Выученная беспомощность как фактор виктимной деформации личности осужденных с длительным сроком отбывания наказания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №16 (358) апрель 2021 г.

Дата публикации: 17.04.2021

Статья просмотрена: 132 раза

Библиографическое описание:

Хрушкова, К. А. Выученная беспомощность как фактор виктимной деформации личности осужденных с длительным сроком отбывания наказания / К. А. Хрушкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 16 (358). — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/archive/358/80141/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматривается выученная беспомощность как фактор виктимной деформации личности осужденных с длительным сроком отбывания наказания. Определено, что нахождение в течение длительного периода в условиях исправительного учреждения может стать катализатором выученной беспомощности, заложенной в детском возрасте, приводя к формированию виктимной деформации личности осужденного и виктимным моделям поведения. Рассмотрены компоненты и типы виктимной деформации личности.

Ключевые слова: выученная беспомощность, виктимная деформация личности, длительный срок отбывания наказания, модель поведения.

Осужденные на длительные сроки отбывания наказания относятся к категории риска, поскольку могут проявлять модели поведения как преступника, так и жертвы, то есть проявлять виктимность как на личностном, так и поведенческом уровнях [4, с. 5]. С одной стороны, преступник осужден за совершенное преступление, будучи в активной субъектной позиции, с другой, — изоляция в местах лишения свободы предполагает новые социальные условия, подавление личностных потребностей, потерю социальных контактов, что может приводить к нежеланию сопротивляться неконтролируемым событиям, состоянию беспомощности и бесполезности [5, с. 83].

Нахождение в течение длительного периода в условиях исправительного учреждения может стать катализатором выученной беспомощности, заложенной в детском возрасте, приводя к формированию виктимной деформации личности осужденного и виктимным моделям поведения. Исходя из этого, виктимная деформация личности складывается из содержания и взаимосвязей личностного и ситуационного компонентов [3].

Личностный компонент предполагает способность стать жертвой в силу определенных, присущих индивиду субъективных качеств: социальных, психологических, биофизических качеств, повышающих степень уязвимости индивида. Ситуационный компонент зависит от условий социальной среды.

Согласно В. И. Полубинскому, виктимность личности следует определять как потенциальную способность оказаться в роли жертвы в результате отрицательного взаимодействия его личностных качеств с внешними факторами. При этом преступление является средством реализации личностных качеств, которые объективируются данной способностью [1, с. 97].

Согласно Ф. Риман, основным источником виктимности является страх как форма реализации противоречия между человеческими стремлениями к устойчивости, определенности бытия и индивидуальными потребностями в переменах. Страх является ограничителем и напрямую связан с соматическим, душевным и социальным развитием, с овладением новыми функциями при вступлении в новую среду [1, с. 61]. Автор акцентирует внимание на формах страха перед:

— самоотвержением, переживаемый как утрата «Я» и зависимость;

— самостановлением (стагнацией «Я»), переживаемый как беззащитность и изоляция;

— изменением, переживаемый как изменчивость и неуверенность;

— необходимостью, переживаемый как окончательность и несвобода [1, с. 62].

Таким образом, опыт социализации, социальный статус, психологическое состояние личности, поведение, связанное с оценкой самого себя как жертвы, переживание собственных бед и неудач как детерминированных исключительно личностными качествами либо, наоборот, враждебным окружением, сигнализирует о приближающейся угрозе и мотивирует определенные и естественные защитные реакции, реализуемые в форме страха, апатии, отсутствии мотивации, снижении самооценки, беспомощности и др.

Согласно В. А. Тулякову, виктимность может проявляться в следующих формах: уход от социальных контактов, печаль, раздражительность, страдания, ослабление интересов и способностей, аморфность поведения, алкоголизация, наркотизм, неадекватные реакции, суицидальная активность [1, c. 73].

З. Старович относил к виктимной деформации психические расстройства, затрудняющие социальную адаптацию и в определенных случаях имеющие патологический характер (например, мазохизм, садизм и т. д.) [2, с. 163].

В. А. Туляков два типа виктимной деформации личности:

— личностную (субъективная предрасположенность индивида становиться жертвой);

— ролевую (объективные условия, социальные роли способствуют формированию поведения жертвы) [1, c. 76].

Таким образом, виктимная деформация личности является, по сути, нарушением поведенческих характеристик в социальной среде, норм и правил поведения вследствие возникновения личностных, ролевых факторов. При этом виктимность носит сугубо субъективный характер.

С точки зрения психологии, выбирая роль жертвы, личность намеревается больше сочувствия, оправданности своей позиции [1, c. 88]. Характерными виктимными стереотипами поведения являются установка на беспомощность, нежелание изменять собственное положение без вмешательства извне, низкая самооценка, страх, апатия, депрессия. При этом возникает внутриличностный конфликт, который можно охарактеризовать как столкновение разных структур личности:

— мотивационный конфликт между стремлениями и обладанием;

— нравственный между моральными принципами и личностными представлениями;

— ролевой между ценностями и смыслами жизни;

— адаптационный между новой социальной ролью и способностью принять новые условия;

— конфликт неадекватной оценки между притязаниями и реальной оценкой своих возможностей [2, с.162].

Результатом становится снижение самооценки, стресс и депрессия, страхи, дезадаптация, состояние беспомощности перед новыми обстоятельствами.

Таким образом, переход внутриличностных конфликтов в жизненные кризисы, вызванные новыми социальными условиями (изоляция, длительный срок отбывания наказания, неконтролируемые события), провоцирует устойчивые виктимные поведенческие реакции. Негативный опыт неспособности личности преодолеть жизненные трудности, ощущение собственной слабости, беспомощности наряду со стрессами, новыми социальными условиями аккумулируется и переносится на новые ситуации, с которыми личность может самостоятельно справиться, но не делает этого ввиду наличия устойчивых моделей поведения, предполагающих роль жертвы. Можно заключить, что выученную беспомощность осужденных с длительным сроком отбывания наказания, которая сформировалась в детском возрасте, следует рассматривать как фактор виктимной деформации их личности.

Литература:

1. Гаджиева А. А. Учебное пособие (курс лекций) по дисциплине «Виктимология» для направления подготовки «Юриспруденция», профиль «Уголовное право» / А. А. Гаджиева. — Махачкала: ДГУНХ, 2016. — 152 с.

2. Дерксен К. С. Исследование склонности к виктимному поведению в психологии / К. С. Дерксен // Роль инноваций в трансформации современной науки: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, Челябинск, 17 ноября 2019 года. — Челябинск: Общество с ограниченной ответственностью ОМЕГА САЙНС, 2019. — С. 160–165.

3. Корнилова Т. В. Понятие и характерные особенности в виде длительного срока лишения свободы в России / Т. В. Корнилова // Вестник Сургутского государственного университета. — 2019. — № (3). — С. 65–70.

4. Рогач В. Г. Психология переживаний у осужденных мужского пола, отбывающих длительные сроки лишения свободы: автореф. дис. … канд. психол. Наук / В. Г. Рогач. — Рязань, 2015. — 20 с.

5. Трофимова М. В. Влияние условий изоляции от общества на личность и поведение осужденных на разных этапах процесса отбывания наказания / М. В. Трофимова // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2009. — № 3(39). — С. 81–85.

Основные термины (генерируются автоматически): деформация личности, длительный срок отбывания наказания, выученная беспомощность, модель поведения, детский возраст, деформация личности осужденного, длительный период, исправительное учреждение, ситуационный компонент, социальная среда.


Ключевые слова

выученная беспомощность, виктимная деформация личности, длительный срок отбывания наказания, модель поведения

Похожие статьи

Особенности жизнестойкости осужденных различного возраста с длительными сроками отбывания наказания

В статье рассмотрена проблема развития жизнестойкости осужденных различного возраста, находящихся длительное время в условиях исправительного учреждения. Показано, что жизнестойкость является личностным качеством, которое в экстремальных условиях слу...

Особенности выученной беспомощности осужденных в семейной системе среди лиц, подвергшихся насилию (на примере инцеста)

В статье рассматривается феномен выученной беспомощности как процесс, обусловленный ранней виктимизацией личности на примере наиболее травматичной насильственной ситуации в семейной системе, а именно инцест. Описывается трансформация виктимной личнос...

Исследовательская деятельность студентов как условие формирования готовности к самоорганизации деятельности будущего специалиста в сфере безопасности жизнедеятельности

В статье представлены результаты эмпирического исследования готовности студентов к самоорганизации деятельности и ее формирования в условиях образовательной среды. Показано, что готовность личности к самоорганизации профессиональной деятельности бази...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Особенности психической травматизации в детском возрасте, ее влияние на жизненные взаимодействия и жизненную перспективу молодой личности

В статье приведены особенности психической травматизации в детском возрастном периоде, раскрыто содержание таких понятий, как психотравма развития, жизненные взаимодействия и жизненная перспектива личности, их взаимосвязь. Выведена типология жизненны...

Базисные убеждения и копинг-стратегии подростков, склонных к суицидальному поведению

Подростковый возраст является кризисным периодом на этапе взросления. Этот возрастной период является сензитивным для формирования базисных убеждений личности и индивидуального стиля совладания. В данной статье приведены результаты исследования выраж...

Особенности коммуникативной компетентности младших школьников с разным уровнем воображения

В данной статье рассмотрена коммуникативная компетентность младших школьников с разным уровнем воображения. Дана характеристика понятию «коммуникативная компетентность», ее компонентам. Проанализированы особенности развития воображения в младшем школ...

Самоопределение как механизм формирования профессионально-ценностных ориентаций в юношеский период

В статье представлен авторский подход, согласно которому самоопределение может выступать механизмом формирования профессионально-ценностных ориентаций в период юношеского возраста. Взаимосвязь личностного и профессионального самоопределения в период ...

Предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних: система и субъекты профилактики

В данной научной статье рассмотрены основные элементы системы предупреждения девиантного поведения, приведены примеры разных форм девиантного поведения несовершеннолетних и опасность проявления негативного девиантного поведения как для самого несовер...

Направления формирования ценностных установок у несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательной колонии

В статье авторы анализируют состояние жизненной и ценностной смысловой сферы подростков при попадании в места лишения свободы, указывают на особенности их взглядов и убеждений. На основе этого в статье раскрываются определенные направления воспитател...

Похожие статьи

Особенности жизнестойкости осужденных различного возраста с длительными сроками отбывания наказания

В статье рассмотрена проблема развития жизнестойкости осужденных различного возраста, находящихся длительное время в условиях исправительного учреждения. Показано, что жизнестойкость является личностным качеством, которое в экстремальных условиях слу...

Особенности выученной беспомощности осужденных в семейной системе среди лиц, подвергшихся насилию (на примере инцеста)

В статье рассматривается феномен выученной беспомощности как процесс, обусловленный ранней виктимизацией личности на примере наиболее травматичной насильственной ситуации в семейной системе, а именно инцест. Описывается трансформация виктимной личнос...

Исследовательская деятельность студентов как условие формирования готовности к самоорганизации деятельности будущего специалиста в сфере безопасности жизнедеятельности

В статье представлены результаты эмпирического исследования готовности студентов к самоорганизации деятельности и ее формирования в условиях образовательной среды. Показано, что готовность личности к самоорганизации профессиональной деятельности бази...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Особенности психической травматизации в детском возрасте, ее влияние на жизненные взаимодействия и жизненную перспективу молодой личности

В статье приведены особенности психической травматизации в детском возрастном периоде, раскрыто содержание таких понятий, как психотравма развития, жизненные взаимодействия и жизненная перспектива личности, их взаимосвязь. Выведена типология жизненны...

Базисные убеждения и копинг-стратегии подростков, склонных к суицидальному поведению

Подростковый возраст является кризисным периодом на этапе взросления. Этот возрастной период является сензитивным для формирования базисных убеждений личности и индивидуального стиля совладания. В данной статье приведены результаты исследования выраж...

Особенности коммуникативной компетентности младших школьников с разным уровнем воображения

В данной статье рассмотрена коммуникативная компетентность младших школьников с разным уровнем воображения. Дана характеристика понятию «коммуникативная компетентность», ее компонентам. Проанализированы особенности развития воображения в младшем школ...

Самоопределение как механизм формирования профессионально-ценностных ориентаций в юношеский период

В статье представлен авторский подход, согласно которому самоопределение может выступать механизмом формирования профессионально-ценностных ориентаций в период юношеского возраста. Взаимосвязь личностного и профессионального самоопределения в период ...

Предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних: система и субъекты профилактики

В данной научной статье рассмотрены основные элементы системы предупреждения девиантного поведения, приведены примеры разных форм девиантного поведения несовершеннолетних и опасность проявления негативного девиантного поведения как для самого несовер...

Направления формирования ценностных установок у несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательной колонии

В статье авторы анализируют состояние жизненной и ценностной смысловой сферы подростков при попадании в места лишения свободы, указывают на особенности их взглядов и убеждений. На основе этого в статье раскрываются определенные направления воспитател...

Задать вопрос