В статье авторы пытаются провести комплексную оценку зрелости бизнес-процессов в медийных агентствах.
Ключевые слова: модель зрелости, бизнес-процесс, медиа-агентства, кибер-безопасность, Community Cyber Security Maturity Model.
В начале XXI века российская экономика активными темпами адаптируется к технологиям Индустрии 4.0, что безусловно отражается на развитии ее отраслей. Предприятия перенимают опыт иностранных коллег, меняют свои подходы к управлению системой бизнес-процессами, а также способы делопроизводства. В связи с этим, возникает вопрос качества и адекватности оценки прошедших изменений в системе управления организациями.
Одним из важнейших показателей развития предприятия, который может ответить ни этот вопрос, является наличие сформулированных бизнес-процессов и управление ими внутри предприятия, т. е. показатель оценки зрелости бизнес-процессов.
Одним из старейших рынков в мире является рекламная индустрия, т. к. первые рекламные сообщения появились еще в Древнем Египте. Египтяне писали о продаже раба на папирусе и выставляли на всеобщее обозрение. Подчас именно успехи в этой отрасли являются катализаторами для толчков развития в смежных отраслях экономики, ибо качественно сделанная реклама стимулирует спрос на товар, что повышает оборот рынка в целом и позволяет предприятиям успешно развиваться в своей отрасли. Широка роль и социальной рекламы, которая, благодаря своей массовости, позволяет обратить внимание широких слоев общества на различные глобальные проблемы, такие как: социальные, экологические, экономические и так далее.
В связи с наблюдающимся активным развитием IT-технологий в последние двадцать лет, начиная с изобретения интернета в 1991 году, рекламная отрасль получила мощный толчок для развития. Новые технологии открывают новые пути коммуникации, которые активно используются рекламной индустрией, чтобы донести свой посыл до покупателя. Например, рекламные посты в крупных соцсетях, таких как Facebook, Instagram, Twitter, которые способны в одночасье достигнуть до тысяч потребителей в различных форматах.
В настоящее время рекламные агентства являются организациями, которые в свой деятельности делают акцент на инновационность. Следует отметить, что современные организации ориентируются на острые социально-демографические тренды и обеспечивают быструю и качественную реакцию на изменения потребительских запросов. Примером такого взаимодействия может послужить акция от MasterCard в новой Зеландии. Бренду было необходимо изменить отношение к бесконтактным платежам в Новой Зеландии, увеличить их объем. Проведя полевое исследование, выяснилось, что новозеландцы обожают вид спорта регби, и страстная мечта большинства новозеландцев — увидеть на поле в своем городе легендарного игрока. Основываясь на данных исследования, MasterCard запустили акцию — город, в котором будет совершено больше всего бесконтактных платежей по картам MasterCard, сможет провести у себя на стадионе игру против команды во главе с легендарным капитаном национальной сборной по регби — Ричи МакКоу, завершившим карьеру в 2015 году. Идея вызвала огромный ажиотаж в стране, сопровождавшийся множеством публикаций в медиа и соцсетях. А игру в победившем городе могли посмотреть все желающие через Facebook Live. Как результат, было охвачено около 97 % новозеландцев, совершено 13 млн бесконтактных платежей (на 48 % больше, чем в прошлом году), 31 тыс. новых владельцев карт [4].
Целью данной статьи является комплексная оценка зрелости бизнес-процессов в медийных агентствах. Для оценки были использованы модели зрелости бизнес-процессов Гартнер и CSMM (таблица 1 и 2). Объектом данного исследования является система управления бизнес-процессами в ведущих рекламных агентствах в России. В качестве примера взяты агентства, входящие в рекламно-коммуникационный холдинг ABC. Ниже приведены характеристики каждой модели и результаты оценки зрелости систем управления бизнес-процессами.
У большинства компаний нет четкого представления о сквозных бизнес-процессах, а если оно и присутствует, то лишь в виде разрозненных идей, а не цельной стратегии. Модель из шести стадий зрелости, предложенная Gartner, призвана помочь преодолеть трудности на пути к реализации преимуществ BPM и сформировать корпоративную стратегию управления бизнес-процессами, которая будет отвечать бизнес-целям организации.
Таблица 1
Оценка зрелости бизнес-процессов при помощи модели Gartner, Inc
Параметр оценки |
Характеристика по Gartner, Inc |
Шкала оценки |
HR |
|
Данный параметр находится на уровне Enterprise Valuation Control Оценка — 4 |
Стратегическая линия |
|
Данный параметр находится на уровне Agile Business Structure Оценка — 5 |
Культура и лидерство |
|
Данный параметр находится на уровне Interprocess Automation and Control Оценка — 3 |
Руководство |
|
Данный параметр находится на уровне Enterprise Valuation Control Оценка — 4 |
Методики |
|
Данный параметр находится на уровне Agile Business Structure Оценка — 5 |
Информационные технологии |
|
Данный параметр находится на уровне Enterprise Valuation Control Оценка — 4 |
Суммарная оценка зрелости бизнес-процессов по модели Gartner, Inc — 26/30.
В качестве вывода следует отметить, что бизнес-процессы агентств рекламно-коммуникационного холдинга ABC находятся на очень высоком уровне (согласно модели Gartner, Inc).
Рядом экспертных сообществ используется более современная методика оценки бизнес-процессов. В свое время, американским корпорациям требовалось разработать программу безопасности, которые позволит им совместно эффективно предупреждать, выявлять, реагировать и восстанавливать свои процессы после событий кибер-безопасности. Они должны не только знать, где они в настоящее время находятся в плане их подготовки, но они должны иметь дорожную карту, чтобы иметь возможность улучшить свое текущее состояние в соответствии с сообществом. Именно для этой цели была разработана общественная модель зрелости кибер-безопасности — Community Cyber Security Maturity Model (таблица 2).
Модель создана на основе опыта использования двух моделей зрелости Capability Maturity Model (CMM или SW-CMM) для программного обеспечения и инженерных систем безопасности Capability Maturity Model (SSE-CMM) для построения взаимодействия различных организаций сообщества между собой в направлении эффективного противодействия киберпреступности.
Модель из набора различных элементов и учитывает не только метрики, но и технологии, уязвимости, тесты, которые могут быть использованы вместе с метриками для измерения текущее состояние уровня безопасности
Таблица 2
Оценка зрелости бизнес-процессов при помощи модели CSMM
Параметр оценки |
Характеристика по CSMM |
Шкала оценки |
Угрозы, которые следует рассматривать |
|
Данный параметр находится на уровне Tactics Development Оценка — 4 |
Метрики: Руководство, Производство, Граждане |
|
Данный параметр находится на уровне Tactics Development Оценка — 4 |
Информационный обмен |
|
Данный параметр находится на уровне Information Enabled Оценка — 3 |
Технологии безопасности |
|
Данный параметр находится на уровне Tactics Development Оценка — 4 |
Обучение |
|
Данный параметр находится на уровне Information Enabled Оценка — 3 |
Тестирование |
|
Данный параметр находится на уровне Information Enabled Оценка — 3 |
Суммарная оценка зрелости бизнес-процессов по модели CSMM — 21/30.
В качестве вывода следует отметить, что бизнес-процессы агентств рекламно-коммуникационного холдинга ABC находятся на среднем уровне (согласно модели CSMM).
Как видно из анализа, у обеих методик есть свои сильные и слабые стороны при оценке различных параметров функционирования.
В качестве результатов работы выявлены следующие особенности каждой из моделей оценки зрелости. Преимуществом методики Gartner, Inc является то, что модель рассматривает не только процессы безопасности, но и также участие руководства, сотрудников и общий уровень культуры по направлению безопасности. Однако, недостаток методики Gartner, Inc — это отсутствие четких рекомендаций в системах безопасности деятельности организации, а также отсутствуют система характеристик оценки эффективности бизнес-процессов.
В свою очередь, преимуществом методики CSMM является то, что модель состоит из набора различных элементов и учитывает не только метрики, но и технологии, уязвимости, тесты, которые могут быть использованы вместе с метриками для измерения текущее состояние уровня безопасности. Но данная модель в качестве недостатка не дифференцирует статусы пользователей системы согласно их организационной иерархии, что несет угрозы для безопасности организации.
Общий недостаток для рассматриваемых моделей — недостаточно полно учитывается фактор обеспечения ресурсами для организации безопасности бизнес-процессов и качество реализации бизнес-процессов.
Подводя итоги исследования, следует отметить, что выявлен потенциал развития систем управления бизнес-процессов у медиа-агентств. Основными положениями, которые описывают вектор развития для рассматриваемого объекта, являются:
- Согласно методике Gartner, Inc: есть потенциал автоматизации процессов, связанных со сбором и аналитикой больших объемов данных. На данный момент большая часть этих процессов выполняется самими работниками, что существенно повышает загруженность бизнес-процессов.
- Согласно методике CSMM: поскольку данная организация в процессе свой деятельности не сталкивалась с крупными кибер-атаками, потенциал кибер-защиты раскрыт не полностью. В частности, есть простор развития для систем тестирования кибер-защиты организации, внедрения автоматизированной системы по отражению кибер-угроз.
Литература:
- Трифонов П.В. Особенности информационных технологий при построении бизнес-процессов в организации // Вестник Академии — 2015 — № 4 — С. 163–168.
- Трифонов П.В. Сравнительный анализ моделей описания Бизнес-процессов в организации // Управленческие науки в современном мире– 2017 — № 1 — С. 307–311.
- Электронный ресурс — https://www.gartner.com/en
- Источник: http://www.marcuscd.com/#/new-page/ (дата обращения 10.04.2021)