Научная статья посвящена исследовательскому анализу основных изменений в сфере налогообложения Российской Федерации, которые были произведены в периоде пандемии коронавируса и направлены на оптимизацию бюджетной политики государства. Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях кризиса пандемии эффективнее принимать мероприятия, направленные на снижение уровня налоговой нагрузки на бизнес, что позволяет ему обеспечивать экономическую эффективность своей коммерческой деятельности и увеличивать тем самым налоговые расчеты в региональные бюджеты. В рамках статьи проанализировано влияние пандемии коронавируса на российскую экономику и ее бюджетную систему. Рассмотрены и проанализированы основные изменения в сфере налогообложения, которые были приняты Правительством РФ за период пандемии.
Ключевые слова: налогообложение, налоги, налоговая нагрузка, налоговые доходы, региональный бюджет, налоговая политика, бюджетная система.
The scientific article is devoted to a research analysis of the main changes in the taxation of the Russian Federation, which were made during the coronavirus pandemic and aimed at optimizing the budgetary policy of the state. The relevance of the study is due to the fact that in a pandemic crisis, it is more efficient to take measures aimed at reducing the level of tax burden on businesses, which allows them to ensure the economic efficiency of their commercial activities and thereby increase tax payments to regional budgets. The article analyzes the impact of the coronavirus pandemic on the Russian economy and its budgetary system. Considered and analyzed the main changes in the field of taxation, which were adopted by the Government of the Russian Federation during the period of the pandemic.
Key words: taxation; taxes; the tax burden; tax revenues; regional budget; tax policy; budget system.
Актуальной проблемой современности для бюджетной системы национальной экономики Российской Федерации является распространение пандемии коронавируса COVID-19, последствия от которой приводят к финансовой неустойчивости хозяйствующих субъектов, которые выступают основными источниками налоговых доходов в региональные бюджеты. Соответственно, текущий период кризиса отечественной экономики формирует необходимость снижения уровня налоговой нагрузки и принятия государственных мероприятий, направленных на фискальную поддержку хозяйствующих субъектов.
Ключевая ошибка для государства — это воспринимать уровень налоговой нагрузки как ключевой индикатор, от которого зависит поступление налогов в бюджет на разных уровнях (федеральный, региональные и местные). Дело в том, что увеличение уровня налогового бремени не всегда приводит к росту поступления налоговых доходов. В основном, процесс обратный. Чрезмерный рост налоговой нагрузки приводит к снижению потенциала поступления налогов в региональные бюджеты субъектов РФ, поскольку:
— увеличение налогов приводит к повышению уровня уклонения от их уплаты;
— увеличение налогов приводит к снижению объема потребления, что снижает поступления налога на добавленную стоимость;
— увеличение налогов приводит к снижению объема производства предприятий, что снижает поступления налога на прибыль.
Рис. 1. Динамика уровня налоговой нагрузки на бизнес предприятий экономики Российской Федерации в период 2012–2019 гг., в % [5]
За 2019 год уровень налоговой нагрузки на бизнес составил 33,5 %. С 2018 по 2019 гг. рост налоговой нагрузки составил 2,2 %, что, в первую очередь, было связано с повышением уровня НДС с 18 % до 20 %, выступающего основным косвенным налогом.
Такое увеличение налогового бремени приводит к снижению финансовых результатов производственной деятельности предприятий, осуществляющих в дальнейшем более низкие капитальные вложения в развитие бизнеса и масштабирование производства.
Современный этап развития экономики России столкнулся с серьезным вызовом — пандемией коронавируса, из-за негативного воздействия которой наблюдается спад деловой, производственной, финансовой и инвестиционной активности малых форм хозяйствующих субъектов и предпринимательских структур.
Пандемия коронавируса COVID-19 — это вызов не только для экономики страны, но и для ее налоговой системы. В первую очередь, ожидается негативное влияние карантинных мер на объем поступления налоговых доходов в федеральный бюджет РФ.
Формируется угроза формирования национального экономического кризиса, что в первую очередь, будет связано с банкротством малых фирм, собственники, управляющие и рабочий персонал которых являются одними из главных движущих факторов совокупного спроса/потребления.
Исходя из этого, задачей Правительства РФ является организация мероприятий государственной поддержки развития субъектов бизнеса на период пандемии коронавируса и карантинных ограничений хозяйственной деятельности.
Так, были приняты следующие налоговые методы преодоления последствий коронавирусной инфекции в российской экономике, среди которых [1; 2; 3; 4]:
1. Возможная трехмесячная отсрочка уплаты страховых взносов для субъектов малых форм хозяйствования (в основном для индивидуальных предпринимателей).
Эффективность данного метода преодоления последствий пандемии невысокая, поскольку изначальная отсрочка уплаты страховых взносов предполагала ситуацию, что в дальнейшем до конца 2020 года ситуация нормализуется. Однако, наступил 2021 год, а последствия коронавирусной инфекции для российской экономики только увеличиваются. Тем самым, отсрочка уплаты страховых взносов перенеслась на менее устойчивый период функционирования малых субъектов предпринимательства.
2. Был увеличен срок уплаты ранее назначенных административных штрафов субъектам малого и среднего бизнеса со стороны регуляторных органов власти (от 60 до 180 дней).
Эффективность данного метода преодоления последствий пандемии можно считать эффективной, поскольку назначенные административные штрафы можно было разбивать на несколько частей на протяжении полугода и тем самым уплачивать их, не вытягивая значительные денежные средства из операционной деятельности предприятия.
3. Была произведена приостановка налоговых проверок малых форм предпринимательства по таким направлениям, как выездные проверки, проверки соблюдения требований валютного законодательства и проверка по контрольным сделкам.
Эффективность данного метода преодоления последствий пандемии крайне высокая, поскольку уровень налогового давления на субъекты малого бизнеса значительно снизился. Они смогли сосредоточить свое внимание на проведение антикризисных мероприятий управления развитием предприятия.
4. Была проведена процедура списания налогов для субъектов малого и среднего бизнеса за второй квартал 2020 года по всем видам налогов, кроме налога на доходы физических лиц.
Эффективность данного метода преодоления последствий пандемии очень высокая, поскольку она способствовала решению финансовых проблем для малых и средних предприятий. Сэкономленные средства были направлены на решение других актуальных проблем, например, оплата аренды или заработной платы сотрудникам.
5. Внедрены налоговые каникулы для различных видов налоговых уплат. Ими могли воспользоваться индивидуальные предприниматели, малые и средние предприятия, некоммерческие организации. Срок налоговых каникул в зависимости от налогов составлял от 3 до 6 месяцев.
Эффективность данного метода преодоления последствий пандемии невысокая, поскольку изначально налоговые каникулы предполагали ситуацию, что в дальнейшем до конца 2020 года ситуация нормализуется. Однако, наступил 2021 год, а последствия коронавирусной инфекции для российской экономики только увеличиваются. Тем самым, налоговые каникулы перенесли платежи по отдельным налогам на менее устойчивый период функционирования малых субъектов предпринимательства.
7. Снижение размера страховых взносов на разницу зарплаты, превышающих минимальную, для малых и средних предприятий с 30 % до 15 %.
Эффективность данного метода преодоления последствий пандемии очень высокая, поскольку она напрямую снизила налоговую нагрузку на субъекты МСБ. В частности, снизилось число увольнений сотрудников, поскольку по ним размеры страховых взносов были снижены в 2 раза.
Таким образом, принятые мероприятия эффективные и способствуют снижению уровня налоговой нагрузки на предпринимательскую деятельность. Это, в свою очередь, стимулирует инвестиционную и производственную активность и высвобождает определенную часть финансовых ресурсов из-под уплаты налогов на покрытие операционных или капитальных расходов.
В итоге, дальнейший операционный цикл предприятий предполагает повышение объема производства и увеличение выручки. Это позволяет вернуть объемы налоговых расчетов к прежним уровням и обеспечить устойчивость бюджетной системы государства. Таким образом, региональные бюджеты субъекты РФ могут ожидать покрытие своего дефицита безвозмездными поступлениями в рамках межбюджетных трансфертов, источником финансирования которых будут налоговые поступления.
Литература:
- Киргизова Н. П., Дурынин В. В. Выбор стратегии выживания компаний после пандемии // Столыпинский вестник. 2020. № 2.
- Коронавирус: меры поддержки граждан и бизнеса. URL: https://www.cbr.ru/covid/ (дата обращения: 08.04.2021).
- Поддержка малого и среднего бизнеса в связи с коронавирусом. URL: https://мойбизнес.рф/novosti/news/podderzhka-malogo-i-srednego-biznesa-v-svyazi-s-koronavirusom (дата обращения: 08.04.2021).
- Меры поддержки бизнеса. URL: https://поддержка.вэб.рф (дата обращения: 08.04.2021).
- Налоговая нагрузка на российскую экономику. URL: https://www.rbc.ru/economics/27/06/2019/5d13b4419a79476d97143a57 (дата обращения: 08.04.2021).