Статья посвящена раскрытию содержательных особенностей права граждан участвовать в управлении делами государстве через своих представителей на местном уровне. Автор рассматривает понимание данного права с позиции различных научных точек зрения в разные периоды времени, анализируется процесс трансформации права граждан участвовать в управлении делами государстве через своих представителей на местном уровне.
Ключевые слова: представительная демократия, местное самоуправление, управление делами государства.
Конституция Российской Федерации установила, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через систему законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти (ст. 3, 10) [1]. В развитие этих положений ст. 32 Конституции России наделила граждан Российской Федерации комплексом прав, в том числе, правом на участие в управлении делами государства. Данное право наполняет содержанием и смыслом принцип народного суверенитета, а его осуществление гарантирует реализацию на практике принципа народовластия. Особый интерес представляет реализация конституционного права российских граждан участвовать в управлении делами государства через своих представителей на уровне местного самоуправления.
Следует отметить, что историческое формирование права участия граждан в управлении делами государства через своих представителей на уровне местного самоуправления прошло достаточно длительный период развития. Предпосылки формирования данного права были еще в период становления Древнерусского государства. Затем на протяжении всего развития российской государственности происходило формирование права участия граждан в управлении делами государства. Вместе с тем произошедшие демократические преобразования, которые трансформировали исследуемое право нельзя назвать положительными, поскольку в Конституции 1993 г., в отличие от предыдущего выражения данного права уже отсутствуют многие принципиальные направления участия граждан в управлении делами государства.
Само по себе право российских граждан участвовать в управлении делами государства достаточно многоаспектно. Одним из составляющих элементов данного права выступает права граждан участвовать в управлении делами государства через своих представителей на муниципальном уровне.
Для того, что индивидуализировать данное право, рассмотреть его содержание, необходимо определить, что представляет собой в целом право российских граждан участвовать в управлении делами государства.
Так, в конце XIX — начале XX в. в трудах многих государствоведов активно развивалось право граждан на народное представительство, весьма схожее с нынешним правом на управление делами государства. Так, Г. Еллинек писал о «публично-правовом притязании граждан функционировать в качестве органа государства», им выделялось такое понятие, как «статус активного участия гражданина в государственной деятельности». Интересные мысли на этот счет высказывал Г. Майер, который наряду с правом принимать участие в образовании государственных органов выделял также «право функционирования в качестве органа государства». Соглашаясь с названными авторами, А. Рождественский писал о «политическом праве на участие населения в государственном властвовании», имеющем публичный характер [2, c. 238].
По мнению Б. Н. Чичерина, данное право основывается на «принципах свободы и равенства всех от рождения, а также на праве народа распоряжаться своей судьбой, устанавливать тот образ правления, который будет соответствовать потребностям народа» [3, c. 24].
Об участии граждан в управлении делами государства размышлял Н. М. Коркунов. По его мнению, «как только государственные дела перестают быть главным делом граждан, и они предпочитают откупаться своим кошельком от личного участия в управлении, государство близится к разрушению. Нужно ли сражаться с врагами, граждане нанимают солдат; надо ли обсуждать вопросы государственного управления, они назначают представителей: благодаря лени и деньгам солдаты порабощают страну, а представители продают ее; в государстве действительно свободном граждане все делают своими руками и ничего деньгами» [4, c. 28–29].
Как мы можем заметить, дореволюционные ученые активно обсуждали возможность граждан участвовать и быть вовлеченными в государственные и общественные дела. Более того, отмечалось, что право граждан участвовать в управлении делами государства является неотъемлемой частью самой личности и одним из ключевых признаков свободного (в нынешнем понимании — демократического, правового) государства. Также, по мнению ученых, государство приходит к своему расцвету именно тогда, когда граждане непосредственно выполняют многие государственные функции. Обратимся теперь к современному понимаю права граждан участвовать в управлении делами государства через своих представителей.
К примеру, c точки зрения С. А. Широбокова, «участие граждан в управлении делами государства — это право на определенную часть или долю власти, позволяющее индивиду непосредственно или через своих представителей осуществлять или реализовать свою волю или свои желания посредством использования различных организационно-правовых форм» [4, c. 52].
Мы можем заметить разные подходы ученых к формулированию понятия и содержания права граждан участвовать в управлении делами государства, в том числе, через своих представителей на уровне местного самоуправления.
Таким образом, анализ дореволюционной, советской и современной правовой литературы в части содержания права граждан на участие в управлении делами государства показывает, что право на осуществление государственных и муниципальных полномочий гражданами и их объединениями как самостоятельное право не выделяется. Однако в работах большинства авторов имеются указания на возможность привлечения как самих граждан, так и их объединений к осуществлению государственных и муниципальных полномочий (власти) и на отсутствие каких-либо препятствий для выведения из права граждан на участие в управлении делами государства права граждан и их объединений на осуществление государственных и муниципальных полномочий. Более того, подтверждением такой возможности служит абстрактное содержание права граждан на участие в управлении делами государства, а также наличие примеров выведения из него разными исследователями более конкретных правомочий и самостоятельных конституционных прав.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 22.03.2021).
- Рождественский А. Теория субъективных публичных прав: критико-систематическое исследование. Ч. 1: Основные вопросы теории субъективных публичных прав. — М., 1913. — 300 с.
- Чичерин Б. Н. О народном представительстве. — М., 1899. — 810 с.
- Широбоков С. А. Конституционно-правовое регулирование участия граждан в управлении делами государства в зарубежных странах (сравнительно-правовое исследование): монография / С. А. Широбоков. — Пермь, 2010. — 218 с.