика и современный менеджмент: теория, методология, практика сборник статей III Международной научно-практической конференции. 2018. С. 71–73.
- Рудакова Е. К. Анализ особенностей организации учетной системы на предприятиях строительной отрасли // Наука, техника и образование. — 2019. — С. 180–182.
- Уварова С. С., Беляева С. В., Паненков А. А., Белянцева О. М. Реализация стоимостного аудита в строительстве в условиях цифровизации // Экономика в инвестиционно-строительном комплексе и ЖКХ. 2019. № 2 (17). С. 73–79.