Удаленная работа в условиях пандемии COVID-19 | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №15 (357) апрель 2021 г.

Дата публикации: 10.04.2021

Статья просмотрена: 1322 раза

Библиографическое описание:

Симагаева, Т. В. Удаленная работа в условиях пандемии COVID-19 / Т. В. Симагаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 101-103. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79964/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматриваются и анализируются проблемы, возникающие у сотрудников при работе удаленно в условиях пандемии COVID-19.

Ключевые слова: удаленная работа, интернет, пандемия, COVID-19.

По мере того, как информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) расширяются в своих возможностях, и особенно с большей доступностью высокоскоростного Интернета, удаленная работа за последние несколько десятилетий стала одним из способов работы. Удаленная работа определяется как «гибкий график работы, при котором работники работают в местах, удаленных от своих центральных офисов или производственных объектов, работник не имеет личного контакта с коллегами, но может общаться с помощью технологий» [2, с. 530]. В России в 2021 году пандемия дала толчок для пересмотра понятия «удаленная/дистанционная работа» в Трудовом кодексе, вследствие чего были внесены изменения, а именно: «дистанционной (удаленной) работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей связи общего пользования» [1].

До COVID-19 у большинства сотрудников не было опыта удаленной работы; ни они, ни их организации не были готовы поддерживать эту практику. Беспрецедентная вспышка пандемии COVID-19 в 2020 году потребовала, чтобы миллионы людей во всем мире стали работать из дома, что непреднамеренно привело к фактическому глобальному эксперименту по работе с эмоциями. Удаленная работа стала «новой нормой» почти в мгновение ока. В нашей работе мы планируем рассмотреть, как пандемия повлияла на опыт работы удаленно, какие возможные риски и проблемы стали следствием такой работы.

Отметим еще раз, что до пандемии люди в основном предпочитали работать удаленно на добровольной основе, по своему усмотрению, в том числе по согласованию с работодателем. Таким образом, ранее выявленные преимущества и недостатки удаленной работы в основном верны только для тех, кто заинтересован в удаленной работе. Такое смещение исследовательского фокуса, по существу, требует систематического понимания потенциального изменения характера самой работы в контексте COVID-19.

Исследование различных теоретических точек зрения на планирование работы удаленно определяют ряд мотивационных, информационных, социальных и физических характеристик работы, которые позволяют прогнозировать желаемые результаты сотрудников (например, лучшая производительность и благополучие, положительное психологическое состояние, удовлетворенность работой и т. д.).

Проблемы удаленной работы отражают непосредственный психологический опыт работников при выполнении задач, межличностном сотрудничестве и социальном взаимодействии с семьей и друзьями. Мы провели опрос среди офисных работников филиала одного из предприятий нефтегазовой отрасли (40 человек) для определения проблем, с которыми они столкнулись во время вынужденной пандемией удаленной работы. В ходе исследования были определены четыре ключевые проблемы в контексте удаленной работы во время пандемии, а именно: прокрастинация (другими словами, откладывание важных дел «на потом»); неэффективное общение и взаимодействие с коллегами; вмешательство в домашние дела (совмещение работы и ведения домашнего хозяйства); одиночество.

В целом эти четыре проблемы оказали пагубное воздействие на эффективность работы и благополучие людей. Рассмотрим их последовательно:

  1. Прокрастинация. Канадский ученый Пирс Стил определяет прокрастинацию как «добровольное откладывание субъектом запланированных дел, несмотря на ожидаемые негативные последствия из-за задержки» [3]. Прокрастинация является одним из самых серьезных убийц производительности труда. Прокрастинация распространена на рабочем месте в офисе и может усугубиться, когда люди работают из дома. Хотя большинство участников были настроены продуктивно работать как обычно, иногда они сталкивались со сложностью самодисциплины. Четырнадцать участников (35 %) указали на прокрастинацию как на проблему при работе из дома. Мы обнаружили, что эти участники откладывали работу над своими основными задачами, тратя время на действия, не связанные с работой, в рабочее время, такие как использование социальных сетей и длительные перерывы.
  2. Неэффективное общение и взаимодействие с коллегами. Сотрудники, работающие удаленно, в значительной степени полагаются на ИКТ для общения и взаимодействия с коллегами, руководителями и клиентами. Связь с использованием ИКТ, особенно во время пандемии, стала почти единственным вариантом, поскольку работники не могли участвовать в личных встречах. Более половины опрашиваемых (52,5 %) указали, что в этот период они страдали от низкой производительности труда, вызванной плохой коммуникацией. Например, один их участников исследования описал более низкую эффективность коммуникаций с использованием ИКТ: «Я считаю, что онлайн-общение не так эффективно, как личное общение в офисе. [Онлайн] общение требует времени».
  3. Совмещение работы и ведения домашнего хозяйства. Большинство участников (65 %) отметили, что они столкнулись с проблемой совмещения работы и ведения домашнего хозяйства. Работа дома означает, что ты можешь отвлекаться на семью, что может отрицательно сказаться на эффективности работы. Примечательно, что школы в стране были закрыты во время вспышки COVID-19, поэтому, работающие родители столкнулись с более серьезной проблемой при совмещении рабочих и семейных ролей. Кроме того, работа людей вторгалась в их жизненные сферы в период работы из дома. Это вмешательство со стороны работы вызывает у людей чувство истощения. Один из работников признался, что необходимость всегда быть в сети повлияла на его способность выполнять свои семейные обязанности.
  4. Одиночество. Удаленная работа означает меньшее личное общение с коллегами и руководителями. Из-за ограничений на несущественные социальные встречи во время пандемии люди также теряли социальные возможности встречаться со своими друзьями или коллегами, что неизбежно усиливало чувство одиночества. Десять работников (25 %) назвали одиночество проблемой, с которой они столкнулись, работая удаленно. Они отмечают, что, несмотря на то, что люди могут общаться с коллегами с помощью ИКТ, эти разговоры были более сфокусированы на задачах, что не могло удовлетворить их психологические потребности в принадлежности к коллективу.

В заключение отметим, что выводы, полученные в результате нашего исследования, показывают, что ряд проблем, связанных с удаленной работой во время пандемии, отрицательно влияет на эффективность работы и благополучие людей. В современных сложившихся условиях эти проблемы, несомненно, требуют решения, как на уровне непосредственного работодателя, так и на уровне государства. Одним из таких решений мы видим обеспечение социальной поддержки таких работников, что, помимо материальной поддержки (сохранение, а в ряде случаев — увеличение, заработной платы) при переводе на режим удаленной работы, также предполагает их психологическую поддержку, как, например, создание дополнительных онлайн-площадок для неформального общения с коллегами.

Литература:

  1. Федеральный закон от 08.12.2020 N 407-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях».
  2. Di Martino, V., & Wirth, L. (1990). Telework: A new way of working and living. International Labour Review, 129(5), 529–554.
  3. Steel P., Konig C. J. Integrating theories of motivation // Academy of management review. 2006. № 31 (4). P. 889–913.
Основные термины (генерируются автоматически): удаленная работа, время пандемии, домашнее хозяйство, коллега, эффективность работы, благополучие людей, ИКТ, неэффективное общение, проблема, совмещение работы.


Похожие статьи

Практический опыт работы детского сада во время пандемии, вызванной COVID-2019

В статье описан практический опыт работы дошкольного учреждения, поэтапно рассмотрена работа руководства, педагогов, специалистов и младшего обслуживающего персонала во время пандемии.

Влияние пандемии COVID-19 на конкурентные преимущества фирм

В данной статье рассматриваются особенности влияния пандемии COVID-19 на конкурентные преимущества фирм.

Проблемы, возникшие при перелетах, в условиях COVID-19

В статье автор рассматривает проблемы, возникшие во время пандемии, а также их влияние на авиацию.

Проблемы занятий физической культурой в условиях самоизоляции

Данная статья посвящена анализу проблем занятия студентов вуза по физической культуре в условиях пандемии COVID-19.

Влияние заболевания COVID-19 на двигательную активность студентов

В данной статье будут рассмотрены вопросы физической активности студентов высших учебных заведений после пандемии COVID-19. Будет проведён анализ и рассмотрены способы самостоятельной физической активности.

Развитие информационного обеспечения дистанционно-образовательных технологий в эпоху пандемии

В данной статье рассматриваются особенности развития информационного обеспечения дистанционно-образовательных технологий в эпоху пандемий.

Опыт работы с детьми с нарушением слуха в период дистанционного обучения

События, происходящие в современном мире, приводят к изменениям в разных сферах жизни общества. Это предусматривает необходимость перестройки в новых условиях. Образовательная сфера столкнулась с проблемой качественное обучения детей с нарушением слу...

Гостиничный и туристический бизнес во время пандемии коронавируса COVID-19

В статье представлен краткий аналитический обзор современных научно-практических исследований, отражающей негативное влияние пандемии коронавируса COVID-19 на экономику стран в целом и туристический и гостиничный бизнес, в частности.

Договоры в российском праве в период COVID-19

Статья посвящена теоретико-правовым аспектам исполнения договоров в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки, вызванной распространением коронавирусной инфекции COVID-19.

Занятие физической культурой в условиях пандемии COVID-19

Цель исследования — выделить основные рекомендации к ведению физической активности во время ограничений, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19.

Похожие статьи

Практический опыт работы детского сада во время пандемии, вызванной COVID-2019

В статье описан практический опыт работы дошкольного учреждения, поэтапно рассмотрена работа руководства, педагогов, специалистов и младшего обслуживающего персонала во время пандемии.

Влияние пандемии COVID-19 на конкурентные преимущества фирм

В данной статье рассматриваются особенности влияния пандемии COVID-19 на конкурентные преимущества фирм.

Проблемы, возникшие при перелетах, в условиях COVID-19

В статье автор рассматривает проблемы, возникшие во время пандемии, а также их влияние на авиацию.

Проблемы занятий физической культурой в условиях самоизоляции

Данная статья посвящена анализу проблем занятия студентов вуза по физической культуре в условиях пандемии COVID-19.

Влияние заболевания COVID-19 на двигательную активность студентов

В данной статье будут рассмотрены вопросы физической активности студентов высших учебных заведений после пандемии COVID-19. Будет проведён анализ и рассмотрены способы самостоятельной физической активности.

Развитие информационного обеспечения дистанционно-образовательных технологий в эпоху пандемии

В данной статье рассматриваются особенности развития информационного обеспечения дистанционно-образовательных технологий в эпоху пандемий.

Опыт работы с детьми с нарушением слуха в период дистанционного обучения

События, происходящие в современном мире, приводят к изменениям в разных сферах жизни общества. Это предусматривает необходимость перестройки в новых условиях. Образовательная сфера столкнулась с проблемой качественное обучения детей с нарушением слу...

Гостиничный и туристический бизнес во время пандемии коронавируса COVID-19

В статье представлен краткий аналитический обзор современных научно-практических исследований, отражающей негативное влияние пандемии коронавируса COVID-19 на экономику стран в целом и туристический и гостиничный бизнес, в частности.

Договоры в российском праве в период COVID-19

Статья посвящена теоретико-правовым аспектам исполнения договоров в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки, вызванной распространением коронавирусной инфекции COVID-19.

Занятие физической культурой в условиях пандемии COVID-19

Цель исследования — выделить основные рекомендации к ведению физической активности во время ограничений, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19.

Задать вопрос