Объектом исследования является процесс внедрения программного обеспечения в работу структуры предприятия, а предметом исследования — внедрение ПО «Контакт» в COLLECTION клиента. Клиентом в данном случае является банк «Яблоко» (далее Клиент).
ПО «Контакт» является специальным программным обеспечением, которое позволяет организовать оптимальную стратегию по взысканию задолженности с должников Клиента. На выходе данной работы мы получили готовое ТЗ, основанное на бизнес-требованиях заказчика и часть реализованного функционала в системе «Контакт». Новизна решения заключается в том, что были выстроены сложные алгоритмы по взысканию просроченной задолженности с должников Клиента, которые позволят оптимизировать работу многих отделов сотрудников Клиента.
Ключевые слова:
- Бизнес–требование
- Клиент
- Интерфейс
- Задача
- Анализ
- Заказчик
- ПО Контакт
- Изъятие
- Выкуп
- Ремаркетинг
В эпоху информационных технологий появилось четкое разграничение обязанностей между сотрудниками IT инфраструктуры. В данной работе я выполнял роли бизнес-аналитика и системного-аналитика. Данные роли полезны для проектной команды тем, что полностью погружаться в предметную область клиента приходится только одному человеку из команды. Это позволяет снизить нагрузку на команду разработчиков путем отделения их от прямого общения с заказчиком. Также в свою очередь аналитик имеет полное представление о картине в проекте, что позволяет контролировать корректность исполнения предоставленных заказчиком требований.
Целью работы являетсяадаптация реализации программного обеспечения «Контакт» под требования клиента путем кастомизации и создания клиентского функционала, который выходит за рамки стандартной версии продукта. Кроме того, целью данного проекта является получение новых навыков в аналитической деятельности, выведение программного обеспечения «Контакт» компании Crif на новый уровень, проведение успешного, а главное результативного, внедрения ПО для Клиента.
Для достижения цели работы были решены следующие задачи:
- Совершенствование аналитических навыков
- Выявление требований заказчика
- Формализация требований в единый формат
- Составление плана работа по внедрению
- Написание технического задания для клиента
- Написание технического задания для разработчиков и тестировщиков компании-исполнителя
- Контроль выполнения поставленных разработчику задач
- Передача готового функционала клиенту
- Техническое сопровождение реализованного функционала
Зачастую перед программной инженерией стоит множество различных проблем в процессе внедрения. Чаще всего это обусловливается трудностями при интеграции ранее созданного программного обеспечения в новые доработки. Также немаловажным фактором является ограниченный временные сроки, которые устанавливает заказчик. Стоит обратить внимание, что проблемы могут возникать вне зависимости от характера информационного продукта, будь это программное обеспечение для банков, музеев или бухгалтеров. Для решения данной проблемы необходимо разделить процесс разработки и внедрения продукта на следующие кластеры:
– анализ требований к ПО;
– детальный проект ПО;
– написание программного кода;
– проектирование интерфейсов для пользователя
– тестирование ПО;
– процесс сопровождения программного продукта;
– управление конфигурацией разработанного приложения;
– обеспечение качества разработки;
– обеспечение соответствия разработки требованиям ее заказчиков и обеспечения соответствия кодов проекта;
– процесс совершенствования полученного программного продукта.
Для начала предлагаю разобрать самый первый этап — анализ требований к ПО. Иностранный писать Карл Вигерс в своей книге «Разработка требований к программному обеспечению» очень подробно описывал разные методологии по сбору информации, ее обработке и формализации в единый, понятный, а главное доступный формат.
Основной целью анализа требований в проектах заключатся в том, чтобы за время, потраченное на данный этап, постараться получить как можно больше информации о самом клиенте (заказчике), о роде его задач. Также необходимо заранее уточнять допустимые рамки проекта, оценить возможные отклонения и риски, а также грамотно подобрать проектную команду, которая в будущем и будет задействована в реализации предстоящих работ. На данном функциональном этапе происходит определение принципиальных требований, касающихся методологии и технических аспектов реализации, формулируются основные точки, при достижении которых проект будет считаться выполненным, назовем их цели и задачи. Также идентифицируются факторы, которые будут являться критическими при успехе проекта, которые будут использоваться в дальнейшем при принятии проекта со стороны заказчика. Первичный анализ требований выполняется на основе совещаний, общих сборов и конференций, на которых присутствуют представители руководства и специалистов заказчика. Общее время продолжительности данного этапа, как правило, может варьироваться от нескольких дней, до нескольких месяцев, в зависимости от сложности поставленных задач и масштабов внедрения.
Выявление и описание требований (как было описано ранее — методологических и технических) — это этапы, которые в будущем будут определять судьбу всего проекта по внедрению, так как именно они оказывают самое большое влияние на все остальные этапы. Зачастую, на многих примерах индустрии IT было видно, что недостаточная усердность при обработке требований, дает о себе знать только тогда, когда весь глобальный (в рамках конкретного проекта внедрения) проект практически был завершен, а ресурсы, которые были заложены во весь проект, были почти полностью израсходованы. Как показывает практика, отладка функционала на этапе разработки обходится компании-исполнителю в разы дороже, чем добросовестная и кропотливая работа на этапы сбора требований.
Прежде всего требования — это спецификация того, что закладывалось в потенциальную доработку и должно быть реализовано. В них должны быть описаны такие аспекты, как архитектура системы, ее отказоустойчивость, а также свойства. Именно они могут быть ограничены процессом разработки функциональной системы.
По своему принципу требования могут быть разделены на три основные группы:
– Бизнес-требования
– Требования пользователей
– Функциональные требования
Каждая из систем имеет в своем составе требования двух основных типов — функциональные и нефункциональные.
Новизна моего исследования заключается в том, что профессия аналитика является сравнительно молодой на рынке IT услуг, а ее главная задача — управление требованиями. Это человек, который собирает требования, который их анализирует, управляет изменениями и который следит за тем, чтобы все участники проекта были в курсе актуальных требований, чтобы они были донесены правильно до команды разработки, и чтобы результат работы соответствовал тем пожеланиям, которые были первоначально у клиента.
Выводы
На выходе данной работы мы получили готовое ТЗ, основанное на бизнес-требованиях заказчика и часть реализованного функционала в системе «Контакт». Новизна решения заключается в том, что были выстроены сложные алгоритмы по взысканию просроченной задолженности с должников Клиента, которые позволят оптимизировать работу многих отделов сотрудников банка. Так как результатом работы будет являться оптимизация бизнес-процессов Клиента, то можно предположить (на основе опыта с другими клиентам компании-исполнителя), что внедрение нового программного обеспечения в структуру Клиента позволит им сэкономить большие финансовые и временные ресурсы.
Литература:
- «Разработка требований к программному обеспечению» /Карл И. Вигерс. — Русская Редакция, 576с.
- Аналитическая культура /К. Андерсон. — Манн, Иванов, Фербер, 337с.
- Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)" от 29.10.1998 N 164-ФЗ (последняя редакция)
- Анализ требований [Электронный ресурс] /. — Электрон. журн. — Режим доступа: https://analytics.infozone.pro/requirements-analysis/analysis-of-requirements-wiegers-2004/, свободный
- Баринов, В. А. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник: Учебное пособие / В. А. Баринов, Л. С. Болотова; Под ред. В. Н. Волкова, А. А. Емельянов. — М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2012. — 848 c.
- Тимченко, Т. Н. Системный анализ в управлении: Учебное пособие / Т. Н. Тимченко. — М.: ИД РИОР, 2016. — 161 c.