Ключевые слова: сотрудник органов внутренних дел, медицинское обеспечение, обязательное медицинское страхование, социальные гарантии.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право на социальное обеспечение, связывает его возникновение с достижением определенного возраста, болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, воспитанием детей и другими подобными обстоятельствами, обусловленными различными социальными рисками, утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека [1].
Право на социальное обеспечение означает обязательное участие государства в содержании тех своих граждан, которые из-за нетрудоспособности либо других независящих от них причин не имеют достаточных средств к существованию. Социальное обеспечение — одна из наиболее важных конституционных форм социальной защиты населения.
Для повышения кадрового потенциала и эффективности сотрудников немаловажное значение имеет такое направление социальной политики, как социальные гарантии.
Социальные гарантии сотрудников органов внутренних дел — это комплекс конституционно-правовых, финансовых, социально-экономических и культурно-духовных обязательств государства перед специфической социально-профессиональной группой, направленных на создание для нее необходимых условий в целях эффективного исполнения служебных обязанностей, а также удовлетворения социальных потребностей и профессиональных интересов.
Федеральным законом от 19.07.2011 N 247-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулируются отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Особое место в социальных гарантиях занимает медицинское обеспечение сотрудников органов внутренних дел и членов их семей.
Для сотрудников системы МВД предусмотрено медицинское обеспечение и санитарно-курортное лечение в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти в системе МВД за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. При отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел либо при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования сотрудник имеет право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации [2]. Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи сотруднику, возмещаются медицинским организациям государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел [3]. Из этого следует, что сотрудник органов внутренних дел имеет право на бесплатное получение медицинской помощи в ведомственном медицинском учреждении, либо платное получение медицинской помощи.
К сожалению, такой подход государства к оказанию медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел влечет за собой такую проблему, как отсутствие возможности проведения экспертизы качества оказания медицинской помощи.
Есть исключения, когда сотруднику выдается справка или медицинское заключение из медицинской организации государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения:
- При заболеваниях, травмах, отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности, в том числе при заболеваниях или травмах, наступивших вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением.
- При долечивании в санаторно-курортных организациях непосредственно после лечения в стационарных условиях
- На время протезирования по медицинским показаниям в стационарных условиях.
- В связи с беременностью и родами.
- При необходимости ухода за больным членом семьи.
- В связи с карантином.
- При усыновлении (удочерении) ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев со дня его (их) усыновления (удочерения) и до истечения 70 (в случае одновременного усыновления двух и более детей — 110) календарных дней со дня рождения ребенка (детей) [6].
Хотелось бы обратить внимание на то, что у сотрудников органов внутренних дел отсутствует полис обязательного социального страхования. Связано это с тем, что Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» не распространяется на данную категорию граждан. В бюджете МВД России не предусматриваются средства на обязательное медицинское страхование сотрудников органов внутренних дел. Указанные лица не подлежат персонифицированному учету в сфере ОМС, в связи с чем, страховой медицинский полис им не выдается. Но между тем и в этой сфере деятельности имеются серьезные проблемы, связанные как с несовершенством законодательства, регулирующего данные правоотношения, так и с недостаточной информированностью сотрудников.
Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 268- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу абзаца одиннадцатого части второй статьи 16 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». В соответствии с нормативными предписаниями пункта 7 статьи 2 Федерального закона [4] лица, поступающие на военную службу (за исключением военной службы по призыву) или приравненную к ней службу, а также проходящие военную или приравненную к ней службу обязаны сдать имеющийся у них полис обязательного медицинского страхования или сообщить о его утрате путем подачи соответствующего заявления в любую страховую медицинскую организацию или любой территориальный фонд лично или через своего представителя. Сроки сдачи полисов ОМС Федеральным законом прямо не определены.
Медицинская помощь в экстренной или неотложной форме оказывается сотрудникам безотлагательно [5]. Если сотрудник не входит в систему обязательного медицинского страхования, то вопрос оказания скорой медицинской помощи с финансовой точки зрения остается открытым.
Служба в органах внутренних дел всегда была связана с тяжелыми эмоциональными нагрузками, ненормированным рабочим днём и строгой дисциплиной, в связи с этим возникает необходимость в качественном оказании медицинской помощи, реабилитационном и санаторно-курортном лечении, которое оказывает благотворное влияние на психологическое и физическое состояние сотрудника.
Разработка и реализация такого рода мероприятий в системе МВД России возложена на функционирующие реабилитационные центры и реабилитационные отделения стационаров, которые оснащены специальным медицинским оборудованием, тренажерами, техникой для проведения диагностики и физиотерапии.
На членов семьи сотрудника и на лиц, находящихся на его иждивении, распространяются следующие права:
- на медицинское обеспечение в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию на общих основаниях;
- медицинское обеспечение в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. При лечении в амбулаторных условиях они обеспечиваются лекарственными препаратами для медицинского применения за плату по розничным ценам.
К важным льготам, касающиеся уже бывшего сотрудника органов внутренних уволенного со службы из органов внутренних дел с правом на пенсию и имеющему стаж службы в органах внутренних дел 20 лет и более, а также членам его семьи и лицам, находящимся на его иждивении, можно отнести предоставлено право на приобретение один раз в год путевок на лечение в санаторно-курортное или оздоровительное учреждение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел за плату в размере соответственно 25 процентов и 50 процентов стоимости путевки.
Кроме этого, право на лечение в санаторно-курортных учреждениях за плату в размере 25 процентов стоимости путевки предоставляется гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и ставших инвалидами вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученным в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.
Медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение сотрудников органов внутренних дел играет важную роль среди социальных гарантий, но вероятнее всего стоит изменить подход к получению таких услуг, поскольку они не всегда доступны и качественны.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // в Собрание законодательства РФ. — 2014. — N 31. — ст. 4398
- Федеральный закон от 19.07.2011 N 247-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116988/75ab99ef63b944733fd885d44672428bc7fb3b8f
- Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 25.11.2013 N 317-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154744/
- Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»” [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72030892/
- Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2018 г. N 1563 “О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, медицинской помощи и обеспечения их санаторно-курортным лечением” [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72030322/
- Приказ МВД России N 624, Минздрава России N 766н от 05.10.2016 (ред. от 01.06.2020) «Об утверждении формы и порядка выдачи листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.10.2016 N 44147) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_206376/