В статье авторы представляют научные результаты экспериментальных исследований эффективности использования компетентно-модульной технологии формирования профессиональных информационно-аналитических компетенций у студентов — будущих специалистов таможенного дела.
Ключевые слова: компетентностно-модульная технология, специалисты таможенного дела, информационно-аналитические компетенции.
В современном мире возрастают требования Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ в высококвалифицированных специалистах таможенного дела, обладающих сформированными профессиональными компетенциями. Подготовка специалистов в сфере таможенного дела, способных действовать в стремительно изменяющихся внешнеэкономических условиях, самостоятельно принимать решения, становится значимой проблемой вузов. Для этого следует применять компетентностно-модульные педагогические технологии, которые соответствуют требованиям, предъявляемыми ко степени сформированности профессиональных компетенций Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования поколения 3 (ФГОС ВО 3+) и заказчиком — ФТС РФ и Самарской таможни, с целью подготовки специалистов в сфере таможенного дела. [1].
Исследования заключаются в анализе и проведении констатирующего эксперимента по выявлению высокоэффективности применения компетентностно-модульной технологии формирования профессиональных информационно-аналитической компетенций у студентов — будущих специалистов таможенного дела.
В ранее опубликованных научных работах авторов, отражена проблема формирования профессиональных информационно-аналитических компетенций с использованием компетентностно-модульной технологии обучения студентов по специальности «таможенное дело» [3], [4]. Базой, которой является модульная технология, в которой модуль становится средством формирования компетенций. Это дает возможность смоделировать и использовать на практике научно обоснованную форму реализации педагогической действительности [4]. Отсюда высокая значимость данной технологии в преодолении разрыва среди знаний студента и его готовности применять на практике в профессиональной информационно-аналитической деятельности, а также значение во взаимоотношениях субъектов образовательного процесса, основывающихся на компетентностном подходе.
В результате внедрения в учебный процесс подготовки специалистов таможенного дела на кафедре «Управление и системный анализ в теплоэнергетических и социотехнических комплексов» (УСАТСК) в Самарском государственном техническом университете (СамГТУ), компетентностно-модульной технологии, нами было проведено экспериментальное исследование эффективности ее применения, которое состояло из трех этапов:
1-й этап (2014–2015 гг.) — анализ научной литературы и определение цели, предмета, объекта, задач и технологии изучения, методов экспериментальной работы.
2-й этап (2016–2017 гг.) — проектирование модели формирования готовности студентов — будущих специалистов таможенного дела к профессиональной информационно-аналитической деятельности и апробирование компетентностно-модульной технологии формирования ПИАК; определение методики проведения эксперимента.
3-й этап (2016–2019.) — проведение констатирующего и формирующих экспериментов, проведение статистической и математической обработки экспериментальных данных.
Учитывая требования профессионального стандарта Федеральной таможенной службы [1] и ФГОС ВО 3+ по подготовке специалистов таможенного дела [2] к качеству профессиональной подготовки вузов, в частности, по сформированности у них информационно-аналитических компетенций, рекомендуется учитывать по разработке критериально-диагностического аппарата измерения и оценки уровней сформированности профессиональных компетенций [5] и опираясь на многолетний опыт кафедры УСАТСК СамГТУ по подготовки специалистов таможенного дела были специально разработаны пакеты тестов и критерии уровней сформированности — когнитивного операционального и деятельностного компонентов готовности выпускников вуза к профессиональной информационно- аналитической деятельности.
Показатели степени сформированности каждой компоненты ПИАК были разделены на 4 уровня и оценивались по 100-бальной шкале:
— ниже базового — 54 баллов и ниже;
— базовый уровень (средний) — 55–74балла;
— повышенный уровень — 75–89баллов;
— высокий уровень — 90–100баллов
Для выявления эффективности и целесообразности использования компетентностно-модульной технологии формирования совокупности профессиональных информационно-аналитических компетенций были проведены констатирующий и формирующий эксперимент, в котором участвовали студенты 3–5-х курсов специальности «Таможенное дело» СамГТУ. Респонденты численностью 129 человек были подразделены на две группы — контрольную, обучающиеся по традиционной технологии и экспериментальную, обучающихся по инновационной компетентностно-модульной технологии.
Согласно результатам проведения эксперимента был выявлен исходный — начальный уровень подготовки студентов к изучению специальности. В период проведения констатирующего эксперимента определился средний показатель обученности студентов контрольной и экспериментальной групп. Данный показатель является достаточно высоким и практически одинаков, а это непременное условие получения достоверных результатов исследования.
По полученным экспериментальным показателям уровней сформированности когнитивного, операционального и деятельностного компонентов готовности были рассчитаны численные интегральные значения показателей уровней сформированности готовности студентов контрольной и экспериментальной групп к профессиональной информационно-аналитической деятельности на исходном срезе констатирующего эксперимента (рисунок 1).
Рис. 1. Диаграмма показателей уровней сформированности готовности студентов контрольной и экспериментальной групп к профессиоанальной информационно-аналитической деятельности на исходном срезе констатирующего эксперимента
На рисунке 2 представлена диаграмма показателей уровней готовности студентов контрольной и экспериментальной групп к профессиональной информационно-аналитической деятельности на итоговом срезе формирующего эксперимента
Рис.2. Диаграмма показателей уровней готовности студентов контрольной и экспериментальной групп к профессиональной информационно-аналитической деятельности на итоговом срезе формирующего эксперимента
Констатирующий эксперимент проведен в начале 5-ого семестра 3 курса, то есть до начала применения в экспериментальной группе инновационной технологии, примерно равны (70 %), результаты тестирования студентами обеих групп и априори ожидаемые низкие результаты сформированности ПИАК ниже порогового уровня — около 47 %, 23 % — на базовом (пороговом)уровне. В 9-м семестре 5 курса был проведен итоговый формирующий эксперимент, который показал 86 % студентов экспериментальной группы, имеют сформированные профессиональные информационно-аналитические компетенции на высоком и повышенном уровне. В то время как у студентов контрольной группы эти уровни сформированности были подтверждены у 33 % респондентов, что число студентов экспериментальной группы, имеющих высокий уровень сформированности ПИАК в 2,6 раз больше числа студентов контрольной группы с этим же уровнем сформированности, а также на повышенном уровне в 2,6 раза.
Таким образом, экспериментальные данные убедительно свидетельствуют о высокой эффективности и целесообразности использования компетентностно-модульной технологии формирования у студентов будущих специалистов таможенного дела информационно-аналитических компетенций.
Литература:
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 августа 2015 г. N 850 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 38.05.02 Таможенное дело (уровень специалитета)»
- Приказ ФТС России от 31.07.2012 № 1535 «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по должностям федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате ФТС России, в представительствах таможенной службы Российской Федерации за рубежом и таможенных органах Российской Федерации»
- Байкина Н. В., Михелькевич В. Н., Лившиц М. Ю. Модель системы формирования профессиональных информационно-аналтических и научно-исследовательских компетенций у студентов-будущих специалистов таможенного дела// Сборник статей «Математические методы и модели в строительстве, архитектуре и дизайне» 2015. — с.163–168
- Байкина Н. В., Педагогическая система формирования профессиональных компетенций у студентов — будущих специалистов таможенного дела //Вестник СамГТУ Серия «Психолого-педагогические науки.№ 3(27)-2015.Самара 2015 — С.29–35
- Новиков А. М. Основания педагогики/ Пособие для авторов учебников и преподавателей. — М.: Издательство «Эгвес», 2010. — 208 с.