В статье описан опыт применения в педагогической деятельности известных технологий в отношениях «преподаватель-студент» с целью создания квазипрофессиональной среды в период обучения. Такой подход позволяет включить студентов в профессиональную модель поведения «руководитель–исполнитель» и развивать правила поведения среди коллег уже в период получения образования.
Ключевые слова: деловая игра, моделирование отношений, типология личности, навыки, квазипрофессиональная среда.
В связи с последними событиями в мире, в период всемирного карантина поведение взрослого человека (профессионала) имеет характер изменчивых проявлений. Что можно говорить о молодом поколении, о студентах, у которых нет опыта профессиональной деятельности и будущее не предполагает стабильности ни в чем? После обучения в техникуме выпускник должен приспособиться не только к незнакомому коллективу разновозрастных коллег, но и принять новые правила поведения, трудовые обязанности и соблюдать деловой этикет.
Неуверенные убеждения современного человека требуют навыка стрессоустойчивости. Навык − это способность деятельности, сформированная путем повторения и доведенная до автоматизма. Доведенная до автоматизма… Стремление довести до автоматизма необходимые способности, компетенции у студентов привело к созданию условий, как помощь в развитии стрессоустойчивости и будущей легкой адаптации к профессиональным трудовым условиям. Созданные условия (квазипрофессиональная среда) помогут студенту не бояться проявлять свой внутренний потенциал, выполняя свои трудовые обязанности, быть эффективным работником, уметь ставить цели и выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество . За основу в данном образовательном подходе взяты компетенции:
— организовывать собственную деятельность;
— выбирать способ выполнения профессиональных задач;
— работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
— анализировать и корректировать свою деятельность;
— оценивать эффективность и качество выполненной задачи.
Проведем аналогию модели поведения в образовательном процессе с моделью поведения уже взрослых сформировавшихся специалистов в производственной среде. В современной профессиональной среде, практически на всех предприятиях крупного и малого бизнеса работа организована следующим образом:
— проводят заседания (планерки, совещания), на которых делятся идеями, итогами наблюдений информацией;
— планируют мероприятия, составляют графики, утверждают их согласно сроков;
— подсчитывают и продумывают риски, оценивают свои сильные и слабые стороны;
— определяют трудовые задачи, определяют этапы выполнения и нагрузку на определенные секторы;
— реализуют и внедряют задуманный производственный проект;
— проводят отчетные мероприятия, на которых происходит оценка и рефлексия всего периода реализации поставленных задач;
— и т. д.
Задача современного педагогического сообщества, особенно в учреждениях ПО, СПО, вузах — организовать образовательный процесс так, чтобы выпускник был максимально готов к трудовым будням и с легкостью вливался в любой коллектив, зная основы и принципы работы. В нашей деятельности для достижения более значимого эффекта разработаны шаблоны, которые по сути могут быть применимы как к профессиональному, так и общеобразовательному циклу дисциплин. Использование шаблонов в деятельности на разных занятиях, разными преподавателями, позволяет развивать и довести до автоматизма перечисленные выше компетенции.
Перечислим названия разработанных шаблонов.
- Шаблон передачи информации о новой трудовой задаче — планерка.
- Шаблон графика консультаций
- Шаблон сопровождения в определении проблем и рисков в процессе выполнения трудовой задачи
- Шаблон обращения по электронному письму
- Шаблон деления трудовой задачи на этапы
- Шаблон оценки завершенного этапа
- Шаблон заседания о подготовке отчетных материалов
- Шаблон плана отчетного мероприятия после выполнения трудовой задачи.
- Шаблон «Этапы анализа спорных вопросов, разрешение возникших конфликтов».
Не стоит забывать об особенностях современного подросткового поколения. Особое внимание уделяем восприятию информации современной молодежью. Мы провели опрос в организации, где осуществляем педагогическую деятельность. Около 70 % опрошенных нами студентов предпочитает изучать и анализировать информацию в визуальном виде, а не в текстовом, что подтверждает факт о преобладании «клипового мышления» (мозаичное или фрагментированное восприятия информации) среди молодежи, которое подразумевает восприятие информации компактно содержащей в себе большой объем знаний. Поэтому разработаны буклеты для раздачи на занятиях (аналогия «планерки») в качестве постоянного информатора об очередной учебной (аналогии «трудовой») задаче. Буклет содержит: сроки выполнения этапов, критерии оценивания результата, перечень профилактических мер для преодоления рисков, возможные способы реализации этапов и т. д. Также эффективно применение видеоматериалов, обучающих фильмов как более подходящих способов донесения информации для современного поколения.
Стоит отметить, что разработанные авторами рабочие программы содержат описание не только предполагаемой деятельности студентов на разных занятиях, но и способов и критериев оценивания деятельности, приближая их к реальным ситуациям трудовой деятельности. Каждая новая трудовая задача подразумевает распределение обязанностей в период ее выполнения. Такой подход сужает и конкретизирует критерии и признаки проявления компетенций. Условия живого общения и индивидуального подхода также остаются актуальными. Систематические консультации как метод визуального наблюдения помогают исследовать поведение и фиксировать изменения. Использование DISC — четырехсекторной поведенческой модели для исследования поведения людей в окружающей их среде или в определенной ситуации, помогает найти подход при работе с обучающимися. Следует отметить, что предложенные модели поведения важно применять во время учебного процесса не менее, чем на двух дисциплинах так, чтобы студенты понимали, что это способ обучения и развития, а не экспериментальное мероприятие одного преподавателя. Два и более преподавателя являются руководителями, которые заинтересованы в личном профессиональном росте каждого работника.
Шаблоны, которые мы используем в своей работе, содержат одинаковую схему для дисциплин любого и профессионального, и общеобразовательного циклов.
Рис. 1. Схема для шаблонов деятельности
Схемы для разработки шаблонов деятельности и схемы для разработки критериев оценивания имеют визуально одинаковую структуру. Так проще запоминать ячейки и применять их для каждого раздела материала.
Рис. 2. Схема для разработки критериев оценивания
Используя проектный способ организации любой деятельности в образовательном процессе, при разработке шаблонов деятельности для каждого раздела учебного материала в качестве итога считаем важным указание продукта деятельности. Это может быть: конспект, интеллектуальная карта, чек-лист, видео, презентация, электронное письмо и т. д. Такой подход облегчает процесс оценивания. На рисунке 2 показаны этапы оценивания продукта как итога изучения материала. Привычный способ оценки преподавателем по длительности значительно отличается от оценивания продуктов по нашим шаблонам. Опыт показал, что навыки метапознания возможно улучшить, создавая условия квазипрофессиональной среды. Изменение традиционного процесса обучения вынуждает студента становится ведущим деятелем, что способствует не только формированию мыслительных процессов у него, но и помогает довести до автоматизма компетенции, необходимые в будущей трудовой деятельности.
Литература:
- Клиповое мышление: как молодежь воспринимает информацию? А.Шестакова, 04.09.2016 г., Молодежный журнал «Янгспейс».