Деятельностный характер образования позволяет говорить о необходимости формирования учебно-познавательной компетенции как об одном из основных направлений модернизации содержания образования и одной из основных составляющих профессиональной компетентности. Все это достижимо, в основном, посредством интерактивных методов обучения, например, ПОПС-формулы. В условиях большого количества бесполезной, бессистемной информации они являются технологичным приемами для ее рефлексии, синтеза и обобщения. Применение интерактивных методов обучения особенно актуально в наши дни, когда студенты не обладает достаточной начитанностью и лексическим запасом, не ставят целью выявить причинно-следственные связи, то есть акцент с логического мышления смещен на алгоритмическое. На сегодняшний день существует не так много приемов, направленных на творческое применение накопленных знаний, которые, при этом, были бы технологичны и эффективны. Это одна из причин того, почему данные приемы являются очень важными в ежедневной практике педагога. Такие приемы представляют собой интерактивные методики, которые позволяют включить в процесс обучения чувства, эмоции, волевые качества человека, а не только задействовать его сознание. В данной статье нами детально будут изучены такие интерактивный метод как «ПОПС-формула».
Ключевые слова: теория и методика преподавания казахских языков, интерактивные методы, ПОПС-формула.
В Законе Республики Казахстан «Об образовании» подчеркивается необходимость внедрения в систему образования, ее структуру, современных реформ, указывая на то, что «главной задачей системы образования являются необходимые условия для получения образования, направленные на формирование и профессиональное совершенствование личности на основе национальных и общегражданских ценностей, достижений науки и практики: внедрение новых технологий обучения, инновация образования, выход в международные глобальные коммуникационные сети» [1].
В соответствии с законом обновленного образования важно сформировать у студентов навыки аудирования, говорения, чтения, письма, позволяющие свободно общаться, обмениваться мнениями с другими, четко выражать свою точку зрения, мнение, анализировать прочитанную информацию посредством анализа. В этой связи ученый Ф. Оразбаева дает следующее определение понятию языкового общения, которое включает в себя эти навыки: «языковое общение, общение через язык, общение людей через язык, общение, понимание через общественный, национальный язык, то есть овладение человечеством речевой деятельностью через язык означает языковое общение [2,43]»
Целью профессионального урока казахского языка является обучение по специальности, овладение терминами, относящимися к своей области, с практическим ознакомлением обучающегося с языковым материалом, связанным с профессией. Использование видов коммуникативных навыков в процессе изучения данной дисциплины направлено на развитие у студента речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение языком в различных сферах и условиях общения, способности к языковому взаимодействию и взаимопониманию, совершенствование речи. Каждый из перечисленных навыков имеет свои внутренние навыки и способы его обучения, т. е. особенности.
По навыкам аудирования:
— воспринимать и воспринимать основную мысль;
— поиск информации;
— умение передавать понимание на практике;
— выражать свое отношение к информации;
— обобщение мыслей, вывод результатов.
По навыкам говорения:
— высказывать свое мнение по теме;
— аргументировать свою точку зрения;
— выносить решения,
— делать выводы;
— исследовать (анализ, синтез);
По навыкам чтения:
— различать основную и дополнительную информацию в тексте;
— определение притчи;
— умение сравнивать героев произведения;
— изучение;
— навыки критической оценки.
По навыкам подписки:
— умение раскрывать тему;
— критически аргументировать свою мысль;
— вынесение итогового решения;
— доказать свою точку зрения;
Профессиональный казахский язык-одна из основных дисциплин, изучаемых студентами университета. Работа с текстами, соответствующими специальности, выполнение заданий по четырем навыкам не только повысит уровень умений, но и станет основой для грамотного становления студентов.
При осуществлении учебной деятельности студентов в Академическом направлении необходимо представить материал на свой выбор, проанализировать тематический текст по профессиональной области и применить методику попса по данной теме. Использование метода попса на профессиональном казахском языке позволяет студентам свободно применять языковые навыки, критически мыслить, оценивать себя, усваивать соответствующую информацию.
Текст-причастная личность, занимающая основное место в обучении обучающегося чтению. Мнения исследователей о технике текста также весьма разнообразны. Монологическая и диалогическая форма речи, использующаяся как в письменной, так и в устной форме [3,11]. Профессиональные тексты-сложная деепричастная единица, включающая лексические минимумы, относящиеся к специальности, дающая профессиональные знания, необходимые для освоения конкретной специальности.
Наряду с чтением научной литературы по специальности, научных журналов, важным является работа с материалами устного общения по бытовым, политико-общественным темам. Важно, чтобы ученик четко передал игру. Ученый Ф. Оразбаева: «профессиональное общение-это обучение изучающих язык образцам общения в зависимости от конкретной специальности, слов, языковых применений, терминов, относящихся к специальности. В зависимости от того, с какой целью, каким образом люди общаются друг с другом, общение становится более разнообразным: формальным, неформальным, устоявшимся и т. д». [2, с. 121].
«При сортировке текста следует учитывать комплексную систему следующих факторов: диапазон активных слов и пояснительных терминов по специальности студентов; обеспечение специфики лексико-грамматического материала; критерий определения уровня сложности текста; возможность построения семантической модели текста; наличие в тексте мыслительно-познавательного смысла; контекстуальное художественное и жанровое ограничение; тематический принцип; композиционно-смысловая структура и стиль текста» [4, 18].
Что студент осваивает в процессе анализа профессионального текста:
1) письменный текст понимает полностью;
2) определяет соответствие темы тексту;
3) определяет авторскую мысль;
4) выражает свою мысль;
5) делает собственные выводы.
6) увеличивает словарный запас;
7) студент учится работать с терминами, относящимися к специальности.
Для эффективного чтения текста академической направленности необходимо рассмотреть цель, написание и содержание текста в тесной взаимосвязи. Откуда берется текст? Источник текста — газетно-журнальный материал, тексты по профессиональной сфере, из учебника. При чтении необходимо уделять внимание скорости быстрого и грамотного чтения текста учащимися, раскрытию смысла непонятных слов.
На основе обновленной программы образования, которая сейчас повсеместно внедряется в стране, процесс обучения направлен на продвижение и достижение качественного уровня специалиста, который найдет свое место в обществе. Эффективность использования в процессе урока четырех видов методов открывает возможности реформирующих мер в отношении образовательных стандартов. В рамках новой парадигмы управления и модели образования, ориентированной на результат, стоит задача повышения профессионального мастерства учителей и специалистов по освоению новых технологий. Важность повышения качества образования и повышения профессионального мастерства на высоком личностном уровне может стать основой для широкого применения языковыми специалистами новых идей и методов на практике.
Педагог-новатор в рамках профессиональных компетенций развил творческие способности студентов, вывел мышление на высокий уровень интеллектуальной активности и сформировал сознательную личность в обучении и образовании.
В настоящее время в системе образования Казахстана актуален вопрос обучения специалистов с профессиональными коммуникативными компетенциями, креативно реализующих языковой культурный уровень на профессиональном уровне. Следующие профессиональные тексты предлагаются студентам. На собственном опыте покажу студентам анализ предложенных текстов методом попса.
Отрасль бухгалтерского учета возникла несколько сотен лет назад. Бухгалтерский учет занимает одно из важнейших мест в системе управления. Доказательством этого является то, что на конференции Организации Объединенных Наций, проведенной в 1992 году, он «не мог рассчитывать, не мог управлять». Впервые термин Бухгалтерский учет появился в Австрии в ХV веке. Отрасль бухгалтерского учета берет свое начало с ХІІ века. Концепция этой науки возникла примерно в 1340-х годах в Генуе. Основателем и разработчиком бухгалтерского учета является французский монах Лука Паччоли. Он написал трактат «счета и записи» 1493 года О бухгалтерском учете. Бухгалтерский учет-наука, которая вычисляет, измеряет, обрабатывает и транспортирует финансовую информацию организации по определенным методам. Он полностью контролирует работу предприятия, ориентируется на его управление и планирует предстоящую работу. Сегодня значение и роль бухгалтерского учета возрастает. Поэтому в любой стране специалисты-бухгалтеры должны быть максимально образованными. Так, ученый Дж. Не зря Мэй говорит, что «эра бухгалтерского учета началась».
Обучающимся по специальности бухгалтер предоставляется текст. В течение заданного времени он может выразить свое отношение к информации в тексте, используя формулу попса.
ПОПС-формула: Я думаю, что бухгалтерский учет возник несколько сотен лет назад. Потому что я связываю его с именем Луки Пачоли, который написал трактат в 1493 году. В качестве примера я могу привести трактат Пачоли «счета и надписи». В связи с этим я считаю, что бухгалтерский учет — это наука, которая вычисляет, измеряет, обрабатывает и транспортирует финансовую информацию организации по определенным методам. Я пришел к выводу, что он полностью контролирует работу предприятия, ориентируется на его управление и планирует предстоящую работу.
Предлагаю следующий текст, проанализированный студентами в области медицины.
Медицина— система практических действий и научных знаний, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, лечение и профилактику заболеваний, достижение долголетия в условиях здоровья и работоспособности, в человеческом обществе. Предметом изучения медицины являются вопросы о строении и жизнедеятельности организма человека в нормальных и патологических условиях; о влиянии социальной и природной среды на состояние здоровья населения; о заболеваниях человека, профилактике, определении видов заболеваний и использовании методов и средств лечения. Медицина, находясь в уникальной связи с человековедением, учитывает достижения всех видов естественных и общественных наук. Круг исследовательских проблем медицины охватывает многогранные проявления человеческой жизни. Это делает медицину реальной системой науки о здоровье и состоянии личности человека и общественной жизни. На современном этапе медицина доказала очевидность возможности совершенствования биологического творения человека. Здесь было установлено, что, влияя на генетические и физиологические процессы каждого человека, можно развивать физиологические и психические возможности человека, устраняя дисгармонию и дисгармонию в организме человека и исцеляя его и продлевая жизнь.
ПОПС-формула: Я думаю, что медицина — это огромная область, где человек может сохранить и укрепить свое здоровье. Потому что я объясняю это так: медицина — это система практических действий и научных знаний, нацеленных на сохранение и укрепление здоровья людей, лечение и профилактику заболеваний, достижение долголетия в человеческом обществе в условиях здоровья и работоспособности. Я могу доказать это тем фактом, что медицина на современном этапе доказывает очевидность возможности совершенствования биологического творения человека, что, влияя на генетические и физиологические процессы каждого человека, можно развить физиологические и психические возможности человека и оздоровить его и продлить его жизнь.
В связи с этим я прибегаю к помощи медицины, и я пришел к выводу, что жизнь человека можно продлить, поддерживая его в нормальных условиях.
Обобщая сказанное, можно сделать следующие выводы:
Принципы, которые необходимо учитывать учителю при проведении профессионального:
— цель урока и ожидаемый результат должны быть ясны;
— развитие четырех языковых навыков (чтение, аудирование, письмо, говорение •;
— повышение потребности учащихся через использование активных форм обучения;
— обратная связь между учителем и учеником;
— оценка учебных достижений через критериальную систему;
— понимание студентами профессиональных терминов, раскрытие смысла;
— наличие возможности анализа профессиональных текстов методом попса.
Главная цель, которую ставят перед собой все современные методы и приемы образования, — это формирование у обучающихся самостоятельности и творчества с учетом индивидуальных и индивидуальных особенностей личности.
В настоящее время основной целью является качественное образование с применением инновационных технологий в обучении казахскому языку, создание условий для формирования познавательной силы студентов, совершенствования их мышления, памяти, зрения, личностного интеллекта, учебной деятельности, раскрытия содержания темы.
Заключение. Эффективность применения методики ПОПС к видам занятий на профессиональном казахском языке проявляется в следующем:
1) творчество каждого студента увеличивается.
2) привыкает работать быстро.
3) определяются индивидуальные способности студента.
4) студент стремится взорвать группу.
5) развивается мышление студента.
6) каждый студент оценивается по своему уровню.
7) важность урока возрастает;
Литература:
- Закон Республики Казахстан «Об образовании». 27 июля 2007 года.
- Оразбаева Ф. основы языкового общения. Алматы: Print-S, 2005. — 145 С. 7
- Ахметова М. К. Лингвистика текста. Урал, 2008. — 148 с.
- Жаксылыкова К. Организация работы с текстом / / казахский язык и литература. — 1999. — № 5.