Экспериментальные исследования эффективности использования компетентностно-модульной технологии формирования профессиональных компетенций у студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (358) апрель 2021 г.

Дата публикации: 12.04.2021

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Байкина, Н. В. Экспериментальные исследования эффективности использования компетентностно-модульной технологии формирования профессиональных компетенций у студентов / Н. В. Байкина, В. Н. Михелькевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 16 (358). — С. 314-316. — URL: https://moluch.ru/archive/358/79993/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье авторы представляют научные результаты экспериментальных исследований эффективности использования компетентно-модульной технологии формирования профессиональных информационно-аналитических компетенций у студентов — будущих специалистов таможенного дела.

Ключевые слова: компетентностно-модульная технология, специалисты таможенного дела, информационно-аналитические компетенции.

В современном мире возрастают требования Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ в высококвалифицированных специалистах таможенного дела, обладающих сформированными профессиональными компетенциями. Подготовка специалистов в сфере таможенного дела, способных действовать в стремительно изменяющихся внешнеэкономических условиях, самостоятельно принимать решения, становится значимой проблемой вузов. Для этого следует применять компетентностно-модульные педагогические технологии, которые соответствуют требованиям, предъявляемыми ко степени сформированности профессиональных компетенций Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования поколения 3 (ФГОС ВО 3+) и заказчиком — ФТС РФ и Самарской таможни, с целью подготовки специалистов в сфере таможенного дела. [1].

Исследования заключаются в анализе и проведении констатирующего эксперимента по выявлению высокоэффективности применения компетентностно-модульной технологии формирования профессиональных информационно-аналитической компетенций у студентов — будущих специалистов таможенного дела.

В ранее опубликованных научных работах авторов, отражена проблема формирования профессиональных информационно-аналитических компетенций с использованием компетентностно-модульной технологии обучения студентов по специальности «таможенное дело» [3], [4]. Базой, которой является модульная технология, в которой модуль становится средством формирования компетенций. Это дает возможность смоделировать и использовать на практике научно обоснованную форму реализации педагогической действительности [4]. Отсюда высокая значимость данной технологии в преодолении разрыва среди знаний студента и его готовности применять на практике в профессиональной информационно-аналитической деятельности, а также значение во взаимоотношениях субъектов образовательного процесса, основывающихся на компетентностном подходе.

В результате внедрения в учебный процесс подготовки специалистов таможенного дела на кафедре «Управление и системный анализ в теплоэнергетических и социотехнических комплексов» (УСАТСК) в Самарском государственном техническом университете (СамГТУ), компетентностно-модульной технологии, нами было проведено экспериментальное исследование эффективности ее применения, которое состояло из трех этапов:

1-й этап (2014–2015 гг.) — анализ научной литературы и определение цели, предмета, объекта, задач и технологии изучения, методов экспериментальной работы.

2-й этап (2016–2017 гг.) — проектирование модели формирования готовности студентов — будущих специалистов таможенного дела к профессиональной информационно-аналитической деятельности и апробирование компетентностно-модульной технологии формирования ПИАК; определение методики проведения эксперимента.

3-й этап (2016–2019.) — проведение констатирующего и формирующих экспериментов, проведение статистической и математической обработки экспериментальных данных.

Учитывая требования профессионального стандарта Федеральной таможенной службы [1] и ФГОС ВО 3+ по подготовке специалистов таможенного дела [2] к качеству профессиональной подготовки вузов, в частности, по сформированности у них информационно-аналитических компетенций, рекомендуется учитывать по разработке критериально-диагностического аппарата измерения и оценки уровней сформированности профессиональных компетенций [5] и опираясь на многолетний опыт кафедры УСАТСК СамГТУ по подготовки специалистов таможенного дела были специально разработаны пакеты тестов и критерии уровней сформированности — когнитивного операционального и деятельностного компонентов готовности выпускников вуза к профессиональной информационно- аналитической деятельности.

Показатели степени сформированности каждой компоненты ПИАК были разделены на 4 уровня и оценивались по 100-бальной шкале:

— ниже базового — 54 баллов и ниже;

— базовый уровень (средний) — 55–74балла;

— повышенный уровень — 75–89баллов;

— высокий уровень — 90–100баллов

Для выявления эффективности и целесообразности использования компетентностно-модульной технологии формирования совокупности профессиональных информационно-аналитических компетенций были проведены констатирующий и формирующий эксперимент, в котором участвовали студенты 3–5-х курсов специальности «Таможенное дело» СамГТУ. Респонденты численностью 129 человек были подразделены на две группы — контрольную, обучающиеся по традиционной технологии и экспериментальную, обучающихся по инновационной компетентностно-модульной технологии.

Согласно результатам проведения эксперимента был выявлен исходный — начальный уровень подготовки студентов к изучению специальности. В период проведения констатирующего эксперимента определился средний показатель обученности студентов контрольной и экспериментальной групп. Данный показатель является достаточно высоким и практически одинаков, а это непременное условие получения достоверных результатов исследования.

По полученным экспериментальным показателям уровней сформированности когнитивного, операционального и деятельностного компонентов готовности были рассчитаны численные интегральные значения показателей уровней сформированности готовности студентов контрольной и экспериментальной групп к профессиональной информационно-аналитической деятельности на исходном срезе констатирующего эксперимента (рисунок 1).

Диаграмма показателей уровней сформированности готовности студентов контрольной и экспериментальной групп к профессиоанальной информационно-аналитической деятельности на исходном срезе констатирующего эксперимента Диаграмма показателей уровней сформированности готовности студентов контрольной и экспериментальной групп к профессиоанальной информационно-аналитической деятельности на исходном срезе констатирующего эксперимента

Рис. 1. Диаграмма показателей уровней сформированности готовности студентов контрольной и экспериментальной групп к профессиоанальной информационно-аналитической деятельности на исходном срезе констатирующего эксперимента

На рисунке 2 представлена диаграмма показателей уровней готовности студентов контрольной и экспериментальной групп к профессиональной информационно-аналитической деятельности на итоговом срезе формирующего эксперимента

Диаграмма показателей уровней готовности студентов контрольной и экспериментальной групп к профессиональной информационно-аналитической деятельности на итоговом срезе формирующего эксперимента Диаграмма показателей уровней готовности студентов контрольной и экспериментальной групп к профессиональной информационно-аналитической деятельности на итоговом срезе формирующего эксперимента

Рис.2. Диаграмма показателей уровней готовности студентов контрольной и экспериментальной групп к профессиональной информационно-аналитической деятельности на итоговом срезе формирующего эксперимента

Констатирующий эксперимент проведен в начале 5-ого семестра 3 курса, то есть до начала применения в экспериментальной группе инновационной технологии, примерно равны (70 %), результаты тестирования студентами обеих групп и априори ожидаемые низкие результаты сформированности ПИАК ниже порогового уровня — около 47 %, 23 % — на базовом (пороговом)уровне. В 9-м семестре 5 курса был проведен итоговый формирующий эксперимент, который показал 86 % студентов экспериментальной группы, имеют сформированные профессиональные информационно-аналитические компетенции на высоком и повышенном уровне. В то время как у студентов контрольной группы эти уровни сформированности были подтверждены у 33 % респондентов, что число студентов экспериментальной группы, имеющих высокий уровень сформированности ПИАК в 2,6 раз больше числа студентов контрольной группы с этим же уровнем сформированности, а также на повышенном уровне в 2,6 раза.

Таким образом, экспериментальные данные убедительно свидетельствуют о высокой эффективности и целесообразности использования компетентностно-модульной технологии формирования у студентов будущих специалистов таможенного дела информационно-аналитических компетенций.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 августа 2015 г. N 850 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 38.05.02 Таможенное дело (уровень специалитета)»
  2. Приказ ФТС России от 31.07.2012 № 1535 «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по должностям федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате ФТС России, в представительствах таможенной службы Российской Федерации за рубежом и таможенных органах Российской Федерации»
  3. Байкина Н. В., Михелькевич В. Н., Лившиц М. Ю. Модель системы формирования профессиональных информационно-аналтических и научно-исследовательских компетенций у студентов-будущих специалистов таможенного дела// Сборник статей «Математические методы и модели в строительстве, архитектуре и дизайне» 2015. — с.163–168
  4. Байкина Н. В., Педагогическая система формирования профессиональных компетенций у студентов — будущих специалистов таможенного дела //Вестник СамГТУ Серия «Психолого-педагогические науки.№ 3(27)-2015.Самара 2015 — С.29–35
  5. Новиков А. М. Основания педагогики/ Пособие для авторов учебников и преподавателей. — М.: Издательство «Эгвес», 2010. — 208 с.
Основные термины (генерируются автоматически): экспериментальная группа, констатирующий эксперимент, профессиональная информационно-аналитическая деятельность, дело, компетентностно-модульная технология формирования, компетенция, повышенный уровень, подготовка специалистов, формирующий эксперимент, Федеральная таможенная служба.


Ключевые слова

компетентностно-модульная технология, специалисты таможенного дела, информационно-аналитические компетенции

Похожие статьи

Методика оптимального структурирования совокупности профессиональных информационно-аналитических компетенций студентов — будущих специалистов таможенного дела

В статье рассматривается разработанная и успешно апробированная методика оптимального структурирования совокупности профессиональных информационно-аналитических компетенций студентов — будущих специалистов таможенного дела.

Особенности применения мультимедийного учебника по дисциплине «Технология машиностроения» в образовательном процессе по специальности «Технология машиностроения»

Данная статья посвящена роли мультимедийного учебника в формировании профессиональных и общих компетенций при изучении дисциплины «Технология машиностроения».

Информационно-коммуникационные образовательные технологии в реализации проектной деятельности

В ходе данного исследования автор рассматривает теоретические аспекты и современные требования к образовательному процессу, с учетом использования информационно-коммуникационных образовательных технологий в реализации проектной деятельности,

Умение выполнять экспериментально-исследовательские лабораторные работы как важнейшая профессиональная компетенция будущего специалиста по физическим процессам нефтегазового производства

В статье рассматриваются материалы выполненных экспертных исследований по обоснованию содержания и структуры профессиональной экспериментальной компетенции студентов технического вуза — будущих специалистов по специальности «Физические процессы в неф...

Использование технологии «кейс-метод» для формирования общих компетенций в процессе изучения иностранного языка

Статья посвящена проблеме формирования общих компетенции у студентов организаций среднего профессионального образования. Автором подробно рассматривается технология кейс-метод. Сделан вывод об эффективности применения технологии «кейс-метод» для разв...

Конвергенция личностно-ориентированных и групповых образовательных технологий при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления подготовки «Прикладная математика и информатика»

Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе посредством личностно-ориентированного подхода, что является наиболее эффективным при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Рассмотрены ос...

К вопросу о формировании профессиональных компетенций будущего педагога дополнительного профессионального образования в области охраны труда

В статье авторы освещают актуальные аспекты формирования профессиональных компетенций будущих педагогов дополнительного профессионального образования в сфере охраны труда в современных условиях модернизации образования. Охарактеризована структура про...

Проблема формирования межличностных отношений как средство развития профессиональных компетентностей будущего специалиста в студенческих группах отделения СПО Арзамасского филиала ННГУ

В статье исследуется проблема формирования межличностных отношений студентов СПО Арзамасского филиала ННГУ. Экспериментальным путем выявлена взаимосвязь межличностных отношений в группе c развитием профессиональных компетенций будущего специалиста.

Практические аспекты внеучебной деятельности при подготовке студентов направления «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности»

В статье рассмотрены аспекты применения внеучебной деятельности для формирования общих и профессиональных компетенций при подготовке студентов направления «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности».

Технологизация процесса обучения бакалавров профессионального обучения при формировании профессиональных компетенций

Технологизация процесса обучения бакалавров профессионального обучения при формировании профессиональных компетенций предполагает необходимость идентификации составляющих профессиональные компетенции и применения метода проектов как возможности внедр...

Похожие статьи

Методика оптимального структурирования совокупности профессиональных информационно-аналитических компетенций студентов — будущих специалистов таможенного дела

В статье рассматривается разработанная и успешно апробированная методика оптимального структурирования совокупности профессиональных информационно-аналитических компетенций студентов — будущих специалистов таможенного дела.

Особенности применения мультимедийного учебника по дисциплине «Технология машиностроения» в образовательном процессе по специальности «Технология машиностроения»

Данная статья посвящена роли мультимедийного учебника в формировании профессиональных и общих компетенций при изучении дисциплины «Технология машиностроения».

Информационно-коммуникационные образовательные технологии в реализации проектной деятельности

В ходе данного исследования автор рассматривает теоретические аспекты и современные требования к образовательному процессу, с учетом использования информационно-коммуникационных образовательных технологий в реализации проектной деятельности,

Умение выполнять экспериментально-исследовательские лабораторные работы как важнейшая профессиональная компетенция будущего специалиста по физическим процессам нефтегазового производства

В статье рассматриваются материалы выполненных экспертных исследований по обоснованию содержания и структуры профессиональной экспериментальной компетенции студентов технического вуза — будущих специалистов по специальности «Физические процессы в неф...

Использование технологии «кейс-метод» для формирования общих компетенций в процессе изучения иностранного языка

Статья посвящена проблеме формирования общих компетенции у студентов организаций среднего профессионального образования. Автором подробно рассматривается технология кейс-метод. Сделан вывод об эффективности применения технологии «кейс-метод» для разв...

Конвергенция личностно-ориентированных и групповых образовательных технологий при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления подготовки «Прикладная математика и информатика»

Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе посредством личностно-ориентированного подхода, что является наиболее эффективным при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Рассмотрены ос...

К вопросу о формировании профессиональных компетенций будущего педагога дополнительного профессионального образования в области охраны труда

В статье авторы освещают актуальные аспекты формирования профессиональных компетенций будущих педагогов дополнительного профессионального образования в сфере охраны труда в современных условиях модернизации образования. Охарактеризована структура про...

Проблема формирования межличностных отношений как средство развития профессиональных компетентностей будущего специалиста в студенческих группах отделения СПО Арзамасского филиала ННГУ

В статье исследуется проблема формирования межличностных отношений студентов СПО Арзамасского филиала ННГУ. Экспериментальным путем выявлена взаимосвязь межличностных отношений в группе c развитием профессиональных компетенций будущего специалиста.

Практические аспекты внеучебной деятельности при подготовке студентов направления «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности»

В статье рассмотрены аспекты применения внеучебной деятельности для формирования общих и профессиональных компетенций при подготовке студентов направления «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности».

Технологизация процесса обучения бакалавров профессионального обучения при формировании профессиональных компетенций

Технологизация процесса обучения бакалавров профессионального обучения при формировании профессиональных компетенций предполагает необходимость идентификации составляющих профессиональные компетенции и применения метода проектов как возможности внедр...

Задать вопрос