Исследована сущность системы дополнительного образования, включающая учреждения дополнительного образования, как компонент социально-культурных институтов. Определена роль, функции и направления деятельности учреждений дополнительного образования.
Ключевые слова: социально-культурный институт, дополнительное образование, просветительская деятельность.
Современная социокультурная среда в России и в мире, характеризуется девальвацией культурных ценностей и института семьи, духовным кризисом, интолерантностью и многими другими негативными социальными эффектами. Сегодня это понимает не только общество, но и государство. Политики повсюду подчеркивают насущную необходимость развития «человеческих ресурсов» и, в частности, содействия творчеству, приспособляемости и улучшению коммуникативных способностей. Поэтому приоритетной задачей социокультурной политики нашей страны сегодня является «обеспечение условий для культурного просвещения и гуманитарного развития российского общества, воспитания высоконравственного, духовно-насыщенного и патриотичного поколения» [1], что отражено в «национальной доктрине образования РФ до 2025 г» [1].
В решении задач образования и просвещения, посредством которых происходит популяризация культурных ценностей, развитие духовно-нравственных, патриотических и эстетических качеств личности, особое значение имеет система социально-культурных институтов. В. В. Туев отмечает, что «процесс приобщения человека к культуре и последующего его активного включения в нее управляется обществом и социальными институтами» [2].
В структуре сущности социально-культурных институтов (СКИ) с точки зрения их функционально-целевой направленности необходимо выделять два уровня: нормативный и учрежденческий [3, с. 11].
Нормативный уровень, ключевым понятием которого является «норма», определяет СКИ как исторически сложившуюся в обществе совокупность определенных культурных, морально-этических, эстетических, досуговых и других норм, объединяющихся вокруг какой-либо основной, главной цели, ценности, потребности [3, с. 11]. Примерами нормативных социально-культурных институтов являются: институт семьи, язык, религия, просвещение, фольклор, наука, литература, искусство и так далее, то есть все то, что определяет исторически сложившийся национальный код и самобытность, совокупность норм поведения и обычаев.
Учрежденческий уровень к СКИ относит «многочисленную сеть служб, разноведомственных структур и организаций, прямо или косвенно задействованных в социально-культурной сфере и обладающих конкретным административным, социальным статусом и определенным общественным назначением в своей отрасли» [3, с. 12]. К этой категории относятся: «учреждения культуры, образования, искусства, досуга, спорта (социально-культурное, досуговое обслуживание населения); промышленно-хозяйственные предприятия и организации (материально-техническое обеспечение социально-культурной сферы); административно-управленческие органы и структуры в области культуры, включая органы законодательной и исполнительной власти; научно-исследовательские и научно-методические учреждения отрасли» [3, с. 12].
Все виды СКИ как по отдельности, так и в совокупности являются субъектами образования, просвещения и воспитания личности. Учрежденческие СКИ осуществляют свою деятельность согласно и в соответствии с нормативными СКИ и одновременно расширяют их сферу, производя новые их компоненты. Социально-культурные институты формируют смысловую определенность, значимость и структурность любой деятельности личности, различных социальных групп и объединений, а также общества в целом.
В структуре социально-культурных институтов важное значение имеет система дополнительного образования (ДО). В процессе дополнительного образования развиваются культура, морально-нравственные основы человека, его интеллект, воображение, происходит освоение норм жизни и многие другие аспекты личности. Достоинствами дополнительного образования являются: добровольность обучения, свобода выбора образовательной программы и места ее освоения, возможность построения индивидуальной образовательной траектории.
Дополнительное образование детей относится к институционализированному неформальному образованию и подразделяется на «дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование» [4]. Основной целью предоставления и получения дополнительного образования детей является социализация подрастающего поколения, а дополнительного образования взрослых — удовлетворение культурных потребностей, определение и реализация жизненных целей и ценностей, а также организация досуга. Это позволяет каждому индивидууму обучаться и просвещаться на протяжении всей жизни, придерживаясь «концепции непрерывного образования».
Федеральный закон об образовании РФ определяет, что «Дополни-тельное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и без-опасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности» [4].
В ходе реализации целей и задач своего существования учреждения ДО осуществляют различные функции. Функции включает в себя взаимодействующие компоненты, такие как способы, приемы, методы и другие, способствующие достижению определенной цели и получение конечного полезного результата.
Учреждения ДО реализуют свои функции посредством социально-культурной деятельности, включающей культурно-досуговую и просветительскую деятельность.
Согласно Закону «Об образовании», организации ДО осуществляют образовательную деятельность в соответствии с дополнительными общеразвивающими программами (ДОП) и дополнительными предпрофессиональными программами (ДПП). ДОП реализуются как для детей, так и для взрослых. ДПП в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются только для детей.
ДО детей с точки зрения педагогики обладает множеством достоинств, которыми не обладают или практически не обладает школьное образование (рис. 1). Оно усиливает его вариативную составляющую, способствует профессиональному самоопределению, закреплению знаний, полученных в школе.
Дополнительное образование эта часть системы образования, которая позволяет восполнить потребности формирующейся личности, подростка, молодых и зрелых людей, так как обладает свойством вариативности и многогранности. В тех условиях, которые создаются в учреждении ДО у ребёнка формируются навыки самопознания, самосознания, самостоятельности в действиях и поступках, устойчивости потребности в познании и творчестве. Взрослый удовлетворяет свои творческие и культурные потребности, развивает интересы, организует досуг, получает возможность максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Здесь форма, темп и объем знаний зависят от индивидуальных способностей и потребностей.
Рис. 1. Положительные характеристики системы ДО в России
Содержание дополнительного образования не нормируется, его наполнение вариативно и может ограничиваться только интересами ребёнка, его выбором и потребностями общества.
Учреждения дополнительного образования реализует свою деятельность в различных формах, различными методами и приемами с учетом имеющейся ресурсной базой. При этом форму деятельности можно рассматривать с точки зрения способа организации деятельности (индивидуальные, групповые, массовые) и как способ организации материала (лекция, беседа, праздник, карнавал и т. п.). Метод, в общем случае, это «путь к достижению цели, способ управления деятельностью через воздействие на сознание, чувства, поведение» [5]. Личностную конкретизацию метода определяет прием. Совокупность необходимых компонентов для производства культурного продукта или услуг составляет ресурсная база, включающая нормативные, кадровые, финансовые, материальные, социально-демографические, информационные ресурсы и т. д.
Учреждениями ДО применяются, присущие всем социально-культурным институтам, методы социально-педагогической деятельности (рис. 2), выбор которых зависит от конкретных целей.
Рис. 2. Методы социально-педагогической деятельности
По содержанию деятельность учреждений ДО можно разделить на следующие типы: практико-преобразующую; ценностно-ориентированную; познавательную и творческую (рис. 3).
Рис. 3. Типы КПД в системе ДО в зависимости от содержания
Как было отмечено выше содержание дополнительного образования не нормируется, то есть оно обладает преимуществом вариативности, многопрофильности. При этом на содержание и направления деятельности учреждения ДО оказывают влияние социокультурная ситуация и происходящие процессы в обществе, а также политика государства в этой сфере. Тем не менее, можно выделить основные направления культурно-просветительской деятельности современного ДО, представленные на схеме (Рис. 4).
Рис. 4. Основные направления культурно-просветительской деятельности современных учреждений ДО
Таким образом, система дополнительного образования — это социально-культурный институт, осуществляющий социально-культурную, культурно-досуговую и просветительскую деятельность, функции, формы и средства которой определяются исходя из социально-педагогических целей, социального запроса, социально-культурной политики государства, а также ресурсов конкретного учреждения. Широкий набор средств, методов и программ учреждений ДО позволяет удовлетворить потребности каждого члена общества, способствуя повышению культурного потенциала нации.
Литература:
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751.
- Туев Об атрибуте «социально-культурный» / Туев, В. В. — Текст: непосредственный // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2003. — № 4. — С. 70–78.
- Колосова Социально-культурные институты: сущность и типология / Колосова, Ю. О. — Текст: непосредственный // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2014. — № 28. — С. 11–16.
- ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)
- Иванова, И. Ю. Организационные и содержательные основы просветительской деятельности / И. Ю. Иванова. — Челябинск: ЮУрГГПУ, 2017. — 199 c. — Текст: непосредственный.