Особенности склонности к различным видам зависимости у студентов вузов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №15 (357) апрель 2021 г.

Дата публикации: 12.04.2021

Статья просмотрена: 314 раз

Библиографическое описание:

Бобров, Н. О. Особенности склонности к различным видам зависимости у студентов вузов / Н. О. Бобров, Ю. А. Федорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 293-295. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79939/ (дата обращения: 18.12.2024).



Целью данного исследования является изучение особенностей проявления зависимостей у студентов.

Гипотеза данного исследования: учащиеся вузов склонны к различным видам зависимостей.

В исследовании принимали участие студенты различных вузов. При исследовании половых склонностей к зависимостям были обнаружены различия по таким видам как: «трудовая зависимость», «пищевая зависимость», «лекарственная зависимость», «наркотическая зависимость», «сексуальная зависимость».

Проанализировав проявления каждой из зависимостей, выяснилось, что факультет не влияет на развитие склонностей к зависимостям. Помимо этого, были исследованы особенности склонности к различным видам зависимостей у студентов, которые совершают переход на следующий курс. Обнаружилась значительная инверсия в таких зависимостях, как «компьютерная зависимость» и «трудовая зависимость». Поэтому, в данном исследовании было установлено, что у представленной группы студентов учебного процесса выявлена средняя склонность к зависимому поведению.

Ключевые слова: зависимость, созависимость, склонность к зависимости, химическая зависимость, психологическая зависимость, зависимое поведение, потребность в привязанности, система отношений между людьми, невротические расстройства, пограничные расстройства.

Все чаще и чаще поднимается вопрос о том, что является ли наше поведение результатом воли, или оно обусловлено исключительно внешними факторами. Однако, действительно существенным является проблема ощущения мнимой свободы, которая проявляется в непонимании субъектом управляет ли он своей жизнью, или это делает кто-то за него.

Считается, что главная потребность человека — это потребность в привязанности, но, если это явление не удовлетворить, то это приведет к аддикции. Говоря на психотерапевтическом языке, если не удовлетворить данную потребность, то это приведет, как минимум, к симптомам пограничных расстройств и не только. Как мы знаем, если индивид уходит в виртуальную реальность, то причина не в самом уходе, а в его отношении к реальному миру и социуму.

В наше время, имеет место быть большому количеству мнений по поводу зависимости и созависимости. Но мы рассмотрим самые актуальные:

  1. Зависимость и созависимость неизлечимы. Одну зависимость всегда может заменить иная.
  2. Полное выздоровление невозможно, может помочь только длительное лечение и система поддержки.
  3. Зависимость и созависмость являются приобретенными, поэтому справиться с ними можно только при помощи отдельных средств, которые будут стимулировать личностный рост.
  4. Зависимость и созависимоть как проблема приспособления к сложным видам деятельности.

Каждый из этих подходов используется в работе с определенными типами зависимости. Например, с химической и психологической зависимостью. Конкретно, в силу крайнего обстоятельства изучение того или иного расстройства становится актуальным.

В данном исследовании приняли участие студенты вузов в г.Уфа. Для сбора информации использовалась методика диагностики склонности к различным зависимостям (Г. В. Лозовая). Учащимся было предложено 70 вопросов, которые были направленны на изучение склонности к зависимостям. В исследовании принимали участие студенты средних курсов. Стоит отметить, что результаты ориентировочные, и показывают общую склонность к зависимостям.

Исследование проводилось среди студентов 1–4 курсов высших учебных заведений различных факультетов. Отметим, что результаты диагностики являются ориентировочными и показывают общую склонность к той или иной зависимости.

При анализе методики были выявлены результаты, представленные на рисунке 1.

Общая склонность к различным видам зависимостей у студентов вузов: 1 — алкогольная зависимость; 2 — телевизионная и интернет- зависимость; 3 — любовная зависимость; 4 — игровая зависимость; 5 — сексуальная зависимость; 6 — пищевая зависимость; 7 — религиозная зависимость; 8 — трудовая зависимость; 9 — лекарственная зависимость; 10 — компьютерная зависимость; 11 — табачная зависимость; 12 — зависимость от здорового образа жизни; 13 — наркотическая зависимость; 14 — общая склонность к зависимостям

Рис. 1. Общая склонность к различным видам зависимостей у студентов вузов: 1 — алкогольная зависимость; 2 — телевизионная и интернет- зависимость; 3 — любовная зависимость; 4 — игровая зависимость; 5 — сексуальная зависимость; 6 — пищевая зависимость; 7 — религиозная зависимость; 8 — трудовая зависимость; 9 — лекарственная зависимость; 10 — компьютерная зависимость; 11 — табачная зависимость; 12 — зависимость от здорового образа жизни; 13 — наркотическая зависимость; 14 — общая склонность к зависимостям

Исходя из предложенного рисунка, у учащихся вузов выявлены невысокие показатели предрасположенности к зависимому поведению. Любовная, пищевая и трудовая зависимости достигли средних показателей. Из самых низких показателей — табачная и наркотическая зависимость. В процентном соотношении в «высокую степень» вошли такие зависимости, как любовная — 48 % и пищевая — 39 %.

Склонность к химическим зависимостям выявлена не была. У большего числа студентов степень алкогольной зависимости низкая и равна 76 %. Табачная зависимость не была выявлена вовсе. Также, колоссальный процент студентов, не увлекающихся наркотиками, составляет 93 %.

Количество студентов, имеющих интернет-зависимость очень мало. Это можно объяснить тем, что для нынешнего поколения интернет — то же самое, что и книга для более старшего поколения. Для них путь просвещения — книга, для нас — смартфон.

Исследуя склонности студентов к разного рода аддикциям, возник вопрос о гендерных различиях в той или иной склонности к зависимости. Исходя из последних результатов были получены следующие данные.

Среди таких зависимостей, как: компьютерная зависимость, телевизионная и интернет-зависимость, алкогольная зависимость, религиозная, любовная зависимость, различий по гендерному признаку найдено не было. Среди оставшихся зависимостей, таких как: наркотическая, лекарственная, трудовая, пищевая и сексуальная, различия были найдены.

Следом, мы проанализировали каждую из зависимостей у учащихся разных профильных направлений. В первой группе состояли гуманитарные факультеты, во второй группе естественно — научного профиля. Благодаря критерию углового преобразования Фишера, мы пришли к выводу того, что принадлежность к разным факультетам никак не влияет на развитие зависимостей у учащихся вузов. Зависимое поведение зависит от некоторых социальных факторов, которые данном исследовании не использовались.

Для сравнения были проанализированы особенности склонности к различным видам зависимости при переходе от курса к курсу. Для данного анализа использовался регрессионный анализ, позволивший сделать выводы.

Особенности изменений склонности к некоторым зависимостям у студентов разных сроков обучения

Вид склонности к зависимости

% прироста (+) / спада (–)

Уровень значимости

Общая

–16,3

p < 0,01

Компьютерная

–7,2

p < 0,04

Трудовая

–25,6

p < 0,006

Исходя из результатов таблицы, многие виды зависимостей меняются, но незначительно. Большее количество зависимостей уменьшаются среди студентов и некоторые слегка увеличиваются. Например, у алкогольной и сексуальной зависимости замечен прирост.

Помимо этого, был использован кластерный анализ для обнаружения степени сходства в группах студентов. Благодаря этому были выявлены три категории зависимости, которые можно обозначить следующим образом:

  1. Наркотическая зависимость — игровая и религиозная зависимость, так же алкогольная, табачная, лекарственная и наркотическая.
  2. Суррогатная зависимость — интернет-зависимость, компьютерная зависимость, телевизионная и сексуальная.
  3. Невротическая зависимость — сюда вошли любовная зависимость, пищевая и трудовая зависимости.

Анализируя представленные виды склонностей к зависимостям по курсам, можно сделать следующий вывод: у первокурсников более выражены любовная и пищевая зависимости, менее выражены — телевизионная и интернет-зависимости. У второкурсников соответственно так же. У третьих курсов более выражены признаки наркотической и лекарственной зависимости, менее выражены — трудовая и сексуальная. Четверокурсники же более склонны к религиозной и пищевой зависимости, менее склонны — от компьютерной зависимости.

Литература:

  1. Б. Уайнхолд, Дж. Уайнхолд. Освобождение от созависимости / пер. с англ. М., 2014. 224 с.
  2. Войскунский А. Е. Зависимость от интернета: актуальная проблема // Журнал неврологии и психиатрии. — 2005. — № 3. — С. 79–86.
  3. Лысенко П. C. Патопсихологическая диагностика и коррекция расстройств личности у больных наркоманией и алкоголизмом. — 3-е изд. — Казань: Здоровье, 2000. — 260 с.
  4. Малыгина М. А. О причинах компьютерной онлайн-зависимости. — 2-е изд. — М.: Авант, 2011. — 170 с.
  5. Ясперс К. Общая психопатология. — 3-е изд. — М.: Практика, 1997. — 108 с.
Основные термины (генерируются автоматически): зависимость, зависимое поведение, компьютерная зависимость, общая склонность, алкогольная зависимость, любовная зависимость, наркотическая зависимость, пищевая зависимость, различный вид зависимостей, трудовая зависимость.


Похожие статьи

Выявление склонности к зависимому поведению среди старшеклассников

В статье рассмотрены показатели склонности к зависимому поведению среди учащихся старших классов. Статистические данные представлены на основе выборки 10-х классов. В проведенном исследовании было установлено, что среди старшеклассников преобладают и...

Уровень тревожности и отношение к болезни студентов-аллергиков

В статье раскрывается уровень тревожности студентов-аллергиков, их стрессоустойчивость и тип отношения к своей болезни. Описано исследование, которое было проведено на студентах-аллергиках РНИМУ им. Н. И. Пирогова. Были выявлены уровни ситуационной и...

Нервная анорексия у подростков

Данная статья освещает важную в настоящий момент проблему расстройств пищевого поведения (РПП) у детей подросткового возраста. Понятие «пищевое поведение» обозначает ценностное отношение к еде и её употреблению. Отношение к пище ориентировано на обр...

Анализ показателей памяти среди студентов и преподавателей

Проведено анкетирование среди студентов второго курса и преподавателей медицинского факультета Кабардино-Балкарского государственного университета, в целях оценки степени нарушения и развития памяти у представителей этих категорий. По результатам опр...

Влияние стрессового состояния на физиологические особенности учащихся во время пробного экзамена

В современном обществе участилось явление стресса среди учащихся и студентов. Стресс ярко выражен в экзаменационное время, перед экзаменом и непосредственно во время экзамена. У любого в жизни была такая ситуация, когда при сильном волнении или страх...

Отношение к стрессу: стрессогенные факторы в период студенчества

Стрессу подвергается каждый человек независимо от его пола, возраста, рода деятельности и социального статуса. На сегодняшний день в России не производилась статистика подверженности общества стрессу. В настоящее время большинство работ посвящено рас...

Влияние типов привязанности на восприятие Я-концепции в подростковом возрасте

Данная статья затрагивает значимую тему, которая может помочь лучше понимать подростков и их психологическое благополучие. И посвящена изучению особенностей Я-концепции подростков с различными типами привязанности. В ходе исследования было установлен...

Взаимосвязь уровня тревожности, мотивации достижения и копинг-стратегий у учащихся выпускных классов

В статье раскрывается взаимосвязь тревожности, мотивации достижения и копинг-стратегий у учащихся выпускных девятых классов в теоретико-эмпирическом исследовании. Приведена характеристика этих явлений и особенности их проявления в подростковом возрас...

Эмоции в преступном поведении женщин

В статье рассмотрен вопрос о специфике преступности, связанной с гендерными особенностями. В частности, исследуются психологические факторы, влияющие на противоправное поведение женщин: повышенная тревожность, восприимчивость, высокая возбудимость и ...

Сущность понятия и характеристика понятия ассертивности у педагогических работников с разными этническими стереотипами

В статье исследуется связь между уровнем ассертивности у педагогических работников и проявлениями этнических стереотипов в контексте межэтнических отношений в школе. Использовалась методика, включающая тест ассертивности и опросник для выявления этни...

Похожие статьи

Выявление склонности к зависимому поведению среди старшеклассников

В статье рассмотрены показатели склонности к зависимому поведению среди учащихся старших классов. Статистические данные представлены на основе выборки 10-х классов. В проведенном исследовании было установлено, что среди старшеклассников преобладают и...

Уровень тревожности и отношение к болезни студентов-аллергиков

В статье раскрывается уровень тревожности студентов-аллергиков, их стрессоустойчивость и тип отношения к своей болезни. Описано исследование, которое было проведено на студентах-аллергиках РНИМУ им. Н. И. Пирогова. Были выявлены уровни ситуационной и...

Нервная анорексия у подростков

Данная статья освещает важную в настоящий момент проблему расстройств пищевого поведения (РПП) у детей подросткового возраста. Понятие «пищевое поведение» обозначает ценностное отношение к еде и её употреблению. Отношение к пище ориентировано на обр...

Анализ показателей памяти среди студентов и преподавателей

Проведено анкетирование среди студентов второго курса и преподавателей медицинского факультета Кабардино-Балкарского государственного университета, в целях оценки степени нарушения и развития памяти у представителей этих категорий. По результатам опр...

Влияние стрессового состояния на физиологические особенности учащихся во время пробного экзамена

В современном обществе участилось явление стресса среди учащихся и студентов. Стресс ярко выражен в экзаменационное время, перед экзаменом и непосредственно во время экзамена. У любого в жизни была такая ситуация, когда при сильном волнении или страх...

Отношение к стрессу: стрессогенные факторы в период студенчества

Стрессу подвергается каждый человек независимо от его пола, возраста, рода деятельности и социального статуса. На сегодняшний день в России не производилась статистика подверженности общества стрессу. В настоящее время большинство работ посвящено рас...

Влияние типов привязанности на восприятие Я-концепции в подростковом возрасте

Данная статья затрагивает значимую тему, которая может помочь лучше понимать подростков и их психологическое благополучие. И посвящена изучению особенностей Я-концепции подростков с различными типами привязанности. В ходе исследования было установлен...

Взаимосвязь уровня тревожности, мотивации достижения и копинг-стратегий у учащихся выпускных классов

В статье раскрывается взаимосвязь тревожности, мотивации достижения и копинг-стратегий у учащихся выпускных девятых классов в теоретико-эмпирическом исследовании. Приведена характеристика этих явлений и особенности их проявления в подростковом возрас...

Эмоции в преступном поведении женщин

В статье рассмотрен вопрос о специфике преступности, связанной с гендерными особенностями. В частности, исследуются психологические факторы, влияющие на противоправное поведение женщин: повышенная тревожность, восприимчивость, высокая возбудимость и ...

Сущность понятия и характеристика понятия ассертивности у педагогических работников с разными этническими стереотипами

В статье исследуется связь между уровнем ассертивности у педагогических работников и проявлениями этнических стереотипов в контексте межэтнических отношений в школе. Использовалась методика, включающая тест ассертивности и опросник для выявления этни...

Задать вопрос