Настоящая статья посвящена современной тенденции эко-направленности гостиниц. Авторы рассматривают текущее состояние предприятия, его динамику загрузки, а также факторы, которые на это влияют. Предложены основные меры ресурсосбережения по поддержанию финансовой стабильности и конкурентоспособного уровня деятельности.
Ключевые слова: гостиничный бизнес, эко-технологии, загрузка отеля, ресурсосбережение.
Введение.
За последние годы мировая гостиничная индустрия испытывала рост числа средств размещений, а также расширение спектра основных, дополнительных и сопутствующих услуг. Так, например, благодаря введению в июле 2019 г. упрощенных электронных виз иностранным гражданам в Калининградскую область, уровень въездного туризма в регионе вырос. В связи со сложившейся санитарно-эпидемиологической обстановкой во всем мире и в регионе в 2020 г., гостиничный бизнес претерпевал период стагнации: средства размещения, расположенные в курортных зонах области были закрыты до 08.06.2020 г., прочие гостиницы могли осуществлять деятельность только для гостей, прибывших с рабочим визитом, с обязательным выполнением режима самоизоляции [1]. На восстановление от последствий сложившихся обстоятельств региональной индустрии гостеприимства требуется длительны срок. Как никогда возрастает спрос потребителей на оздоровительный туризм для профилактики различных болезней: услуги курортных отелей, spa-услуги, эко-технологии. Следовательно, деятельность предприятий должна осуществляться, постоянно учитывая состояние рынка, опираясь на потребности потребителей, а также новые изменения, которые могут произойти в будущем. Тематика прогнозирования спроса на гостиничные слуги посредством применения эко-технологии достаточно часто упоминается современными авторами, однако большая часть из них описывает экологизацию крупных гостиничных сетей. Значимость внедрения эко-тенденций малыми отелями остается нераскрытой.
Объектом исследования выступает отель «Априори» г. Зеленоградска Калининградской области. Предмет — разработка рекомендаций по внедрению ресурсосберегающих технологий на предприятии. Цель исследования — разработать комплекс актуальных рекомендации по обеспечению эффективной ресурсосберегающей деятельности гостиницы. Практическая значимость настоящего исследования состоит в разработке рекомендаций по внедрению эко-программ для гостиницы «Априори».
Текущее положение предприятия.
Согласно данным Федерального перечня туристских объектов [2] в Зеленоградском районе Калининградской области официально зарегистрировано 38 средств размещения, среди них: 0 гостиниц категории «5 звезд», 1 гостиница «4 звезды», 19 средств «3 звезды», 3 средства категории «2 звезды», 1 средство «1 звезда» и 14 гостиничных предприятий категории «без звезд». Большая часть средств размещения представлена малыми гостиницами семейного типа, одной из таких является «Априори» категории «3 звезды», расположенная на первой береговой линии Балтийского моря. Номерной фонд состоит из 14 комнат «первой категории» и 2 «джуниор сюит». Спрос на услуги отеля, как и многих других средств в регионе, имеет яркую сезонность:
— высокий сезон в летний период (с мая по сентябрь и в новогодние праздники);
— межсезонье (конец сентября — ноябрь и март — конец апреля);
— низкий сезон (ноябрь — середина декабря и конец января — начало марта).
Оценить пиковые и низкие периоды загрузки отеля можно на рисунке 1 за весь период работы отеля с мая 2017 года по март 2021 года (данные получены из программ «BnovoPMS» и «TravelLine» и сформированы авторами самостоятельно).
Рис.1. Динамика средней загрузки отеля с мая 2017г. по март 2021г.
По рисунку 1 можно отметить, что массивные пики приходятся на такие мероприятия, как: Чемпионат мира по футболу в России в 2018 г. и введение электронных упрощенных виз в регион в 2019 г. Оба эти мероприятия связаны с притоком иностранных туристов. Так в отеле «Априори» в 2019 году значительно вырос спрос со стороны европейских туристов (рис.2).
Рис. 2. Количество иностранных туристов, проживавших в отеле после введения электронных виз в Калининградскую область за 2019 год.
Среди европейских туристов имеется интерес к экологичному продукту. Основной отличительной чертой эко-гостиниц является специфика их функционирования, основанная на гармоничном взаимодействии с природой. Такие гостиницы не загрязняют окружающую среду продуктами жизнедеятельности туристов, используют экологичные моющие средства, экономят электроэнергию, сортируют и перерабатывают отходы [7].
Согласно анализу специалистов, тремя необходимыми условиями для обеспечения ресурсосбережения в зданиях являются:
- приборный̆ учет потребления ресурсов;
- внедрение ресурсосберегающего оборудования;
- автоматизация управления всеми инженерными службами и системами здания [6].
Борьба с загрязнением окружающей среды, реализация ряда международных экологических и энергосберегающих программ делают популярным и актуальным использование альтернативных источников энергии. Кроме того, экологическая ответственность в бизнесе представляет собой эффективный инструмент создания положительного имиджа предприятия.
Основными рекомендациями по внедрению первичных эко-решений для отеля «Априори» могут стать [4]:
- Призыв гостей к повторному использованию постельного белья и текстиля, за счет чего будут снижаться издержки на воду, моющие средства и электроэнергию.
- Снижение потребления водных ресурсов гостями посредством установки смесителей и душевых леек с меньшим расходом воды, а также использование унитазов со сливными бочками европейского стандарта, у которых объем сливных установок на 10–20 % меньше отечественных.
- Снижение электро-затрат может осуществляться путем использования светодиодных осветительных ламп, а также датчиков движения, включающих освещение, например, на территории отеля со стороны входов в служебные помещения.
- Внедрение программы стимулирования и поощрения персонала и гостей к сортировке и утилизации мусора: возможна установка на территории отеля баков для раздельного мусора, установка ёмкостей для сбора батареек и других трудно утилизируемых предметов.
- Поддержка программы отказа от одноразовой посуды: замена пластиковых трубочек на бумажные, пластиковой посуды на стеклянную.
- Санитарные моющие средства и инвентарь, соответствующие экологическим стандартам.
Выводы:
Грамотно внедренные ресурсосберегающие технологии в отеле могут способствовать не только экономии финансовых средств, сокращению издержек на техническое обслуживание оборудования, но и улучшить имидж в глазах общественности, расширить рынок сбыта, привлечь экологически ответственных клиентов, и тем самым повысить среднюю загрузку номерного фонда. В ходе исследования авторы: 1) рассмотрели основные параметры текущего положения отеля; 2) выявили причины необходимости внедрения ресурсосберегательных технологий; 3) предложили основные рекомендации для первичной экологизации услуг. Результаты исследования могут быть использованы руководством для совершенствования стратегии развития бизнеса предприятия. Реализация данных мероприятий поможет привлечь инвесторов и заинтересованных бизнесменов в получении дополнительных доходов в данной сфере деятельности.
Литература:
- Постановление Правительства Калининградской области от 07.04.2020 г. № 185 «О внесении изменений в постановление Правительства Калининградской области от 16.03.2020 г. № 134».
- Классифицированные объекты: Гостиницы и иные средства размещения // Федеральный перечень туристских объектов. URL: https://классификация-туризм.рф/displayAccommodation/index (дата обращения: 20.03.2021)
- Коваль С. П. Повышение энергоэффективности многоквартирного дома: 72 способа [Электронный ресурс] / С. П. Ковалев // Экологические системы. — 2012. — No10. — Режим доступа: http://esco.co.ua/journal/2012_10/art90.htm (дата обращения: 05.04.2021).
- Новгородова, Т. А. Технологии организации охраны окружающей среды в гостиничных предприятиях / Т. А. Новгородова, В. В. Наумкина. // Туристско-рекреационный потенциал и особенности развития туризма и сервиса. — 2017. — С. 63–68. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29892299 (дата обращения: 05.04.2021).
- Орлова А. М. Ресурсосберегающие технологии: роль в повышении эффективности гостиничного предприятия и проблемы внедрения / А. М. Орлова // Современные научные исследования и инновации. — 2014. — No12. — Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/39973 (дата обращения: 08.04.2021).
- Печерица Е. В. Теоретические аспекты ресурсосберегающих технологий в гостиничном бизнесе / Е. В. Печерица // Технико-технологические проблемы сервиса. — 2014. — No2 (28). — С. 95–99.
- Почему отели становятся зелёными // Зелёный город — Green city. URL: http://green-city.su/pochemu-oteli-stanovyatsya-zelenymi/ (дата обращения: 10.04.2021).