В статье представлены результаты анализа статистических показателей, характеризующих состояния рынка гостиничных услуг РФ. Проведенное кабинетное исследование аналитических обзоров по изученной проблеме позволили сформулировать перечень основных тенденций развития национального рынка гостиничных услуг.
Ключевые слова: гостиничный сектор экономики РФ, рыночные тенденции, состояние рынка.
На протяжении многих лет туристская индустрия продолжает активно развиваться. Средства размещения туристов — важнейший аспект этой процедуры. На данный момент мировые сети отелей могут удовлетворить потребности любого туриста.
С каждым годом коллективные средства размещения модернизируются, спрос на эту услугу также растет, что говорит о ее востребованности в обществе. Из этого следует, что данная тема актуальна.
Цель работы: проанализировать состояние и основные тенденции рынка гостиничных услуг Российской Федерации.
В России рынок гостиничных услуг тоже продолжает развиваться, несмотря на нестабильную экономическую ситуацию.
Таблица 1
Гостиницы и аналогичные средства размещения
Проанализируем основные статистические показатели, по информации, находящейся в свободном доступе, характеризующие рынок гостиничных услуг РФ в динамике с 2010 по 2019гг. В частности, за анализируемый период общее число гостиниц и аналогичных средств размещения выросло с 5953 до 21302, то есть в 3,5 раза, а мест в них в 2,9 раз. (таблица 1, [1])
Исходя из данных Росстата [1], (за тот же период) количество лиц, использующих данную услугу, выросло с 21259 до 61059 (тыс. чел.) — в 2,8 раза. Существенно повысился спрос на хостелы. (в 7 раз). (таблица 2, [1])
Таблица 2
Численность лиц, размещенных в гостиницах и аналогичных средствах размещения (тысяч человек)
На рынках подавляющего числа стран гостиницы национальных брендов составляют меньшую часть в соотношении с гостиницами международных. Такая же тенденция сохраняется и на российском рынке — в 2,5 раза больше гостиниц, работающих под международным брендом.
Рис. 1. Распределение номерного фонда
По данным исследования рынка гостиниц России, принадлежащих международным операторам, более половины приходится на Москву и Санкт-Петербург (52 %), далее Сочи (11 %), Московская область (6 %), Екатеринбург (3 %) и другие города. Исходя из данной статистики и планами на будущее, намечается тенденция в сторону более сбалансированного количества номерного фонда в Москве и Петербурге с остальными городами России.
Объем гостиничного рынка России в 2017 году составил почти 220 миллиардов рублей. По данным Росстата, это оборот без малого 15 тысяч отелей. Из них чуть более 9 тысяч — это гостиницы, 275 мотелей и 881 — хостелы, сообщает «Бизнес-вектор» [7] РБК.
Первые полгода 2018 года гостиничный бизнес России вел подготовку к Чемпионату мира.
Средняя годовая заполняемость гостиниц в России не превышает 60 %. В столицах она выше: 63 % — в Санкт-Петербурге и 74 % — в Москве. В дни проведения матчей в городах-хозяевах, по данным Ростуризма, загрузка отелей подскочила. За месяц мундиаля города, где проходили матчи, посетили 1 миллион 300 тысяч человек, по данным оргкомитета. Из них 570 тысяч — иностранные болельщики. (рисунок 1 [2])
Отели класс «Люкс» выиграли больше остальных. Прирост в люксовом сегменте рынка за июнь 2018 года в сравнении с июнем прошлого года — 277 %, в денежном соотношении — с 14079 рублей до 53081 рублей.
Рис. 2. Заполняемость гостиниц в России (2017–2018гг.) [2]
С 2015 по 2019 годы были изменены законы, регулирующие деятельность гостиниц. К примеру, запрет на проживание в жилых зданиях, введение административного наказания за предоставление гостиничных услуг без соответствующей квалификации.
Одно из последних вызвало большой резонанс — ФЗ-132 «Об основах туристской деятельности в РФ». Большое количество отелей не смогли или не успели получить законный статут. Как итог — приостановка деятельности [3].
В 2020 году пандемия коронавируса охватила гостиничный бизнес, как и все остальные сферы экономики страны. (рис. 3). [3]
Необходимо отметить, что с закрытием границ вырос внутренний туризм. Гостиничный сектор Крыма и Краснодарского края, а также загородные отели Московской и Ленинградской областей попали под тренд [6].
Таким образом, гостиничный бизнес России «прошел» непростой путь в ходе своего развития и продолжает идти по пути модернизации.
Рис. 3. Общее количество номероночей с ОТА и сайтов.
Литература:
1. https://rosstat.gov.ru/ — официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ;
2. https://tourism.gov.ru/ — официальный сайт Федерального агентства по туризму;
3. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 04.06.2018) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2019)" [Консультант плюс]/;
4. https://www.ey.com/ru_ru;
5. Куницына А. Г., Громовик Е. И., Лопатина И. Ю. Тенденция развития гостиничного бизнеса в России 2020;
6. https://www.travelline.ru/blog/itogi-2020-go-novinki-travelline-i-perspektivy-gostinichnogo-biznesa/
7. https://www.business-vector.info/