Здравоохранение является одной из важнейших сфер социально-экономической системы, от которой зависит уровень качества жизни и здоровья населения.
Ключевые слова: здравоохранение, страхование, финансовый механизм, расходы, федеральный бюджет.
Финансовый механизм представляет собой совокупность видов и форм организации финансовых отношений, методов и инструментов формирования и использования финансовых ресурсов.
Финансовый механизм оказания медицинских услуг в Российской Федерации основан на финансировании из государственных и негосударственных источников [6].
Государственные источники включают средства из бюджетов всех уровней. К частным источникам относятся личные расходы населения на платные медицинские услуги, лекарства, а также взносы населения и работодателей в добровольное медицинское страхование.
Обеспечение льготных категорий жителей осуществляется за счет двух источников финансирования:
- За счет средств федерального бюджета осуществляется:
– обеспечение необходимыми лекарственными препаратами льготных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» [1];
– предоставление дорогостоящих лекарств для пациентов со злокачественными новообразованиями лимфоидных, кроветворных и родственных тканей, гемофилией, муковисцидозом, карликовостью гипофиза, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и тканей в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2007 № 682 [3];
- За счет балансов субъектов Российской Федерации фармацевтические препараты предоставляются для определенных групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарства и МИ отпускаются по рецептам врачей бесплатно или со скидкой 50 %.
С 1 января 2011 г. в соответствии с законом «Об обязательном медицинском страховании в РФ» [2] в структуру тарифа по оплате медицинской помощи из средств обязательного медицинского страхования могут входить: часть расходов на оплату труда, начисления на выплаты по оплате труда, расходы на оплату услуг связи, транспортных и коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством РФ, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до 100 тыс. руб. за единицу.
Таким образом, с 2011 года в России был осуществлен переход от многоканального финансирования к одноканальному финансированию через систему обязательного медицинского страхования (рисунок).
Рис. 1. Модель одноканального финансирования здравоохранения Российской Федерации (Составлено автором на основании [6])
Как видно, источниками финансирования в этой модели являются целевой работодатель и государственные страховые взносы.
Однако простое наличие целевого страхового взноса не обеспечивает устойчивости долгосрочного финансирования здравоохранения. Все зависит от конструкции системы обязательного медицинского страхования, в первую очередь, от процедуры подготовки ее средств. Сегодня существует три основных фактора, которые ограничивают положительное влияние целевого взноса:
- Существует эффект замещения при формировании фондов. Появление дополнительного дохода от страховых взносов работодателя может идти рука об руку с сокращением расходов на здравоохранение в семье. Степень замещения определяется общей экономической ситуацией и степенью нормативного определения вклада государства в неактивное население. Если такой консолидации не будет, зависимость от бюджетных приоритетов останется, хотя и в меньшей степени, чем в бюджетной модели.
- Доход от целевого взноса зависит от его размера, и этот размер в значительной степени определяется преобладающим принципом его создания. В ряде стран применяется семейный принцип обязательного медицинского страхования, при котором работодатели и работники платят не только за себя, но и за членов семьи, которые не работают.
В некоторых постсоветских странах Центральной и Восточной Европы (например, в Эстонии, Хорватии, Чехии, Словении) страховой взнос составляет от 12 до 18 % фонда заработной платы [7]. Он покрывает часть расходов неработающего населения, которое в России финансируется из бюджета. Менее бюджетная зависимость обеспечивает относительно более стабильный поток средств от взносов работодателей. В России размер страховой премии значительно ниже — в 1990–2004 гг. он составлял 3,6 % от заработной платы, затем он был сокращен, но с 2011 года он был зафиксирован на уровне 5,1 %. Не существует семейного принципа для получения средств. Зависимость российской системы обязательного медицинского страхования от бюджета значительна. Около 37 % средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) поступают от взносов субъектов Российской Федерации в обязательное медицинское страхование неработающего населения и отчислений из федерального бюджета.
Количество собранных страховых премий зависит от размера неформального сектора. При высокой доле работников, получающих заработную плату «в конверте», страховые взносы на обязательное медицинское страхование ниже, чем при прозрачной выплате всей заработной платы. Эта проблема стоит очень остро в России, где значительная часть экономически активного населения занята в неформальном секторе — 20–25 %. Из них около 10–15 % не имеют официальных трудовых договоров и не платят обязательные взносы в социальный фонд, а остальные выплачивают их в уменьшенном размере [9].
Поэтому в России действуют все три фактора, ограничивающие положительное влияние ожидаемого вклада на сумму привлеченных средств.
Можно предположить, что основным фактором роста расходов на здравоохранение является не форма сбора средств (общие налоговые поступления или целевой взнос в ВОЗ), а воля государства обеспечить это.
Также необходимо отметить, что, изменяя финансовую схему медицинских учреждений с учетом нововведений, ЛПУ сталкиваются с проблемами, которые несет в себе одноканальная система. Она не учитывает различие качества медицинских услуг в различных учреждениях, стоимость используемого оборудования, квалификацию врачей и многое другое.
Данная система может позволить лечебным учреждениям лишь окупать свою деятельность, но никак не развиваться. Для ЛПУ становиться невыгодным внедрять новые технологии и проводить исследования, которые могут позволить сохранить жизнь пациентам и сократить время на оказание услуг, которое для многих является жизненно важным.
Выделим главные условия позитивного влияния ОМС на общий объем поступлений в сферу здравоохранения:
– экономический рост;
– наличие твердых обязательств бюджета по страхованию неработающего населения;
– высокий размер страховых взносов за работающих граждан;
– низкая доля занятых в неформальном секторе.
Таким образом, на основании рассмотренного материала, возможно, сделать следующие выводы:
- Учреждения здравоохранения предоставляют населению различные виды медицинской помощи: первичную медико-санитарную помощь, специализированную, в том числе высокотехнологичную, скорую, в том числе специализированную, паллиативную.
- Система здравоохранения Российской Федерации финансируется из государственных (государственных) и негосударственных (частных) источников.
Повлиять на систему здравоохранения в целом сложно, однако если медицинские учреждения будут осведомлены об особенностях финансирования в РФ, будут учитывать эти особенности в организации работы учреждений, то негативные последствия одноканальной системы финансирования могут быть устранены. Кроме того, выходом из сложившейся ситуации для многих учреждений является развитие рынка платных услуг.
Литература:
- Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. ст. 3699.
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. ст. 6724.
- Постановление Правительства РФ от 17.10.2007 № 682 (ред. от 30.12.2009, с изм. от 30.11.2010) «О закупках в 2010 году лекарственных средств, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 43. ст. 5209.
- Костикова Е. Г. Финансовый контроль за исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование: новеллы законодательства / Е. К. Костикова // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2017. — № 7. — С. 46–51.
- Костикова Е. Г. Обязательные платежи: бюджетно-правовой аспект / Е. Г. Костикова // Финансовое право. — 2017. — № 8. — С. 28–32.
- Мамедова С. Основные системы финансирования здравоохранения / С. Мамедова // Финансы. — 2015. — № 4. — С. 68–70.
- Сoлтман Р. В. Peгулиpoваниe пpeдпpиниматeльскoй дeятeльнoсти в cиcтeмaх здpaвooхpaнeния eвpoпeйских стpан /Р. Б. Буссe, Э. Эoссиалoс. Пep. с англ. — М.: Инфра-М, 2018. — 420 с.
- Исламова Н. А. Цели здравоохранения и современные проблемы финансирования медицинских учреждений // Экономика нового мира. 2017. № 2 (6) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tseli-zdravoohraneniya-i-
- Официальная статистика. Здравоохранение URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/populati on/ healthcare/#.