Целью данного исследования является изучение особенностей проявления зависимостей у студентов.
Гипотеза данного исследования: учащиеся вузов склонны к различным видам зависимостей.
В исследовании принимали участие студенты различных вузов. При исследовании половых склонностей к зависимостям были обнаружены различия по таким видам как: «трудовая зависимость», «пищевая зависимость», «лекарственная зависимость», «наркотическая зависимость», «сексуальная зависимость».
Проанализировав проявления каждой из зависимостей, выяснилось, что факультет не влияет на развитие склонностей к зависимостям. Помимо этого, были исследованы особенности склонности к различным видам зависимостей у студентов, которые совершают переход на следующий курс. Обнаружилась значительная инверсия в таких зависимостях, как «компьютерная зависимость» и «трудовая зависимость». Поэтому, в данном исследовании было установлено, что у представленной группы студентов учебного процесса выявлена средняя склонность к зависимому поведению.
Ключевые слова: зависимость, созависимость, склонность к зависимости, химическая зависимость, психологическая зависимость, зависимое поведение, потребность в привязанности, система отношений между людьми, невротические расстройства, пограничные расстройства.
Все чаще и чаще поднимается вопрос о том, что является ли наше поведение результатом воли, или оно обусловлено исключительно внешними факторами. Однако, действительно существенным является проблема ощущения мнимой свободы, которая проявляется в непонимании субъектом управляет ли он своей жизнью, или это делает кто-то за него.
Считается, что главная потребность человека — это потребность в привязанности, но, если это явление не удовлетворить, то это приведет к аддикции. Говоря на психотерапевтическом языке, если не удовлетворить данную потребность, то это приведет, как минимум, к симптомам пограничных расстройств и не только. Как мы знаем, если индивид уходит в виртуальную реальность, то причина не в самом уходе, а в его отношении к реальному миру и социуму.
В наше время, имеет место быть большому количеству мнений по поводу зависимости и созависимости. Но мы рассмотрим самые актуальные:
- Зависимость и созависимость неизлечимы. Одну зависимость всегда может заменить иная.
- Полное выздоровление невозможно, может помочь только длительное лечение и система поддержки.
- Зависимость и созависмость являются приобретенными, поэтому справиться с ними можно только при помощи отдельных средств, которые будут стимулировать личностный рост.
- Зависимость и созависимоть как проблема приспособления к сложным видам деятельности.
Каждый из этих подходов используется в работе с определенными типами зависимости. Например, с химической и психологической зависимостью. Конкретно, в силу крайнего обстоятельства изучение того или иного расстройства становится актуальным.
В данном исследовании приняли участие студенты вузов в г.Уфа. Для сбора информации использовалась методика диагностики склонности к различным зависимостям (Г. В. Лозовая). Учащимся было предложено 70 вопросов, которые были направленны на изучение склонности к зависимостям. В исследовании принимали участие студенты средних курсов. Стоит отметить, что результаты ориентировочные, и показывают общую склонность к зависимостям.
Исследование проводилось среди студентов 1–4 курсов высших учебных заведений различных факультетов. Отметим, что результаты диагностики являются ориентировочными и показывают общую склонность к той или иной зависимости.
При анализе методики были выявлены результаты, представленные на рисунке 1.
Рис. 1. Общая склонность к различным видам зависимостей у студентов вузов: 1 — алкогольная зависимость; 2 — телевизионная и интернет- зависимость; 3 — любовная зависимость; 4 — игровая зависимость; 5 — сексуальная зависимость; 6 — пищевая зависимость; 7 — религиозная зависимость; 8 — трудовая зависимость; 9 — лекарственная зависимость; 10 — компьютерная зависимость; 11 — табачная зависимость; 12 — зависимость от здорового образа жизни; 13 — наркотическая зависимость; 14 — общая склонность к зависимостям
Исходя из предложенного рисунка, у учащихся вузов выявлены невысокие показатели предрасположенности к зависимому поведению. Любовная, пищевая и трудовая зависимости достигли средних показателей. Из самых низких показателей — табачная и наркотическая зависимость. В процентном соотношении в «высокую степень» вошли такие зависимости, как любовная — 48 % и пищевая — 39 %.
Склонность к химическим зависимостям выявлена не была. У большего числа студентов степень алкогольной зависимости низкая и равна 76 %. Табачная зависимость не была выявлена вовсе. Также, колоссальный процент студентов, не увлекающихся наркотиками, составляет 93 %.
Количество студентов, имеющих интернет-зависимость очень мало. Это можно объяснить тем, что для нынешнего поколения интернет — то же самое, что и книга для более старшего поколения. Для них путь просвещения — книга, для нас — смартфон.
Исследуя склонности студентов к разного рода аддикциям, возник вопрос о гендерных различиях в той или иной склонности к зависимости. Исходя из последних результатов были получены следующие данные.
Среди таких зависимостей, как: компьютерная зависимость, телевизионная и интернет-зависимость, алкогольная зависимость, религиозная, любовная зависимость, различий по гендерному признаку найдено не было. Среди оставшихся зависимостей, таких как: наркотическая, лекарственная, трудовая, пищевая и сексуальная, различия были найдены.
Следом, мы проанализировали каждую из зависимостей у учащихся разных профильных направлений. В первой группе состояли гуманитарные факультеты, во второй группе естественно — научного профиля. Благодаря критерию углового преобразования Фишера, мы пришли к выводу того, что принадлежность к разным факультетам никак не влияет на развитие зависимостей у учащихся вузов. Зависимое поведение зависит от некоторых социальных факторов, которые данном исследовании не использовались.
Для сравнения были проанализированы особенности склонности к различным видам зависимости при переходе от курса к курсу. Для данного анализа использовался регрессионный анализ, позволивший сделать выводы.
Особенности изменений склонности к некоторым зависимостям у студентов разных сроков обучения
Вид склонности к зависимости |
% прироста (+) / спада (–) |
Уровень значимости |
Общая |
–16,3 |
p < 0,01 |
Компьютерная |
–7,2 |
p < 0,04 |
Трудовая |
–25,6 |
p < 0,006 |
Исходя из результатов таблицы, многие виды зависимостей меняются, но незначительно. Большее количество зависимостей уменьшаются среди студентов и некоторые слегка увеличиваются. Например, у алкогольной и сексуальной зависимости замечен прирост.
Помимо этого, был использован кластерный анализ для обнаружения степени сходства в группах студентов. Благодаря этому были выявлены три категории зависимости, которые можно обозначить следующим образом:
- Наркотическая зависимость — игровая и религиозная зависимость, так же алкогольная, табачная, лекарственная и наркотическая.
- Суррогатная зависимость — интернет-зависимость, компьютерная зависимость, телевизионная и сексуальная.
- Невротическая зависимость — сюда вошли любовная зависимость, пищевая и трудовая зависимости.
Анализируя представленные виды склонностей к зависимостям по курсам, можно сделать следующий вывод: у первокурсников более выражены любовная и пищевая зависимости, менее выражены — телевизионная и интернет-зависимости. У второкурсников соответственно так же. У третьих курсов более выражены признаки наркотической и лекарственной зависимости, менее выражены — трудовая и сексуальная. Четверокурсники же более склонны к религиозной и пищевой зависимости, менее склонны — от компьютерной зависимости.
Литература:
- Б. Уайнхолд, Дж. Уайнхолд. Освобождение от созависимости / пер. с англ. М., 2014. 224 с.
- Войскунский А. Е. Зависимость от интернета: актуальная проблема // Журнал неврологии и психиатрии. — 2005. — № 3. — С. 79–86.
- Лысенко П. C. Патопсихологическая диагностика и коррекция расстройств личности у больных наркоманией и алкоголизмом. — 3-е изд. — Казань: Здоровье, 2000. — 260 с.
- Малыгина М. А. О причинах компьютерной онлайн-зависимости. — 2-е изд. — М.: Авант, 2011. — 170 с.
- Ясперс К. Общая психопатология. — 3-е изд. — М.: Практика, 1997. — 108 с.