Ключевые слова: антикоррупционное воспитание, профессиональные компетенции, ФГОС СПО
Интересы государства и граждан в процессе развития Российской Федерации как демократического общества, безусловно, выражаются в создании государством надлежащих условий развития, обеспечения прав граждан, политической, экономической и социальной стабильности, реализации конституционных прав граждан.
Пристальное внимание государства и общества всегда обращено на явления, которые, вопреки установленным курсам развития, тормозят, препятствуют реализации намеченных тенденций развития.
Одним из таких явлений, наиболее острых и актуальных является издревле известное коррупционное поведение. Ни одно государство мира не лишено коррупции.
Коррупция негативно влияет на все сферы жизни общества. Ведет к упадку развития экономики, финансовой системы, а также инфраструктуры государства, сокращает достояние страны. Снижает уровень жизни граждан, подрывает авторитет государственной власти, престиж страны в мировом сообществе, снижает уровень доверия народа к власти, представляет угрозу национальной безопасности страны.
Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, а также определение понятию коррупции регламентировано положениями Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ [1].
Так, согласно вышеуказанному закону, коррупцией именуется злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений [1].
Во всем цивилизованном мире каждый знает, что коррупционные действия уголовно-наказуемые деяния, однако, указанные меры и формы ответственности не дают должных результатов и не искоренили гидру коррупции полностью.
Для эффективной борьбы с коррупцией необходимо учитывать ее корни, происхождение, а в области развития нравственно-духовного становления личности, формировать соответствующие нормы морали.
Противодействие коррупции предполагает комплексное воздействие, которое заключается в усовершенствовании антикоррупционного законодательства, пропаганду, просвещение, формирование антикоррупционного поведения.
Программы и мероприятия антикоррупционного воспитания активно интегрируются в содержание дисциплин образовательных программ, связанных с изучением истории и экономики, общества, государства и права.
Кроме того, антикоррупционное просвещение обучающихся реализуется в рамках работы научных секций и кружков, а также тематических внеучебных мероприятий. Содержание основных образовательных программ анализируется дидактических единиц, наиболее подходящих для развития знаний о противодействии коррупции, формирования антикоррупционных взглядов и утверждения ценностей правового государства.
Положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [2] определяют понятие «воспитание» как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают: единство образовательного пространства Российской Федерации; преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования [2]
Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», принятой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642, в подпрограмме «Развитие среднего и дополнительного профессионального образования», предъявлялись требования к внедрению новых образовательных технологий и развития компетентности, качественного отбора содержания учебных дисциплин и соответствия их современным реалиям [3].
Таким образом, включение в рабочие программы профессиональных дисциплин развитие антикоррупционных компетенций является необходимым условием.
Антикоррупционная направленность средне-профессионального образования подразумевает умение реализовывать знания при решении производственных задач в ходе профессиональной деятельности, поэтапную адаптацию, а также обладание правовым сознанием, нетерпимостью к коррупционному поведению, компетентностью в сфере нормативно-правового регулирования в сфере противодействия коррупции.
В ходе профессиональной подготовки будущего специалиста необходимо понимать, какими факторами определяется его профессиональная компетентность, из каких звеньев она состоит и в чем сущность «общей компетенции».
Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования предъявляются требования к результатам освоения программы подготовки юристов, экономистов и т. д. среднего звена в виде освоения общих профессиональных компетенций, в ряде которых значится проявление нетерпимости к коррупционному поведению [4].
Исходя из профессиональной направленности ряда дисциплин, возникают сложности в оценке объема и достаточности включения материала антикоррупционной направленности для формирования компетенции в тематическое планирование рабочих программ и способах оценки его усвоения.
С целью эффективности формирования антикоррупционных компетенций необходим правильный подбор аргументов, социальных ориентиров и ценностей.
Уяснение антикоррупционной тематики в дисциплинах может формироваться путем внесения в образовательные программы элемента раскрытия понятия коррупции, круга коррупционных действий, причин появления коррупции, последствий коррупции, методов и механизмов ее предотвращения.
В воспитании мировоззрения могут быть затронуты такие вопросы как цели личностного развития человека, соотношение морали и права, защита прав и законных интересов, обязанности должностного лица.
Воспитание антикоррупционного поведения формируется путем привития нетерпимости к коррупции, основополагающим фактором которой является нарушение справедливости, установленного законного порядка, посягательство на принципы профессионализма и верховенство статуса социальной элиты.
При обновлении рабочих программ конкретных общепрофессиональных и профессиональных юридических дисциплин необходимо включать в них рассмотрение типовых производственных ситуаций, применительно к дисциплине и теме изучения, которые могут привести к возникновению конфликта и имеют признаки коррупционного поведения со всеми вытекающими последствиями, способы предотвращения и урегулирования таких ситуаций, а также ознакомление с примерами антикоррупционного поведения и неизбежности наказания. Такие правовые ситуации могут возникать в сферах действий различных отраслей права.
Указанные методы формируют устойчивый интерес к предмету рассмотрения, способность к оценке, закрепляют внутренние этические критерии выбора, формируют модель правомерного поведения, развивают чувство самоконтроля и активного реагирования на коррупционное поведение — не приемлемое для общества.
Кроме того, нетерпимое отношение студента к коррупционному поведению, уважительное отношение к закону позволяет активизировать процесс усвоения студентами знаний и побуждает к самостоятельной работе, которая также может быть включена в рабочую программу дисциплины и выражаться в реализации способности студента, к примеру, осуществлять консультирование в сфере законодательства по противодействию коррупции, подготовке презентации, докладов, семинаров на указанные темы.
Формы и виды самостоятельных работ могут носить традиционный характер для социально-экономического профиля, которые выполняются с целью закрепления пройденного теоретического материала по изучаемой дисциплине с включением элементов обобщения антикоррупционной направленности, что одновременно аккумулирует знания и умения в области оценки мероприятий противодействия коррупции в обществе.
Эссе на антикоррупционные темы способствуют размышлению, собственному определению и формулировке понятий.
Предложенные способы позволяют целостно, комплексно и системно подойти к процессу формирования компетентности в сфере противодействия коррупции и охватывают множество видов профессиональной деятельности будущего юриста.
Общим образовательным результатом освоения различных правовых дисциплин в части освоения рассматриваемой общей компетенции может стать:
— способность правильно определять признаки коррупционных явлений в различных сферах жизни общества;
— способность охарактеризовать нормативно-правовые акты, содержание которых связано с противодействием коррупции;
— знание направлений и принципов противодействия коррупции;
— знание основных мер по профилактике коррупции;
— способность определять признаки коррупционных правонарушений;
— иметь знание об актуальных направлениях государственной политики в сфере противодействия коррупции.
Литература:
- Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ). — Текст: электронный // СПС Гарант. — URL: http://base.garant.ru/12164203/ (дата обращения 13.04.2021).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. 5 апреля 2021 г. № 85-ФЗ. Изменения вступают в силу с 1 июня 2021 г.). — Текст: электронный // СПС Гарант. — URL: http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения 13.04.2021).
- Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (ред. 15 марта 2021 г. № 385). — Текст: электронный // СПС Гарант. — URL: http://base.garant.ru/71848426/ (дата обращения 13.04.2021).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. № 513 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование».– Текст: электронный // СПС Гарант. — URL: http://base.garant.ru/70712242/ (дата обращения 13.04.2021).