Актуальность темы статьи определяется необходимостью определения особенностей организации работы персонала в период пандемии COVID-19 путем опроса самих работников. В статье обобщаются результаты опроса работников из Республики Саха (Якутия), имевших опыт перехода на удаленную работу. Цель — определение отношения населения к дистанционной занятости. Метод — анкетирование, опрос. Определены особенности организации труда работников в связи с изменением условий труда из-за перехода на дистанционную занятость.
Ключевые слова: дистанционная занятость, удаленная работа, работа в условиях пандемии COVID-19.
Удалённая работа не родилась вместе с приходом в нашу жизнь COVID-19. Тенденция к переводу работников на дистанционный формат возникла уже давно, к 2025 году прогнозировалось, что 75 % рабочей силы будут переведены на дистанционный формат работы. Однако именно в этот период довольно за короткий срок непонятный до этого термин «удалёнка» превратился в самое используемое слово 2020 года и стал неотъемлемой частью для работающего населения.
Многие работники в Республике Саха (Якутия), да и в целом по России и по всему миру были вынуждены перейти на удаленный формат работы. Разумеется, это привело к изменению привычного образа жизни и режима труда и необходимости подстраиваться под новые условия. Для выявления отношения работников из Республики Саха (Якутия) к работе в условиях пандемии проведено анкетирование среди населения, имевшего опыт дистанционной работы в период пандемии COVID-19.
По результатам исследования опрошено 318 человек, которые перешли по ссылкам и приняли участие в опросе.
Из них 63 % опрошенных женщины, 37 % опрошенных — мужчины.
Распределение респондендтов по возрасту показано ниже на рисунке 1.
Рис. 1. Распределение опрошенных по возрасту
Из рисунка видно, что наиболее активными были участники молодого и среднего возраста, 22–30 лет и 30–50 лет. Работники предпенсионного возраста — 8 %, очень молодые работники — 15 %.
Из числа опрошенных 69 % работают в коммерческих организациях, 31 % в бюджетной сфере.
Образование
– среднее — 10 %
– средне-специальное — 25 %
– высшее — 65 %
Как можно увидеть, в основном опрошенные работники имели высшее образование.
Вопрос по организации труда был поделен на до пандемии и после пандемии, так как в Республике Саха (Якутия) в целом до пандемии удаленная занятость практиковалась мало.
На рисунке 2 можно отметить изменение соотношения работающих удаленно и на производстве или в офисе до пандемии и после пандемии, то есть, существенно возросла доля работников, которые перешли на удаленную работу после пандемии.
Рис. 2. Сравнительный анализ характера работы до пандемии и после пандемии коронавирусной инфекции
Из рисунка видно, что до пандемии в офисе или на производстве работали более 90 % опрошенных. После пандемии остались 29 % из числа тех предприятий, которые продолжили работу, несмотря на пандемию коронавирусной инфекции.
Причем, удаленная работа организована для 45 % опрошенных, 26 % работают комбинированно (часть времени в офисе или на производстве, часть времени удаленно, что обусловлено характером их деятельности).
Как оцениваете опыт удаленной работы:
– положительно — 29 %
– отрицательно — 59 %
– затрудняюсь ответить — 12 %
Более половины опрошенных отметили, что опыт удаленной работы им не понравился. Положительно оценили 29 % опрошенных.
С какими сложностями сталкиваетесь в результате удаленной работы?
– сложности взаимодействия с коллегами — 29 %
– сложности взаимодействия с клиентами / контрагентами — 33 %
– сложности работы с новыми технологиями — 19 %
– психологический дискомфорт — 54 %
– особых сложностей нет — 14 %
В данном вопросе можно было выбирать несколько вариантов ответа. Учитывая высокую долю ответов, можно отметить, что более 85 % опрошенных испытывали различные сложности. Наиболее популярный ответ — психологический дискомфорт. Как правило, он определяется тем, что людям сложно включиться в рабочий процесс в домашней обстановке. Нет смены обстановки, живого общения с коллегами. Сложно организовать рабочее пространство дома, так как вся семья также находится на изоляции.
Сложности в основном касались взаимодействия с клиентами, учениками, контрагентами и коллегами, что было обусловлено отсутствием живого общения, необходимостью постоянно «висеть» на телефоне, отвечать на сообщения, что очень выматывает. Кроме того, эффективность общения и взаимопонимание при таких видах общения снижается.
19 % испытывали сложности с новыми технологиями, в основном необходимостью осваивать новые программы, например, по организации конференц связи и т. д.
Как изменилась ваша оплата труда в связи с переходом на удаленную работу?
– не изменилась — 47 %
– повысилась — 2 %
– снизилась — 51 %
Более половины опрошенных отметили снижение оплаты труда.
Хотели бы продолжать работу в удаленном формате после отмены всех ограничений?
– да — 25 %
– нет — 47 %
– комбинированно с офисной работой — 28 %
Из ответа на заключительный вопрос стало ясно, что большинство работающих не желают продолжать работать «на удаленке», 47 % работников ответили на данный вопрос отрицательно.
Таким образом, можно сделать вывод, что пандемия внесла свои коррективы в трудовую деятельность работников. Опыт удаленной работы в целом оценивается самими работниками неоднозначно, что, скорее всего обуславливается такими факторами, как психологические особенности самих людей, а также неподготовленностью руководства и кадровых служб к эффективной организации трудовой деятельности в условиях дистанционной занятости.
Литература:
- Добрянский Ф. В. Управление фрилансерами. Методы и практика организации удаленной работы / Ф. В. Добрянский. — М.: Лань, 2019. — 144 c.
- Менеджмент персонала. Учебник /под ред. О. И. Горевой. — М.: Академия, 2020–560 с.
- Овакимян, Т. М. Дистанционная занятость и ее особенности / Т. М. Овакимян // International scientific review. — 2019. — № 14. — С.29–36.
- Организация и оплата труда на предприятии./ Под. ред. А. И. Рофе, А. М. Шуникова, Н. В. Ясакова. — М.: Профиздат, 2018. — 144 с.
- Федорова Н. В., Минченкова О. Ю. Управление персоналом организации. Учебник. — М.: Кнорус, 2019. — 512 с.