Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (358) апрель 2021 г.

Дата публикации: 19.04.2021

Статья просмотрена: 609 раз

Библиографическое описание:

Григорьева, Т. А. Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста / Т. А. Григорьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 16 (358). — С. 325-327. — URL: https://moluch.ru/archive/358/80164/ (дата обращения: 16.11.2024).



Проблема поиска педагогических технологий, способных эффективно воздействовать на процесс личностного развития детей и формирование их ценностного отношений к миру является одной из ведущих в педагогике дошкольного образования нашего времени.

На сегодняшний день в непосредственной практике дошкольного воспитания все большую популярность приобретают методы и приемы работы, ориентированные на интеграцию различных областей целостного образовательного процесса: например, знакомство детей младшего дошкольного возраста с народным творчеством предполагает задействование таких образовательных областей, как:

– словесное творчество (рассказывание и слушание сказок);

– музыка (знакомство и исполнение народных песен);

– изобразительное искусство (аппликация и рисование по мотивам произведений фольклора, овладение навыками народных промыслов);

– театр (инсценировка фольклорных произведений);

– физическое развитие (использование народных потешек и песенок в режимных моментах, с целью сопровождения подвижных игр) и т. д.

Таким образом, трудно переоценить роль народного творчества в развитии и воспитании детей. С первыми произведениями фольклора ребенок знакомится еще в младенческом возрасте, слушая пестушки, потешки, колыбельные песни. В ранний период детства происходит встреча со сказкой. Наиболее популярны у детей раннего возраста сказки о животных. Малышей привлекает момент узнавания: они быстро запоминают, что лиса — хитрая, волк — злой, но недалекий, медведь — сильный и т. д. Осмысление социальной роли того или иного персонажа в сказке становится первым шагом на пути формирования духовно-нравственных представлений ребенка о добре и зле, щедрости и жадности, трудолюбии и лени и т. п.

Согласно общепринятой периодизации, младший дошкольный возраст охватывает период развития личности ребенка от 3 до 4 лет — время интенсивного развития внимания, памяти, наглядно-действенного мышления, речи. В младшем дошкольном возрасте у ребенка также начинают развиваться воображение, формируются представления о правилах и нормах социального поведения, а главное, происходит становление системы нравственных ценностей, и от того, какие духовные ориентиры станут ведущими, во многом зависит дальнейшая жизнь маленького человека.

В младшем дошкольном возрасте детям становится доступным весь репертуар устного народного творчества, представленный жанрами: загадок, скороговорок, былин, народных песен, пословиц и поговорок, волшебных и социально-бытовых сказок. Все многообразие произведений фольклора, передаваемых от поколения к поколению, отражает глубину народной мудрости и опыта и является ведущим средством развития младших дошкольников.

Народные потешки и песенки способствуют созданию благоприятной эмоциональной атмосферы при организации режимных моментов в детском учреждении: умывании, кормлении или одевании. Дети с удовольствием вслушиваются в самобытное звучание народной речи, стараются уловить стихотворный ритм, впоследствии приходит и осознание смысла произведений народного творчества. Младшие дошкольники легко запоминают слова потешек и песенок, самостоятельно воспроизводят их в процессе режимных моментов или игры, приобщаясь к культуре фольклора.

Игровая деятельность в младшем дошкольном возрасте постепенно становится ведущей, и хотя дети в большей степени еще играют «рядом», чем «вместе», в играх дошкольников можно заметить отголоски сюжетов народных сказок, обыгрывание характеров и поведения персонажей произведений фольклора. Искреннее удовольствие приносит ребенку возможность попрыгать, как зайка или подкрасться, как лисичка, дети успешно моделируют различные сказочные ситуации: строительство теремка или чаепитие в доме медведей.

Эффективным методом приобщения к миру народного творчества в младшем дошкольном возрасте становится чтение и слушание сказок. Особенностью психологии младших дошкольников является недостаточность механизмов вербального восприятия, другими словами, для постижения ребенком неповторимого своеобразия художественного мира народной сказки необходимо максимально визуализировать ее содержание: использовать такие приемы, как:

– эвристическая беседа;

– работа с иллюстрациями известных художников;

– художественное рассказывание сказки педагогом с использованием фланелеграфа;

– художественное рассказывание сказки детьми с опорой на иллюстрации;

– драматизация сказочных сюжетов в театрализованных играх и т. д.

Особенной популярность среди дошкольников пользуется прием театрализованной игры, в первую очередь, ориентированный на развитие речи детей младшего дошкольного возраста. Сказки содержат богатейший материал для драматизации. В процессе работы над репликами персонажей, продуцированием собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется культура его речи, ее интонационный строй и выразительность: «В творческой детской игре бурно развивается язык ребенка, грамматически оформленная речь. Игры, оказывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи, должны быть интересными, увлекательными» [2, с. 5].

Театральные игры могут проводиться в форме миниатюрных постановок, а также представлять собой долгосрочные проекты, требующие тщательной постановочной подготовки. Передовая методика рекомендует организацию на базе ДОУ театральных студий, планомерно внедряющих работу по инсценированию сюжетов народной сказки в свой репертуар.

Целью обращения к приему «театрализованной игры» при изучении произведений народного творчества является всестороннее развитие личности ребенка, его познавательной, творческой, коммуникативно-речевой и мотивационной активности в контексте эффективной системы воспитательно-образовательного процесса, основанного на последних достижениях педагогической науки и практики, интеграции всех субъектов единого образовательного пространства.

Цель определяет задачи, стоящие перед субъектами образовательного процесса в ходе организации театрализованных постановок:

– обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

– развитие познавательных способностей;

– развитие творческого воображения и мышления;

– развитие коммуникативных и речевых навыков [1, с. 24].

Отдельной задачей можно выделить развитие мотивационной готовности ребенка к познанию, творчеству, общению с искусством русского народа и, как следствие, формированию ценностных ориентаций на основе процессов рефлексии и трансляции духовного опыта.

Среди распространенных форм работы можно выделить: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, игры-драматизации, разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок и т. д.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что прием театрализации может успешно функционировать в целостной структуре образовательного процесса дошкольной образовательной организации, как эффективное средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста, их приобщения к основам национальной культуры. Устное народное творчество, народная игрушка и народная игра это те средства, которые содержат в себе знания, и позволяют детям наследовать традиционную отечественную культуру. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

Литература:

  1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артемова — М.: Просвещение, 2017. — 127 с.
  2. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. —288 с.
Основные термины (генерируются автоматически): младший дошкольный возраст, народное творчество, воспитание детей, ребенок, народная мудрость, народная сказка, образовательный процесс, слушание сказок, устное народное творчество, художественное рассказывание сказки.


Похожие статьи

Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Особенности художественно-творческого развития детей дошкольного возраста

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей

Роль духовно-нравственного воспитания в формировании культуры здоровья школьников

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании дошкольника

Использование педагогического потенциала народного творчества в эстетическом воспитании школьников

Развитие творческого потенциала дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства

Проблемы патриотического воспитания молодёжи в учреждениях образования и культуры

Формирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Особенности художественно-творческого развития детей дошкольного возраста

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей

Роль духовно-нравственного воспитания в формировании культуры здоровья школьников

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании дошкольника

Использование педагогического потенциала народного творчества в эстетическом воспитании школьников

Развитие творческого потенциала дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства

Проблемы патриотического воспитания молодёжи в учреждениях образования и культуры

Формирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос