В данной статье представлены сравнительные характеристики некоторых решений АСУДД российских поставщиков, описан ряд продуктов в области traffic management реализуемых международными компаниями, выявлены отличительные особенности программно-технических решений российских и зарубежных производителей в области автоматизации управления движением транспортных потоков.
Ключевые слова: улично-дорожная сеть, УДС, автоматизированная система управления дорожным движением, АСУДД, транспортные потоки, городская дорожно-транспортная система, traffic management, ИТС.
Опережающие темпы роста уровня автомобилизации в сравнении с темпами развития улично-дорожной сети (УДС) без внедрения эффективных решений в области управления дорожным движением приводят к усложнению функционирования автомобильной транспортной системы современных городов склонных к все более высокому уровню урбанизации. Без обеспечения технической стороны процесса управления движением транспортных потоков УДС постепенно исчерпывает свою пропускную возможность, приводя к снижению скорости передвижения автомобилей, регулярным транспортным заторам, усилению степени транспортной усталости населения, увеличению расхода топлива и уровня загрязнения.
Для обеспечения эффективного процесса управления движением транспортных потоков на дорожной сети города или автомагистрали предназначена автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД), основным функционалом которой, согласно нормативным документам, является: управление (автоматическое координированное управление движением, поиск и прогнозирование дорожной ситуации с выбором соответствующих управляющих воздействий, диспетчеризация и т. д.) и информирование (сбор и анализ статистических данных о параметрах объекта управления, детектирование и идентификация участников движения и т. д.).
АСУДД представляет собой программно-технический комплекс, создаваемый по модульному принципу, обеспечивая возможность интегрирования модулей в систему более высокого уровня обеспечивая возможность модернизации и дальнейшего развития.
Российские АСУДД характеризуются тем, что каждая компания разрабатывает комплексное решение для интеграции в городскую дорожно-транспортную систему, выделяя потребности и реализуя (и в дальнейшем сопровождая) решения их обеспечивающие. Характеристики основных комплексных АСУДД, предлагаемых российскими компаниями представлены в таблице 1.
Таблица 1
Характеристики российских АСУДД [1, 2, 3]
Параметр |
Характеристика |
||
АСУДД Спектр |
АСУДД КС |
АСУДД Автоматика |
|
Разработчик |
ЗАО «Рипас» |
ООО «Комсигнал» |
ООО НПО «Автоматика-Д» |
Система датчиков |
Индукционные петлевые датчики; инфракрасные датчики; видеодетекторы (камеры); радиочастотные (микроволновые) датчики. |
Инфракрасный детектор транспорта ДТ-1. |
Видеодетекторы транспорта ВД; инфракрасный детектор транспорта PIR ДТ. |
Режимы управления используемые на светофорном объекте |
локальный (автономный); координированное управление (в составе АСУДД); диспетчерское управление. |
координированное управление (в составе АСУДД); диспетчерское управление; локальный (автономный); ручное управление (через подключенный к контроллер пульт) |
координированное управление (в составе АСУДД); диспетчерское управление; локальный (автономный); ручное управление (через подключенный к контроллер пульт) |
Территориальное применение |
г. Адлер, г. Казань, г. Кемерово, г. Киров, г. Краснодар, Москва, г. Пермь, Санкт-Петербург и Ленинградская область, г. Сочи, г. Тверь, г. Тюмень, г. Ульяновск, г. Ярославль |
г. Альметьевск, г. Волгоград, г. Екатеринбург, г. Казань, г. Караганда, г. Кокшетау, г. Петропавловск, г. Талдыкорган, г. Тамбов, г. Томск, г. Челябинск. |
г. Омск, г. Тюмень |
Поддерживаемые алгоритмы |
обнаружение заторов; зеленая улица. |
||
многокольцевой режим с регулированием по отдельным направлениям; контроль разрыва потока с “интеллектуальным” изменением порога срабатывания; динамическое изменение ПК; местное гибкое регулирование; приоритетный пропуск; |
|||
Интеграция |
Интеграция с дополнительными средствами информирования такими как информационные табло и знаки переменной информации |
||
Российские поставщики решений АСУДД на сегодняшний момент предлагают переход к более сложным интеллектуализированным системам лишь локально, в большинстве случаев сводя принцип интеллектуальных систем управления городскими транспортными потоками к переключению управляющих сигналов (светофоров, табло или дорожных знаков), а успешным фактором интеграции в городскую структуру, как правило, считают реализацию алгоритма «зеленая улица».
Иностранные компании разрабатывают и поставляют продукты решающие более широкий спектр задач: Анти-Вор / обнаружение и контроль передвижения транспортного средства; автоматическое обнаружение аварий и принятие превентивных мер; контроль автомобильных стоянок; E Challan Systems (автоматизация платежей за пользование городскими платными сервисами, автоматизированная оплата штрафов); приоритет пропуска транспорта, к примеру транспорта пожарных частей или скорой помощи; система помощи водителю транспортного средства (VDA); центр управления городским движением; глобальные системы телекоммуникации для транспортных средств.
Еще одной отличительной особенностью данной отрасли в иностранном сегменте является то, что каждая компания, разрабатывающая какие-либо решения, специализируется и узко специализируется только на своем направлении, такими как:
– Traffic Monitoring Systems (система мониторинга транспорта);
– Traffic Signal Control Systems (управляющие сигналы в дорожно-транспортной системе);
– Traffic Enforcement Camera (производители систем наблюдения за дорожной ситуацией);
– Integrated Corridor Management (ICM) (управления «коридорами»);
– Intelligent Driver Information Systems (информационные системы для водителей);
– все остальные.
В таблице 2 приведен список некоторых лидирующих в данной отрасли международных компаний с описанием предлагаемых ими продуктами в области traffic management.
Таблица 2
Международные компании в области traffic management
Компания |
Характеристика |
Videonetics (International) [4] |
Компания, специализирующаяся на технических и программных средствах сбора и обработки видео информации, разработала решение для Traffic Monitoring Systems. Vehicle Entry-Exit Monitoring Software — «Мониторинг въезда-выезда транспортных средств» (VEEM) — это приложение с открытой архитектурой, которое контролирует транспортные средства, въезжающие или выезжающие из закрытого помещения или территории. |
Hitachi Ltd. (Азия) |
Hitachi и Hitachi Transport System внедряют систему управления и мониторинга в области логистических перевозок, а именно совместного использования транспортных средств в интересах логистического сектора Таиланда. |
Raipur Smart City Limited (Индия) |
Государственный проект Индии по направлению «Умный город» одним из подразделов является Intelligent traffic management. |
Компания Agero (International) |
Компания, получающая основную прибыль с заказов на осуществление грузо- или пассажиро-перевозок. Лидирует, как разработчик мобильных сервисов для мониторинга и управления процессом транспортной логистики. |
Компания ADCCO (International) |
Производит портативные изменяемые дорожные знаки |
DENSO Corporation (Япония) |
Разработчик автоматизированных систем интегрированных в транспортное ср улично-дорожная сеть, УДС, автоматизированная система управления дорожным движением, АСУДД, транспортные потоки, городская дорожно-транспортная система, traffic management, ИТС едство. |
Advantech Co., Ltd. (США) |
Производство контроллеров управления дорожным движением, предназначенных для интеграции с различными сервисами управления дорожным движением, таких как электронная система взимания дорожных сборов, городское наблюдение, дорожное наблюдение и распознавание номерных знаков. |
Зарубежных производителей систем и оборудования для контроля дорожного траффика, от российских, отличает более узкая направленность производства и более полная интеграция с другими, уже существующими городскими сервисами, такими как: системы сбора платежей для проезда по платным дорогам или территориям; логистические и диспетчерские системы общественного транспорта и такси; сервисы, предлагаемые производителями и провайдерами данных транспортных навигационных устройств и т. п.
Анализ сравнительных характеристик АСУДД российских поставщиков, а также некоторых функциональных решений зарубежных компаний, обеспечивающих высокую эффективность процессов автоматизации управления городскими транспортными потоками, выявил недостаточно быструю трансформацию российских АСУДД в более сложные интеллектуализированные системы, что могло бы обеспечить снижение нагрузки на УДС в долгосрочном периоде.
Литература:
- Официальный сайт компании ЗАО «РИПАС» [Электронный ресурс]. — URL: http://ripas.ru/
- Официальный сайт компании ООО «Комсигнал» [Электронный ресурс]. — URL: http://comsignal.ru/
- Официальный сайт компании ООО НПО «Автоматика-Д» [Электронный ресурс]. — URL: http://avtomatika-d.com/
- Official website of the company Videonetics Technology Pvt. Ltd. [Electronic resource]. — URL: https://www.videonetics.com/products/itms/