В данной статье рассматривается проблема развития и совершенствования антимонопольного законодательства. Методы повышения эффективности деятельности антимонопольных органов в период становления рыночных отношений. Состояние рыночных связей в России в рамках антимонопольного законодательства.
В учебной литературе принято понимать под антимонопольным правом общность правовых норм, нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и либеральность договоров коммерческих компаний.
Конец XIX века осветил ряд важных научных открытий и технологических достижений не только в металлургии, но и в машиностроении, химической и электротехнической промышленности. Эта эпоха стала производить новые виды машин, осуществлять важнейшие изменения в энергетике, изменилась технология производства, появилась и стала развиваться новая отрасль промышленности, совершенствовалась ее структура. Эти условия помогли усиливать концентрацию производства. Возникновение монополий стало неизбежностью. Русский революционер, главный идеолог марксизма, политик В. И. Ленина считал, что интенсивный рост промышленности и столь быстрый процесс сосредоточения производства во всех масштабных предприятиях есть не что иное, как одна из наиболее характерных особенностей капитализма.
К концу века эксперты в области экономики и правительства развитых стран мира поняли весь масштаб опасности монополий и принялись всеми силами бороться с ними.
Сегодня сложно вообразить «западное» государство, не стремящееся к ограничению монополизации рынка. Результатом возникновения первых монополий стало создание антимонопольного законодательства. Современное развитие разных видов монополий, появление транснациональных корпораций говорит о том, что возникновение монополий, является закономерным процессом и причиной этого сама конкуренция, как основополагающий компонент рыночного механизма, и почти каждый конкурент предполагает стать монополистом.
Приведем в пример деятельность крупнейшей монополии США, речь пойдет о фирме «Standard Oil». На протяжении нескольких лет эта фирмы путем интригующих взаимоотношений, экономически подавляя конкурентов используя более низкие цены, а также скупая компании, находившиеся на гране банкротства, захватили контроль над 90 % мощностей США по добыче и транспортировке нефти. Далее, компания «Standard Oil» позакрывала большую часть своих предприятий, в одночасье сократила предложения нефтепродуктов на рынок, и в это же время подняла цены на этапе дефицита. Это предполагало грандиозную прибыль, не имеющей сравнения во всей истории экономике США.
Но вовремя спохватившись, общество начало с монополией. Впервые законы, запретившие монопольные сговоры, принимались в Канаде в 1889 г. и в США в 1890 г. В США этот закон, получивший название — закон Шермана, получил широкую огласку, так как выступал в качестве устава экономической свободы. Закон провозгласил, что все контракты, объединение или соглашения, в любой форме, с целью помешать конкурентоспособной торговли или коммерческой деятельности во всех штатах или с другими государствами, будут объявлены незаконными. Похожий закон принялся в Австрии и Новой Зеландии. Закон Шермана в последующие годы дополнялся, он стал действовать на новые виды деятельности и новые формы объединений. Этот закон стал основанием для суда штата Огайо в 1892 году постановить разделение «Standard Oil» на несколько автономных компаний.
Но даже при существовании данных законов монополии существуют сейчас. Некоторые из них относятся к «естественным монополиям» и защищены законом со стороны государства. С остальными государство ведет непрекращающуюся борьбу с помощью антимонопольного законодательства.
На сегодняшний день Российская Федерация имеет утвержденную государственную политику в рамках развития конкуренций, развивающуюся институциональную инфраструктуру антимонопольного регулирования, весомое антимонопольное законодательство. В России реализуется законодательство о наказаниях за ограничение конкуренции и усовершенствовалась судебная практика. Точки зрения многих представителей российского конкурентного права, отталкиваются от общемировых тенденций, основанных, на известной судебной и административной практике ведущих антимонопольных законодательств мира и дающие широкие представления об этой сфере общественных отношений. Мы можем полагать, что именно это и стало предпосылкой для Федеральной Антимонопольной Службы России (далее ФАС РФ), дабы иметь достойное место среди антимонопольных органов ведущих держав. Согласитесь, что идеализировать успех российского антимонопольного законодательства пока рано, но проявление инициативы ФАС России вносить все необходимо важные изменения для полного упорядочивания стремительно развивающихся отношений в этой сфере, для избегания ограничений конкуренции или злоупотребления доминирующим положением субъектами естественных монополий. В ряде федеральных органов исполнительной власти ФАС России имеет важное место, так как входит в число тех немногих сертифицированных служб, деятельность которых реализуется в строжайшем соответствии с нормами международного права. В экономической теории выделяется российское антимонопольное законодательство, как уникальное, потому что ни в одном иностранном государстве мира не возложен контроль над деятельностью других органов того же уровня. В большинстве случаев это входит в компетенции прокуратуры. При успешном развитии антимонопольного регулирования, России только укрепит свои позиции в рыночных отношений, а также позиции на международном рынке и защите прав и законных прав хозяйствующих субъектов и потребителей.
Антимонопольная политика не поможет для тотального уничтожения монополии. Предполагается сохранность некоторых типов монополий, но при предоставлении им государственного регулирования.
Основная идея всей антимонопольной политики в том, как используется преимущество крупномасштабной экономики, и предотвращение ее возможных негативных последствий, связанных с потерей конкуренции. Совмещение этих двух подходов самый сложный, меняющийся в зависимости от ситуации, юридической и экономической проблемы. Структура антимонопольного регулирования в России отталкивается от богатого международного опыта в этой области, но несет ряд существенных особенностей. Изначально, формирование проходит в условиях, где Россия обладает устойчивыми рыночными связями, которые находятся в зачаточном состоянии. Зафиксирована лишь основа рыночной экономики, следствие этого, не до конца решена государственно-административная монополия. Некоторые только недавно начавшие развиваться рыночные структуры в России или отсутствие некоторых из них, только увеличивает нагрузку на систему государственного антимонопольного регулирования. Основной задачей антимонопольного регулирования в России заключается в сохранении и защите конкуренции, а также необходимость ее воссоздать. Рыночная конкуренция успешно действует в условиях уже имеющейся системы конкурентного рынка. Монополистическая деятельность в России, состоящая не только из субъектов хозяйствования, но и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Итак, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что антимонопольное регулирование в России охватывает деятельность всех этих заинтересованных сторон.
Литература:
- Текст: электронный//: [сайт]. — URL: https://fas.gov.ru/documents/type_of_documents/80 (дата обращения: 03.04.2021).
- Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения: 03.04.2021).
- Текст: электронный//: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/e407bf69c5ee5740a1df3286315f8677205e1a5d/ (дата обращения: 03.04.2021).
- Текст: электронный//: [сайт]. — URL: https://investfuture.ru/dictionary/word/antimonopolnoe-zakonodatelstvo (дата обращения: 03.04.2021).