Основные аспекты лингвистических исследований Интернет-дискурса в Республике Казахстан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (358) апрель 2021 г.

Дата публикации: 12.04.2021

Статья просмотрена: 274 раза

Библиографическое описание:

Сейтказинова, А. Ж. Основные аспекты лингвистических исследований Интернет-дискурса в Республике Казахстан / А. Ж. Сейтказинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 16 (358). — С. 139-143. — URL: https://moluch.ru/archive/358/79984/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматривается статистическая характеристика пользователей в разрезе популярных сайтов сети интернет в Республике Казахстан с целью понять лингвистические особенности функционирования интернет дискурса.

Ключевые слова: интернет-дискурс, информационное сообщество, Интернет, социальная сеть, блог, казахстанская лингвистика, коммуникативный аспект.

The article considers the statistical characteristics of users in the context of popular Internet sites in the Republic of Kazakhstan in order to understand the linguistic features of the functioning of the Internet discourse.

Keywords: Internet discourse, information community, Internet, social network, blog, Kazakh linguistics, communicative aspect.

Эпоха глобальных коммуникаций характеризуется повсеместным распространением сети Интернет, причем не просто как объединенной сети компьютеров, а сообщества людей — особого мира, в котором хранятся и передаются огромные объемы информации. Всемирная сеть Интернет представляет собой площадку для покупок, работы, обучения, знакомств, что всецело влияет на ситуации общения вне сети, что позволяет говорить о новой сетевой реальности, языковым коррелятом которой является интернет-дискурс. Для понимания интернет-дискурса, его сути, понятия и особенностей дадим определение дискурсу. Впервые термин «дискурс» был введен американским лингвистом З. Харрисом в 1952 году в статье «Дискурс-анализ» [1, с. 7]. Классическим определением дискурса также является и понимание дискурса, предложенное В. И. Карасиком: дискурс — это многоплановое явление, которое может рассматриваться в коммуникативном аспекте как вербальное общение, в структурно-семантическом — как фрагмент текста выше уровня предложения, в структурно-стилистическом — как нетекстовая организация разговорной речи, в социально-прагматическом — как «текст, погруженный в ситуацию общения» [2, стр. 48].

В Казахстане дискурс изучали Б. А. Ахатова, Б. С. Жумагулова, Г. Ю. Аманбаева, Л. В. Екшембеева, З. К. Ахметжанова, С. С. Джансейтова.

Рассмотрим более подробно исследование дискурса для понимания его определения в современной лингвистике. Так, в казахстанской лингвистике динамическая модель языка преобладает над статистической, в связи с чем коммуникативное общение необходимо рассматривать в культурном контексте. Казахстанские лингвисты выделяли в своих исследованиях семантико-прагматические категории дискурса, определяя дискурс в качестве «сложного коммуникативного явления», «текста в событийном аспекте», «коммуникативного события» и т. д. В разрезе исследований, текст является единицей письменного языка, а дискурс — единицей устной речи, однако интернет-дискурс представляет собой симбиоз текста и дискурса.

Э. Д. Сулейменова исследует дискурс в разрезе казахстанской лингвистики, в частности она пишет: «Актуальным стало изучение языка в его динамическом взаимодействии с реальным меняющимся миром и мирами новых технологий, расширившимися возможностями получения, хранения и передачи информации отдельным человеком и обществом в целом, появлением новых типов текстов и обновлением прежних жанров и стилей» [3, с. 64]. Таким образом, Э. Д. Сулейменова проводит взаимосвязь между изменяющимся миром и появлением новых типов текстов, жанров и стилей, что характерно для интернет-дискурса. В докторской диссертации Г. Г. Буркитбаевой дано онтологическое обоснование политическому дискурсу, подробно изложена схема интеракционного анализа делового дискурса. По ее мнению, понятия «дискурс» и «жанр» соотносятся как общее и частное, абстрактное и конкретное, а дискурс обретает форму только в специфическом жанре [4, с. 37]. По мнению Г. Г. Буркитбаевой, независимо от типа дискурса, он может приобрести форму только в специфическом жанре. Б. А. Ахатова исследует политический дискурс на материале языковых средств выражения языкового сознания реципиентов [5]. Б. С. Жумагулова в своих исследованиях занимается соотнесением полемического дискурса с диалогическим дискурсом [6]. Жумагулова в своей работе выделяет дискурс как форму межличностного общения и характеризует его следующими чертами: диалогичность, социальный характер, аргументированность, наличие специфических языковых средств и особых полемических приемов и др [6]. Понятием дискурс обозначается речевая деятельность, которая происходит в самых разных областях жизнедеятельности человека: политике, философии, психологии, публицистике и др. В связи с этим Калажокова Р. З. выделяет разные типы дискурса: политический, публицистический, дискурс СМИ, интернет-дискурс и т. д [7].

Интернет-дискурс — это также особый тип общения в интернет-пространстве, который может быть как личностно-ориентированным (общение рядовых пользователей в социальных сетях, ведение сетевых дневников, блогов, персональных веб-страниц, участие в интернет-дискуссиях на форумах), так и статусно-ориентированным (ведение официальных веб-страниц и аккаунтов в социальных сетях и блогосфере) [8, с. 18].

Итак, изучив определения дискурса, его видов и понятие интернет-дискурса, мы можем заключить следующее: интернет-дискурс как отдельный вид дискурса является особым типом общения в интернет-пространстве. Сегодня все более актуальны информационные знания, а информация становится основной производительной силой. Основную часть своего времени человек проводит в сети Интернет, которое уже стало особым сообществом, а не просто объединением компьютеров и других устройств в единую сеть. Поэтому, для определения интернет-дискурса в Казахстане дадим характеристику казахстанского интернет-пространства согласно мировой статистике.

Общая доля пользователей, согласно мировой статистике на 30 сентября 2020 года, сетью Интернет пользуются 4,92 миллиарда человек в мире. Больше половины пользователей приходится на Азию (51,8 %). [9]

Распределение пользователей сети Интернет в мире, 2020г. Источник: https://www.internetworldstats.com/stats.htm [9]

Рис. 1. Распределение пользователей сети Интернет в мире, 2020г. Источник: https://www.internetworldstats.com/stats.htm [9]

Согласно сайту официальной статистики Республики Казахстан, общая доля пользователей сети Интернет в стране составляет 81,3 % (рисунок 2) [10].

При этом, самыми многочисленными пользователями сети Интернет являются жители Нур-Султана (88,1 %), Алматы и Алматинской области (84,3 % и 85,3 % соответственно) и Костанайской области (85,7 %). Немного отстают Туркестанская (84,8 %) и Павлодарская область (83,3 %).

В среднем, долевое соотношение пользователей мужского и женского населения практически равное (81,6 % и 81,1 % соответственно).

Доля пользователей сети Интернет от общего числа населения в возрасте 6–74 лет в разбивке по полу [10]

Рис. 2. Доля пользователей сети Интернет от общего числа населения в возрасте 6–74 лет в разбивке по полу [10]

Согласно статистическим данным (таблица 1) Республика Казахстан является самой активной страной Центральной Азии в сети Интернет [11,12].

Таблица 1

Число пользователей социальных сетей в разрезе стран Центральной Азии

Страна Центральной Азии

Лидер соц. сети

Число пользователей

Казахстан

ВКонтакте

7,3 млн

Кыргызстан

Инстаграм

1,8 млн

Узбекистан

Телеграм

2 млн

Таджикистан

Одноклассники, ВКонтакте

700 тыс

Туркменистан

Инстаграм

42 тыс

*Источник: www.theopenasia.net, Datareportal.com [11, 12]

Самой популярной сетью в РК является ВКонтакте — 7,3 млн. жителей пользуются этой социальной сетью, что составляет 39,9 % от общего населения страны и почти половину от числа Интернет-пользователей. Второе место отводится сети Pinterest, затем популярностью пользуются YouTube, Facebook и Instagram (таблица 2) [11]

Таблица 2

Процент пользователей социальных сетей в Республике Казахстан от общего населения

Социальная сеть

Процент пользователей в РК от общего населения

VKontakte

39,9 %

Pinterest

26,23 %

Facebook

17,95 %

YouTube

15,28 %

Instagram

6,33 %

Twitter

6,02 %

Источник: www.theopenasia.net [11]

Среди 10 самых популярных сайтов Казахстана 4 принадлежат Казнету, два из них — казахстанские сайты: Smk.edu.kz и Kundelik.kz. Остальные сайты включают в себя поисковые системы и социальные сети:

  1. Google.com
  2. YouTube.com
  3. Vk.com
  4. Mail.ru
  5. Kundelik.kz
  6. Google.kz
  7. Wikipedia.org
  8. Yandex.kz
  9. Smk.edu.kz
  10. Ok.ru

Таким образом, статистические данные показывают, что сегодня каждый восьмой казахстанец пользуется сетью Интернет, четверть трафика которого приходится на Казнет. Интернет представляет собой информационный канал, который сочетает различные виды дискурсов, а также является самостоятельным видом дискурса со своими уникальными особенностями.

Согласно Меновщикову, Интернет-дискурса как отдельный вид дискурса характеризуется следующими особенностями: [13]

  1. Динамичностью, основой коммуникации которой является диалог пользователей сети.
  2. Коммуникативностью, суть которой заключается в поиске собеседника и общении между ними.
  3. Персонифицированностью, связанно с «языковой личностью».
  4. Ситуативной обусловленностью, включающей в себя разнообразное протекание коммуникации.
  5. Коннотативностью, на которую влияют особенности жаргона и дополнительные эмоциональные иронические образования.
  6. Социальной и культурной составляющей.

Интернет-дискурс зачастую рассматривается в качестве особого вида устного и письменного дискурса. Так, в условиях интернет-коммуникации можно наблюдать речь, которой присущи характеристики разговорной речи.

Лазарева Э. А. и Горина Е. В. в своей работе «Определяющие внутрисистемные признаки Интернета» выделяют, что Интернет-дискурс включает в себя 5 основных определяющих признаков: [14, стр 88–90].

  1. Когнитивность
  2. Интерактивность
  3. Вариативность
  4. Социологичность
  5. Психологичность

Выше было сказано, что самой популярной социальной сетью в Казахстане является ВКонтакте, основное содержание страниц которого представляет собой записи с визуальными и мультимедийными элементами, а также комментарии к этим записям.

Страницы ВКонтакте делятся на личные блоги и сообщества, связанные определенной тематикой.

Таким образом, изучив дискурс в трудах казахстанских ученых, я выделяю следующую типологию блогов:

– В зависимости от авторства: личный или общественный (сообщество).

– По содержанию: тематический (политика, музыка, материнство, книги), общий (затрагивает различные темы) или лайф-стайл (блог о жизни человека, который его ведет).

– По наличию мультимедийной составляющей: текстовый блог, фотоблог, музыкальный блог и т. д.

– В зависимости от особенностей контента: экспертный блог, авторский блог, цитатник и т. д.

– В зависимости от целей блога, он может мотивировать как автора, так и читателей к определенным действиям.

Согласно Волохонскому В. Л. выделяются следующие функции ведения блога: [15].

– коммуникативная;

– развлекательная;

– рефлексирующая;

– функция самопрезентации;

– коммерческая.

Социальная сеть ВКонтакте, как и другие блоги и социальные сети, позволяет сблизить устную и письменную речь. Эта особенность присуща как текстам автора, так и комментариям к ним.

Наиболее характерные черты интернет-языка в социальных сетях:

графико-орфографические деривации, которые сознательно искажают слова: норм (нормально), ок (хорошо), спс (спасибо) и др.;

частицы и междометия, которые подражают звукам разговорной речи (хм, гм, гы, аххах и др.).

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Интернет-дискурс как отдельный вид дискурса является особым типом общения в интернет-пространстве. Так, Э. Д. Сулейменова проводит взаимосвязь между изменяющимся миром и появлением новых типов текстов, жанров и стилей, что характерно для интернет-дискурса. А по мнению Г. Г. Буркитбаевой, независимо от типа дискурса, он может приобрести форму только в специфическом жанре.
  2. Общая доля пользователей сети Интернет в Республике Казахстан составляет 81,3 %, что занимает первое место среди стран Центральной Азии.
  3. Самой популярной сетью в РК является ВКонтакте — 7,3 млн. жителей пользуются этой социальной сетью, что составляет 39,9 % от общего населения страны и почти половину от числа Интернет-пользователей.
  4. В условиях интернет-коммуникации дискурс представляет собой письменную речь, которой присущи характеристики разговорной речи, наиболее характерными чертами которой является использование графико-орфографических девиаций, а также частиц и междометий, подражающих звукам разговорной речи.

Литература:

  1. Harris, Zellig. 1952. Discourse analysis. — Language 28:1–30.
  2. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс [Текст] / В. И. Карасик. — М.: ГНОЗИС, 2004. — 389 с.
  3. Сулейменова Э. Д. Дискурс в дискурсе казахстанской лингвистики //Современные проблемы дискурса: теория и практика. Сб. науч. трудов Межд. научно-практ. конф.Центр-АзиатскойАссоц. по Деловому Общению и КазУМОМЯ им. Абылай хана, Алматы, 2006.– С.64.
  4. Буркитбаева, Г. Г. Некоторые вопросы теории жанра в современной зарубежной лингвистике / Г. Г. Буркитбаева // Вопросы когнитивной лингвистики. — 2005. — № 2 (005). — С. 97–105.
  5. Ахатова Б. А. Политический дискурс: формы выражения языкового сознания. — Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук — Алматы, 2008–248 с.
  6. Жумагулова Б. С. Особенности полемического дискурса // Успехи современного естествознания. — 2013. — № 7. — С. 142–145.
  7. Калажокова, Р. З. Дискурс: разновидности, специфика, мнения / Р. З. Калажокова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1403–1405.
  8. Ахренова Н. А. Интернет-дискурс как глобальное межкультурное явление и его языковое оформление,2003.-36с.
  9. Internet World Stats. Сайт мировой статистики: https://www.internetworldstats.com/stats.htm
  10. Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан. Официальный сайт: http://stat.gov.kz
  11. «Открытая Азия онлайн», познавательно-аналитический Интернет-проект www.theopenasia.net
  12. Global Digital Insights. Официальный сайт мировых отчетов: https://Datareportal.com
  13. Меновщиков, В. Ю. Психологическая помощь в сети Интернет / В. Ю. Меновщиков. — М., 2007. — 178 с.
  14. Лазарева Э. А., Горина Е. В. Определяющие внутрисистемные признаки Интернета // СМИ в условиях информационной глобализации: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 25–26 апреля 2012 г.) / Урал. Фед. унт. — Екатеринбург, 2013. с. 88–90
  15. Волохонский В. Л. Психологические механизмы и основания классификации блогов // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность. / Под ред. Волохонского В. Л., Зайцевой Ю. Е., Соколова М. М. — СПб.: Издательство СПбГУ, 2006
Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, дискурс, Интернет, разговорная речь, сеть, социальная сеть, Центральная Азия, казахстанская лингвистика, особый тип общения, специфический жанр.


Ключевые слова

Интернет, блог, социальная сеть, коммуникативный аспект, интернет-дискурс, информационное сообщество, казахстанская лингвистика

Похожие статьи

Дидактические аспекты использования интернет-ресурсов при изучении иностранных языков

В данной статье рассматриваются особенности развития интернет-технологий в обучении иностранному языку. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие лингвистики и образования.

Информационно-новостные особенности текстов СМИ в социальных сетях

Статья посвящена коммуникации средств массовой информации с потребителями посредством метаязыка, основанного на интернет-мемах, рассматриваются причины их появления и особенности их функционирования.

Вербальные средства представления политического конфликта в немецких СМИ

Целью данной работы является анализ лингвистических средств представления политических конфликтов в немецких СМИ. В данной статье рассматриваются особенности вербальной коммуникации в ситуациях политического конфликта в немецких статьях и анализируют...

Особенности межнационального общения младших подростков

Данная статья посвящена проблеме межнационального общения учащихся младшего подросткового возраста. В работе рассматривается теоретический анализ, а так же эмпирическое исследование данной проблемы. Целью данного исследования является выявление особе...

Языковая личность в Интернете

В данной статье представлены результаты анализа языковой личности в Интернете на примере материалов блогов. Целью настоящего исследования был анализ поведение языковой личности в Интернете на примере блогов, и составление её общей характеристики.

Стратегический потенциал организации: российский и зарубежный подходы

Статья носит обзорный характер и раскрывает теоретические аспекты определения сущности стратегического потенциала организации. Авторами предпринята попытка систематизировать подходы российских и зарубежных исследователей к определению и классификации...

Особенности развития билингвизма в Азербайджане

В данной статье рассматриваются основные подходы, связанные с феноменом двуязычия, поскольку данный процесс неразрывно связан с современными реалиями. Описываются различные классификации, а также предпринимается попытка описать особенности развития б...

Стратегии формирования бренда фирмы в условиях информатизации

В данной статье проанализированы направления формирования бренда. Также изучено понятие бренда, рассмотрены позиции различных авторов касательно данной проблемы, проанализированы особенности информатизации как условия формирования бренда фирмы.

Культурологический и аксиологический подходы к исследованию иноязычной коммуникативной компетенции студентов Финансового университета

В статье рассматривается реализация культурологического и аксиологического подходов в исследовании иноязычной коммуникативной компетенции специалистов финансово-экономических вузов, а также ключевые факторы ее формирования в контексте данных подходов...

Трендовые направления исследований интернета в современном информационном обществе

В статье автор определяет основные трендовые направления исследования интернета в контексте современного информационного общества.

Похожие статьи

Дидактические аспекты использования интернет-ресурсов при изучении иностранных языков

В данной статье рассматриваются особенности развития интернет-технологий в обучении иностранному языку. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие лингвистики и образования.

Информационно-новостные особенности текстов СМИ в социальных сетях

Статья посвящена коммуникации средств массовой информации с потребителями посредством метаязыка, основанного на интернет-мемах, рассматриваются причины их появления и особенности их функционирования.

Вербальные средства представления политического конфликта в немецких СМИ

Целью данной работы является анализ лингвистических средств представления политических конфликтов в немецких СМИ. В данной статье рассматриваются особенности вербальной коммуникации в ситуациях политического конфликта в немецких статьях и анализируют...

Особенности межнационального общения младших подростков

Данная статья посвящена проблеме межнационального общения учащихся младшего подросткового возраста. В работе рассматривается теоретический анализ, а так же эмпирическое исследование данной проблемы. Целью данного исследования является выявление особе...

Языковая личность в Интернете

В данной статье представлены результаты анализа языковой личности в Интернете на примере материалов блогов. Целью настоящего исследования был анализ поведение языковой личности в Интернете на примере блогов, и составление её общей характеристики.

Стратегический потенциал организации: российский и зарубежный подходы

Статья носит обзорный характер и раскрывает теоретические аспекты определения сущности стратегического потенциала организации. Авторами предпринята попытка систематизировать подходы российских и зарубежных исследователей к определению и классификации...

Особенности развития билингвизма в Азербайджане

В данной статье рассматриваются основные подходы, связанные с феноменом двуязычия, поскольку данный процесс неразрывно связан с современными реалиями. Описываются различные классификации, а также предпринимается попытка описать особенности развития б...

Стратегии формирования бренда фирмы в условиях информатизации

В данной статье проанализированы направления формирования бренда. Также изучено понятие бренда, рассмотрены позиции различных авторов касательно данной проблемы, проанализированы особенности информатизации как условия формирования бренда фирмы.

Культурологический и аксиологический подходы к исследованию иноязычной коммуникативной компетенции студентов Финансового университета

В статье рассматривается реализация культурологического и аксиологического подходов в исследовании иноязычной коммуникативной компетенции специалистов финансово-экономических вузов, а также ключевые факторы ее формирования в контексте данных подходов...

Трендовые направления исследований интернета в современном информационном обществе

В статье автор определяет основные трендовые направления исследования интернета в контексте современного информационного общества.

Задать вопрос