Формирование правосознания и правовой культуры учащейся молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (357) апрель 2021 г.

Дата публикации: 12.04.2021

Статья просмотрена: 1944 раза

Библиографическое описание:

Миронова, М. Т. Формирование правосознания и правовой культуры учащейся молодежи / М. Т. Миронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 324-326. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79903/ (дата обращения: 18.12.2024).



Сегодня одной из актуальных проблем является такая, как развитие правосознания гражданского общества в России. Для достижения этой цели надо развивать политику, которая повышает уровень правовой культуры граждан. Также надо найти правильное направление для становления правовой культуры не только граждан государства, а еще и нашего подрастающего поколения.

Правосознание и правовая культура является одним из основных разделов общей теории государства и права. Научные представление о правосознании и правовой культуре и их соотношения с правом представляют очень важную определяющую специфику право-понимания. Существование действия права генетически предопределяет появление правосознания. Культура — это и есть способ существования человека, его деятельности и результатов этой деятельности. Право, как и другие соционормативные системы регулирования, является институтом культуры, определяющаяся её уровнем и характером развития. Влияние культуры на право и их взаимосвязь отображены в понятии «правовая культура». Правовая культура является частью общей культуры, т. е. культуры отдельной личности, общества, цивилизации, под которой понимают всю совокупность ценностей, выработанных обществом.

Сегодня наше подрастающее поколение и молодежь являются вполне самостоятельным субъектом-носителем правовой культуры в обществе, поскольку обладают всеми необходимыми его признаками: активной мобильностью, внешней обособленностью, способностью вырабатывать, выражать и осуществлять персонифицированную правовую волю, а также свойствами субъекта права в силу юридических норм.

Усвоение юридических знаний является очень важным показателем в формировании правовой культуры, как с точки зрения его самоценности для данных целей, так и с точки зрения его влияния на другие показатели. При этом, нельзя не отметить и тот факт, что юридические знания были и остаются тем компонентом, который в наибольшей степени понятен и освоен в контексте обучения. Однако, очевидно, что одним усилением знаниевой составляющей, нельзя добиться положительных результатов в формировании правосознания. К примеру, такой показатель, как отношение к правовой действительности и практике реализации правовых норм, формируется не только, и даже не столько, при непосредственном обучении детей, сколько в процессе их жизни, в том числе школьной, когда они в своей деятельности сталкиваются с необходимостью соблюдения установленных норм, в том числе ещё и наблюдать степень соблюдения этих норм педагогическими работниками, администрацией школы, родителями, другими обучающимися, оценивают степень соответствия данных норм, как действующему законодательству, так и здравому смыслу [1].

Правосознание играет важную роль в формировании и развитии не только государства, но и самой молодёжи. Правосознание зависит от воли, убеждений, взглядов граждан на правовые и политические явления, которые окружают сегодняшнюю молодёжь изо дня в день. Правосознание имеет свою структуру: правовая идеология, правовая психология, личностные ценности индивида, субъективная воля индивида и индивидуальные знания о праве.

Правовая культура отличается от правосознания тем, что последнее включает в себя лишь совокупность идей, воззрений, теорий, ориентаций, выражающих отношение индивида и общества к нраву, а правовая культура представляет собой положительный тин отношения к правовым явлениям, который выражается в деятельности индивида, юридических учреждений. Поэтому правовая культура- понятие более широкое, нежели правосознание. Оно характеризует уровень правосудия, включает в себя степень знания права, правовые ориентации лежащие в основе деятельности исполнительной власти, должностных лиц. Высшим уровнем проявления правовой культуры является правовая активность индивида. Она выражается не только в законопослушном поведении индивида, но и способности личности к активным, творческим действиям в сфере реализации права, а также в сфере правового регулирования.

Структура правовой культуры представляет собой взаимодействие различных компонентов позитивного правового поведения: познавательный (гносеологический), ценностно- ориентационный, деятельностный (поведенческий).

Отсюда следует, что правосознание отражает взгляды, убеждения и отношения граждан к праву. Правосознание граждан строится прежде всего на правосознании каждого индивида, а его правосознание в свою очередь формируется под влиянием политического, нравственного и других видов воспитания, в том числе и религиозного.

Механизм формирования правосознания молодой личности функционируется посредством работы большого количества субъектов- носителей правовой культуры, к которым, прежде всего, следует отнести семью, контингент сверстников, коллектив, средства массовой информации, различные молодёжные объединения и государства.

В 2012 году в обязательную школьную программу были введены курсы ОРКСЭ и ОДНКНР («Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы нравственно- духовной культуры народов России. В некоторых образовательных учреждениях помимо изучения основ религии, ещё и изучали такой предмет, как «правоведение». Это послужило не малым показателем уровня правосознания и правовой культуры у обучающейся молодёжи России. Я считаю, что, введя раньше в наших школах курсы изучения основ религии своего народа, повышали уровень правовой грамотности, что способствовало формированию правосознания и правовой культуры. Но, к сожалению, в 2019 году эти предметы исключили из школьной программы. Конечно, исключение этих школьных предметов отнюдь не главная преграда к формированию правового знания.

В ходе исследования данной проблемы, в одном из районов нашей республики мы провели опрос в форме анкетирования «Правовая грамотность», участниками которого стали обучающиеся общеобразовательной школы районного центра и маленького села. Согласно полученным нами данным, идеальным, высоким уровнем правовой культуры обладают 0 % опрошенных. Примерно одинаковое количество опрошенных старшеклассников обладают средним и минимально допустимым уровнем 29 % и 31 % соответственно. Самое большое число респондентов 40 % приходится на старшеклассников, обладающих низким уровнем правовой грамотности.

Таким образом, из ответов респондентов видно, что уровень правового знания находится не на высшем уровне. Большинство при необходимости информацию о правах и свобод берут из интернета. Необходимо осуществлять больше просветительской работы по правовой грамотности как со стороны школы, так и со стороны родителей. Как родители, так и образовательные учреждения должны помнить, что повышение уровня правового знания является гарантией снижения числа правонарушений.

Обучение правам человека является составляющей гражданского образования. Для жизни в правовом государстве, в гражданском обществе необходимо поднять уровень обучения правам человека, правам ребенка. Через обучение правам человека, правам ребёнка помочь увидеть ценности прав человека, их социальную роль, научить подрастающее поколение жить в демократическом государстве, уважать права других людей, решать споры и конфликты правовыми методами. Это способствует воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к национальным и религиозным традициям других народов. Содействует формированию нравственной, эстетической и правовой культуры подрастающего поколения.

Правовое воспитание — это система мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры.

Правовое воспитание длительный процесс. Он начинается практически с детства и продолжается всю человеческую жизнь. Французский материалист 18 века Гальвеций говорил, что вся жизнь есть, собственно говоря, лишь одно воспитание. Но самый благодатный период- молодые годы, когда центральная нервная система человека отличается наибольшей пластичностью и восприимчивостью. Формирование правового сознания и правовой активности- дело не одного дня. Результаты правового воспитания обнаруживают себя не так быстро, как результаты обучения. Для того, чтобы можно было сказать что-то определённое о результатах правового воспитания необходимо длительное наблюдение за воспитуемым, причём в различных условиях, в различной обстановке [2].

Литература:

  1. Егоров И. А., Умняшова И. Б.//Проблема формирования правосознания обучающихся в условиях децентрализации нормативного регулирования деятельности образовательных организаций/2017/С.18
  2. Кистяковский Б. А. Право и метод//Русская философия права: философия веры и нравственности: Антология. СПб/1997//С.143
Основные термины (генерируются автоматически): правовая культура, подрастающее поколение, правовое воспитание, правовая грамотность, правовое знание, правосознание, гражданское общество, норма, уровень, формирование правосознания.


Похожие статьи

Формирование языковой и коммуникативной культуры младших школьников

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

Формирование духовно-нравственной культуры в процессе подготовки специалистов высшей школы

Формирование основ духовно-нравственной личности ребёнка-дошкольника

Формирование этнокультурной самоидентификации обучающихся в воспитательном пространстве образовательных учреждений

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности

Формирование читательской культуры младших школьников на уроках внеклассного чтения

Развитие нравственной и творческой личности в системе среднего профессионального образования

Формирование культуры речевого общения младших школьников

Похожие статьи

Формирование языковой и коммуникативной культуры младших школьников

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

Формирование духовно-нравственной культуры в процессе подготовки специалистов высшей школы

Формирование основ духовно-нравственной личности ребёнка-дошкольника

Формирование этнокультурной самоидентификации обучающихся в воспитательном пространстве образовательных учреждений

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности

Формирование читательской культуры младших школьников на уроках внеклассного чтения

Развитие нравственной и творческой личности в системе среднего профессионального образования

Формирование культуры речевого общения младших школьников

Задать вопрос