В статье рассматриваются и анализируются проблемы, возникающие у сотрудников при работе удаленно в условиях пандемии COVID-19.
Ключевые слова: удаленная работа, интернет, пандемия, COVID-19.
По мере того, как информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) расширяются в своих возможностях, и особенно с большей доступностью высокоскоростного Интернета, удаленная работа за последние несколько десятилетий стала одним из способов работы. Удаленная работа определяется как «гибкий график работы, при котором работники работают в местах, удаленных от своих центральных офисов или производственных объектов, работник не имеет личного контакта с коллегами, но может общаться с помощью технологий» [2, с. 530]. В России в 2021 году пандемия дала толчок для пересмотра понятия «удаленная/дистанционная работа» в Трудовом кодексе, вследствие чего были внесены изменения, а именно: «дистанционной (удаленной) работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей связи общего пользования» [1].
До COVID-19 у большинства сотрудников не было опыта удаленной работы; ни они, ни их организации не были готовы поддерживать эту практику. Беспрецедентная вспышка пандемии COVID-19 в 2020 году потребовала, чтобы миллионы людей во всем мире стали работать из дома, что непреднамеренно привело к фактическому глобальному эксперименту по работе с эмоциями. Удаленная работа стала «новой нормой» почти в мгновение ока. В нашей работе мы планируем рассмотреть, как пандемия повлияла на опыт работы удаленно, какие возможные риски и проблемы стали следствием такой работы.
Отметим еще раз, что до пандемии люди в основном предпочитали работать удаленно на добровольной основе, по своему усмотрению, в том числе по согласованию с работодателем. Таким образом, ранее выявленные преимущества и недостатки удаленной работы в основном верны только для тех, кто заинтересован в удаленной работе. Такое смещение исследовательского фокуса, по существу, требует систематического понимания потенциального изменения характера самой работы в контексте COVID-19.
Исследование различных теоретических точек зрения на планирование работы удаленно определяют ряд мотивационных, информационных, социальных и физических характеристик работы, которые позволяют прогнозировать желаемые результаты сотрудников (например, лучшая производительность и благополучие, положительное психологическое состояние, удовлетворенность работой и т. д.).
Проблемы удаленной работы отражают непосредственный психологический опыт работников при выполнении задач, межличностном сотрудничестве и социальном взаимодействии с семьей и друзьями. Мы провели опрос среди офисных работников филиала одного из предприятий нефтегазовой отрасли (40 человек) для определения проблем, с которыми они столкнулись во время вынужденной пандемией удаленной работы. В ходе исследования были определены четыре ключевые проблемы в контексте удаленной работы во время пандемии, а именно: прокрастинация (другими словами, откладывание важных дел «на потом»); неэффективное общение и взаимодействие с коллегами; вмешательство в домашние дела (совмещение работы и ведения домашнего хозяйства); одиночество.
В целом эти четыре проблемы оказали пагубное воздействие на эффективность работы и благополучие людей. Рассмотрим их последовательно:
- Прокрастинация. Канадский ученый Пирс Стил определяет прокрастинацию как «добровольное откладывание субъектом запланированных дел, несмотря на ожидаемые негативные последствия из-за задержки» [3]. Прокрастинация является одним из самых серьезных убийц производительности труда. Прокрастинация распространена на рабочем месте в офисе и может усугубиться, когда люди работают из дома. Хотя большинство участников были настроены продуктивно работать как обычно, иногда они сталкивались со сложностью самодисциплины. Четырнадцать участников (35 %) указали на прокрастинацию как на проблему при работе из дома. Мы обнаружили, что эти участники откладывали работу над своими основными задачами, тратя время на действия, не связанные с работой, в рабочее время, такие как использование социальных сетей и длительные перерывы.
- Неэффективное общение и взаимодействие с коллегами. Сотрудники, работающие удаленно, в значительной степени полагаются на ИКТ для общения и взаимодействия с коллегами, руководителями и клиентами. Связь с использованием ИКТ, особенно во время пандемии, стала почти единственным вариантом, поскольку работники не могли участвовать в личных встречах. Более половины опрашиваемых (52,5 %) указали, что в этот период они страдали от низкой производительности труда, вызванной плохой коммуникацией. Например, один их участников исследования описал более низкую эффективность коммуникаций с использованием ИКТ: «Я считаю, что онлайн-общение не так эффективно, как личное общение в офисе. [Онлайн] общение требует времени».
- Совмещение работы и ведения домашнего хозяйства. Большинство участников (65 %) отметили, что они столкнулись с проблемой совмещения работы и ведения домашнего хозяйства. Работа дома означает, что ты можешь отвлекаться на семью, что может отрицательно сказаться на эффективности работы. Примечательно, что школы в стране были закрыты во время вспышки COVID-19, поэтому, работающие родители столкнулись с более серьезной проблемой при совмещении рабочих и семейных ролей. Кроме того, работа людей вторгалась в их жизненные сферы в период работы из дома. Это вмешательство со стороны работы вызывает у людей чувство истощения. Один из работников признался, что необходимость всегда быть в сети повлияла на его способность выполнять свои семейные обязанности.
- Одиночество. Удаленная работа означает меньшее личное общение с коллегами и руководителями. Из-за ограничений на несущественные социальные встречи во время пандемии люди также теряли социальные возможности встречаться со своими друзьями или коллегами, что неизбежно усиливало чувство одиночества. Десять работников (25 %) назвали одиночество проблемой, с которой они столкнулись, работая удаленно. Они отмечают, что, несмотря на то, что люди могут общаться с коллегами с помощью ИКТ, эти разговоры были более сфокусированы на задачах, что не могло удовлетворить их психологические потребности в принадлежности к коллективу.
В заключение отметим, что выводы, полученные в результате нашего исследования, показывают, что ряд проблем, связанных с удаленной работой во время пандемии, отрицательно влияет на эффективность работы и благополучие людей. В современных сложившихся условиях эти проблемы, несомненно, требуют решения, как на уровне непосредственного работодателя, так и на уровне государства. Одним из таких решений мы видим обеспечение социальной поддержки таких работников, что, помимо материальной поддержки (сохранение, а в ряде случаев — увеличение, заработной платы) при переводе на режим удаленной работы, также предполагает их психологическую поддержку, как, например, создание дополнительных онлайн-площадок для неформального общения с коллегами.
Литература:
- Федеральный закон от 08.12.2020 N 407-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях».
- Di Martino, V., & Wirth, L. (1990). Telework: A new way of working and living. International Labour Review, 129(5), 529–554.
- Steel P., Konig C. J. Integrating theories of motivation // Academy of management review. 2006. № 31 (4). P. 889–913.