Анализ статистики отказов и неисправностей выполнен на основе статистики 2020 года, предоставленной Автобусным парком № 6 — филиал СПб ГУП «Пассажиравтотранс» по адресу: г. Санкт-Петербург ул. Стасовой д.14. Основным видом деятельности СПб ГУП «Пассажиравтотранс» является обеспечение регулярны процессом перевозки пассажиров автобусами по городским и пригородным маршрутам города Санкт-Петербург. Для качественного транспортного обслуживания населения и обеспечения надежности и безопасности пассажирских перевозок требуется высокий технический уровень состояния подвижного состава автобусного парка. Важную роль, в обеспечении технического состояния подвижного состава автобусного парка, осуществляет подразделение, отвечающее за предрейсовый (предсменный) контроль технического состояния подвижного состава при выезде/возвращение с маршрута или рейса в автобусный парк, а также его при приемке с технического обслуживания и текущего ремонта. Данный контроль предупреждает отказы и неисправности подвижного состава, которые способствуют к увеличению потерь линейного времени и могут стать причиной дорожно-транспортных происшествий (ДТП) или повлиять на последствия (исход) ДТП.
Ключевые слова: анализ, статистика, отказы, неисправности, предрейсовый контроль, городские автобусы.
The analysis of the statistics of failures and malfunctions was carried out on the basis of statistics of 2020 provided by the Bus Depot No. 6 — branch of St. Petersburg State Unitary Enterprise «Passazhiravtotrans» at the address: St. Petersburg, st. Stasova, 14. The main activity of St. Petersburg State Unitary Enterprise «Passazhiravtotrans» is to ensure a regular process of transportation of passengers by buses on city and suburban routes of the city of St. Petersburg. For high-quality transport services for the population and ensuring the reliability and safety of passenger traffic, a high technical level of the condition of the rolling stock of the bus fleet is required. An important role in ensuring the technical condition of the rolling stock of the bus fleet is carried out by the unit responsible for pre-trip (pre-shift) monitoring of the technical condition of the rolling stock when leaving / returning from the route or flight to the bus fleet, as well as when accepting it from maintenance and current repairs. This control prevents failures and malfunctions of the rolling stock, which contribute to an increase in the loss of linear time and can cause road traffic accidents (RTA) or affect the consequences (outcome) of RTA.
Keywords: analysis, statistics, failures, malfunctions, pre-trip control, city buses.
Статистические данные для анализа были предоставлены по 354 линейным городским автобусам, а именно:
VOLGABUS — 106 ед.;
Волжанин — 46 ед.;
НЕФАЗ — 106 ед.;
ЛиАЗ — 94 ед.;
МАЗ — 43 ед.;
SCANIA — 15 ед.
Данные городские автобусы представляют подвижной состав автобусного парка № 6, в виде электронной формы статистических данных. Данная статистика представляет набор не систематизированных записей по отказам и неисправностям городских автобусов, который способствовали потере линейного времени, а именно возникновению простоя городского автобуса до приезда технической помощи и устранения неисправности на линии или возврату городского автобуса в парк силами технической помощи для устранения причины возврата.
В электронной форме статистически данных, также её можно назвать «Электронная книга учёта простоев и возвратов городских автобусов», которая содержит информацию по всем отказам и неисправностям городских автобусов автобусного парка № 6 за период с 01.12.2020 по 31.12.2020. Помимо этого, в ней содержатся данные о марке автобуса, его гаражный номер и год выпуска, дата случая и время, причина отказа или неисправности, и её описание (следует отметить, что причину отказа или неисправности и её описание в электронную книгу учёта записывают на основании заключения специалиста технической помощи), при возврате указывается заявка на ремонт и указывается Ф. И. О. водителя автобуса. Часть электронной книга учёта по простоям городских автобусов за 2020 год представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Часть электронной книги учёта по простоям городских автобусов за 2020 год
Часть электронной книга учёта по возвратам городских автобусов за 2020 год представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Часть электронной книги учёта по возвратам городских автобусов за 2020 год
Снижение количества отказов и неисправностей — технические причин возникновения простоев городских автобусов в процессе осуществления транспортной работы, которые способствуют увеличению потери линейного времени, затратам на незапланированный технический ремонт, и различным финансовым издержкам предприятия, является одной из главных задач, которая требует решения на сегодняшний день.
Для снижения количества отказов и неисправностей городских автобусов автобусного парка № 6 требуется совершенствование предрейсового (предсменного) контроля технического состояния, но перед разработкой предложений или мероприятий по совершенствованию данного контроля необходимо провести исследовательский анализ статистики всех отказов и неисправностей городских пассажирских автобусов.
Исследовательский анализ заключается в выявление отказов и неисправностей, напрямую влияющих на техническую готовность подвижного состава, а также в их систематизации и классификации, с целью выявления наиболее «слабых мест» подвижного состава автобусного парка № 6.
Анализ статистически данных проводился по следующим основным признакам:
– количество неисправностей на линии, с дальнейшим устранением их на линии;
– количество отказов на линии, с дальнейшим устранением их в комплексе мастерских автобусного парка.
На основании предоставленной статистики отказов и неисправностей городских автобусов, только за 2020 года было зарегистрировано заявок:
– простои с устранения технических неисправностей на линии:
VOLGABUS — 1443 неисправности.
Волжанин — 486 неисправностей.
НЕФАЗ — 698 неисправностей.
ЛиАЗ — 932 неисправности.
МАЗ — 331 неисправность.
SCANIA — 39 неисправностей.
– возвраты с устранения технических отказов в комплексе мастерских автобусного парка:
VOLGABUS — 831 отказ.
Волжанин — 295 отказов.
НЕФАЗ — 483 отказа.
ЛиАЗ — 541 отказ.
МАЗ — 199 отказов.
SCANIA — 49 отказов.
В общем количестве за 2020 года было зарегистрировано 3929 заявки по простоям городских автобусов с устранения технических неисправностей на линии и 2398 заявок по возвратам городских автобусов с устранения технических отказов в комплексе мастерских автобусного парка. Также учитывается, что многие городские автобусы отработали около половины смены или технический ремонт, был выполнен в короткие сроки.
Гистограмма удельного количества отказов и неисправностей на один городской автобус, возникших на линии за 2020 год представлена на рисунке 3.
Рис. 3. Гистограмма удельного количества отказов и неисправностей на один городской автобус, возникших на линии за 2020 год
По результатам анализа удельного количества отказов и неисправностей на один городской автобус, возникших на линии за 2020 год, можно сделать вывод, что наиболее максимальное число отказов и неисправностей, повлекших за собой простои на линии, было зафиксировано у городского автобуса марки НЕФАЗ.
Такое достаточно значительное количество отказов и неисправностей на линии связано, скорее всего, с недостатками и отсутствия совершенствования системы предрейсового контроля технического состояния подвижного состава, что однозначно требует периодического совершенствования. Так как долговременное и частое нахождение городских автобусов в ремонтной зоне автобусного парка вызывает систематические простои, что оказывает влияние не только на рентабельность перевозок, но и снижает уровень технического состояния городских автобусов, что, в свою очередь, снижает уровень безопасности перевозочного процесса.
Для выявления общих, наиболее «слабых» систем, узлов и агрегатов всех марок городских автобусов, анализ статистических данных проводился, в дальнейшем, по отдельности. Сначала проанализированы отдельные системы, узлы и агрегаты, повлекшие за собой простои на линии, а затем возвраты с линии, с целью выявления агрегатов и систем с максимальным числом отказов.
Гистограмма распределения отдельных систем, узлов и агрегатов по количествам причин простоев городских автобусов автобусного парка № 6 на линии за 2020 год представлена на рисунке 4.
Рис. 4. Гистограмма распределения отдельных систем, узлов и агрегатов по количествам причин простоев городских автобусов автобусного парка № 6 на линии за 2020 год
Проанализировав данные для выявления наиболее «слабых» систем, узлов и агрегатов городских автобусов максимальное число причин неисправностей, повлекших за собой простои на линии было зафиксировано по следующим системам, узлам и агрегатам, а именно:
- электрооборудование;
- воздушная система;
- система охлаждения;
- система открытия дверей;
- привод дополнительного оборудования ДВС;
- двигатель.
Гистограмма распределения отдельных систем, узлов и агрегатов по количествам причин возвратов городских автобусов автобусного парка № 6 с линии за 2020 год представлена на рисунке 5.
Рис. 5. Гистограмма распределения отдельных систем, узлов и агрегатов по количествам причин возвратов городских автобусов автобусного парка № 6 с линии за 2020 год
Проанализировав данные для выявления наиболее «слабых» систем, узлов и агрегатов городских автобусов максимальное число причин отказов, повлекших за собой возвраты с линии, было зафиксировано по следующим системам, узлам и агрегатам, а именно:
- воздушная система;
- тормозная система;
- система охлаждения;
- двигатель;
- система открытия дверей;
- электрооборудование;
По результатам раздельного анализа потери линейного времени из-за отказов и неисправностей городских, было выявлено пять основных систем, по которым было зафиксировано наибольшее количество технических причин потери линейного времени:
- воздушная система;
- система охлаждения;
- система открытия дверей;
- электрооборудование;
- двигатель.
Следующим этапом в исследовательском анализе именно им уделяется особое внимание. Проводится детальный анализ по каждой выявленной системе, с целью выявления в ней наиболее «слабых» мест.
Гистограмма распределения причин отказов и неисправностей городских автобусов по воздушной системе представлена на рисунке 6.
Рис. 6. Гистограмма распределения причин отказов и неисправностей городских автобусов по воздушной системе
Гистограмма распределения причин отказов и неисправностей городских автобусов по системе охлаждения представлена на рисунке 7.
Рис. 7. Гистограмма распределения причин отказов и неисправностей городских автобусов по системе охлаждения
Гистограмма распределения причин отказов и неисправностей городских автобусов по системе открытия дверей представлена на рисунке 8.
Рис. 8. Гистограмма распределения причин отказов и неисправностей городских автобусов по системе открытия дверей
Гистограмма распределения причин отказов и неисправностей городских автобусов по электрооборудованию представлена на рисунке 9.
Рис. 9. Гистограмма распределения причин отказов и неисправностей городских автобусов по электрооборудованию
Гистограмма распределения причин отказов и неисправностей городских автобусов по двигателю представлена на рисунке 10.
Рис. 10. Гистограмма распределения причин отказов и неисправностей городских автобусов по двигателю
Проведенный исследовательский анализ позволил выявить отказы и неисправности, напрямую влияющие на техническую готовность подвижного состава, а также выполнить их классификацию, определил наиболее «слабые места» в системах, узлах и агрегатах подвижного состава автобусного парка № 6.
В дальнейших исследования будет выполнена систематизация по сезонам года причин отказов и неисправностей подвижного состава автобусного парка № 6.
Данный исследовательский анализ эксплуатационной надежности городских автобусов позволит разработать предложения по совершенствованию предрейсового (предсменного) контроля технического состояния городских пассажирских автобусов автобусного парка № 6.
Литература:
- Исследования соответствия технического состояния подвижного состава пассажирского автомобильного транспорта требованиям безопасности / Грибков К. В., Хасанов Р. Х.// Разработка и внедрение магистерских программ в России: сборник статей международной НПК. Оренбург: ООО «ИПК «Университет», 2014. С. 50–51.
- «Положение об отделе технического контроля» от 12.04.2018 СПб ГУП «Пассажиравтотранс» филиал «Автобусный парк № 6"
- Анализ отказов и неисправностей автобусов ЛиАЗ URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14517 (дата обращения: 01.03.2021).