Ключевые слова : патриот, патриотизм, патриотическое воспитание, духовно-нравственное становление, любовь, привязанность.
Социально-экономические и политические изменения, затронувшие наше государство, оказали существенное влияние на социокультурную жизнь подрастающего поколения. Возникла важная проблема — патриотическое воспитание. Важность патриотического воспитания обозначена в нормативных документах, регламентирующих деятельность образовательных учреждений. Приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности и любви к Родине определяется Законом РФ «Об образовании в РФ» [10]. Необходимость формирования у детей первичных представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках задана Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [9].
Государственная политика в сфере патриотического воспитания направлена на повышение у подрастающего поколения гражданской ответственности за судьбу страны, воспитание чувства сопричастности к великой истории и культуре России, любви к Родине и семье, обеспечение преемственности поколений наших сограждан. Сегодня патриотическое воспитание интегрируется с социальный, духовно-нравственный, идеологический, военно-исторический и другими аспекты жизни общества.
Начало духовно-нравственного становления детей происходит в дошкольном возрасте, когда активное развитие получают чувства и черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом, своей страной.
Необходимость патриотического воспитания с дошкольного возраста раскрыта в работах отечественных педагогов (Ушинского К. Д. [8], Харламова И. Ф. [11] и др.).
О необходимости «заботливо выращивать чувство любви к Родине», чтобы человек не вырос «без корней в малой местности, похожий на иссушенное растение перекати-поле» писал академик Лихачёв Д. С. [4, с. 25]. Осуществляя патриотическое воспитание, следует помнить о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально и связан с его духовным миром и личными переживаниями. Патриотическое воспитание, как справедливо отмечает Лисецкая Е. В., должно стимулировать возникновение у ребенка ярких, незабываемых патриотических чувств и преобразование их в мотивы эмоционально значимой деятельности человека [3].
Мнение о низкой эффективности и сложности патриотического воспитания в дошкольном возрасте является необоснованным, поскольку сложности возникают, когда педагоги применяют к дошкольникам «взрослые» показатели проявления любви к Родине. Козлова С. А. в патриотическом воспитании старших дошкольников рекомендует использовать основы, заложенные педагогами советского периода (ориентация на краеведческий подход и общественную среду, в которой живут дети) [7].
Жуковская Р. И. патриотическое воспитание старших дошкольников рассматривает в единстве формирования патриотических знаний и воспитания отношений, поведения в ходе знакомства детей с родным краем; людьми, работающими на благо родного края; с защитниками Отечества [2].
Воспитание любви к природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, уважение к труду людей в качестве аспектов патриотического воспитания старших дошкольников рассматривают Виноградова Н. Ф. [1], Козлова С. А. [7].
Козлова С. А. рекомендует начинать патриотическое воспитание дошкольников с формирования нравственных основ личности, приучения к нравственному поведению с другими людьми, развития нравственных чувств [7]. Воспитательными средствами здесь выступают воспитание привязанности к дому, детскому саду, родителям, воспитательнице, создание взрослыми эмоционально комфортной обстановки в семье.
Патриотическое чувство начинается с отношения к самым близким людям — членам семьи. Именно в семье ребёнок открывает Родину, черпает представления о труде, долге. В старшем дошкольном возрасте ребенок понимает, что такое «родной дом». Постепенно это понятие становится шире за счет включения в себя понятий «город (село)», «край», где живёт ребенок. Так формируется понятие малой Родины. При правильно организованном воспитании понятие «родной дом» начинает включать не только место, где родился и живет ребенок, но и все страну, и наш общий родной дом Землю. Кондрыкинская Л. А. рассматривает воспитание патриотизма в тесной связи с воспитанием у ребенка привязанности, преданности, ответственности по отношению к своей Родине, ответственности за его маленькие дела и поступки [6]. Дети должны уважительно относиться к геральдическим символам страны, проявлять бережливость по отношению к труду людей, природным ресурсам.
На необходимость показывать дошкольникам привлекательные стороны его страны, города (села), воспитывать чувство привязанности к культурным ценностям обращают внимание многие педагоги. Огромное значение для патриотического воспитания имеет знакомство детей с народными традициями, национальным искусством. Для этого педагогическое воздействие должно содержать яркие образы, затрагивающие эмоциональную сферу ребенка. В первую очередь, это игрушки (в том числе, народные) и народный фольклор (игры, сказки, песни, заклички), приучение в повседневной жизни следовать народным традициям и обычаям, знакомство с декоративно-прикладным искусством, народными промыслами.
Огромную роль в патриотическом воспитании старших дошкольников играет развитие у детей интереса к своей стране. В дошкольном возрасте интерес к своей стране воспитывается посредством формирования у детей представлений об истории семьи, о заслугах родственников, их труде, природных ресурсах, земляках, внесших вклад в жизнь села, города, благосостояние Родины. Патриотическому воспитанию способствует формирование у детей представлений о том, что каждый народ имеет свою бытность, традиции, творчество, игры.
Очень важно сформировать у детей желание и умения реализовать сформированные патриотические знания в практической и воображаемой деятельности. О любви ребенка к Родине можно говорить, когда ему хочется трудиться на благо Отечества. Поэтому важно поощрять и эмоционально стимулировать ребёнка сделать что-то для других людей, детского сада, населенного пункта.
Для этого детей следует привлекать к участию в художественно-эстетической и творческой деятельности на патриотические темы, социальных проектах (например, поздравление ветеранов), общественно-полезному труду (участие в посадке деревьев возле детского сада), заботе о природе родного края.
На эффективность патриотического воспитания значительно влияет пример окружающих ребенка взрослых, в первую очередь, воспитателей и родителей. В работах Маркушина С. Е. показана зависимость между любовью к своей Родине взрослых и детей, которых они воспитывают [5]. Если взрослый любит Родину, то воспитание у детей патриотизма будет эффективным. Любящие Родину взрослые создают вокруг ребенка естественную патриотическую среду. Находясь в этой среде, ребенок с детских лет наблюдает патриотические проявления у окружающих, начинает понимать заботы своей Родины, осмысливать ее достижения, содействовать её процветанию. Это способствует тому, чтобы он рос патриотом.
Таким образом, патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста осуществляется в ходе взаимодействия взрослых и детей. Патриотическое воспитание включает раскрытие в ребенке общечеловеческих нравственных качеств, его приобщение к истокам народной культуры, природе родного края, развитие интереса к своей стране, желания реализовать себя в практической и воображаемой деятельности на благо Родины. Огромное значение в патриотическом воспитании детей принадлежит примеру окружающих ребенка взрослых.
Литература:
- Виноградова Н. Ф. Дошкольникам о родной стране / Н. Ф. Виноградова— М.: Просвещение, 2009. — 112 с.
- Жуковская Р. И. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Р. И. Жуковская — М.: Просвещение, 1985. — 268 с.
- Лисецкая Е. В. Социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования по формированию патриотизма у современных школьников. // http://www.dslib.net/: [сайт]. — URL: obw-pedagogika/socialno-pedagogicheskaja-dejatelnost-uchrezhdenij-dopolnitelnogo-obrazovanija-po.html (дата обращения: 08.04.2021).
- Лихачёв Д. С. Земля родная: кн. для учащихся / Д. С. Лихачёв — М., Просвещение, 1983. — 256 с.
- Маркушин С. Е. Воспитание патриотизма как педагогическая проблема // Вестник ОГУ., 2011, № 11 (130). — С. 196–200.
- С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)/ под ред. Кондрыкинской Л. А. — М: Сфера, 2003. — 192с.
- Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром / С. А. Козлова, С. В. Кожокарь, С. Е. Шукшина, А. Ш. Шахманова. — М.: ИНФА, 2016. — 146 с.
- Ушинский, К. Д. О народности в общественном воспитании. Собрание соч.: в 6 т. Т. 1. / К. Д. Ушинский. — М.: Педагогика, 2000. — 668 c.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. // http://www.consultant.ru: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения: 07.04.2021).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) // http://www.consultant.ru: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 07.04.2021).
- Харламов И. Ф. Педагогика: учеб. пособие / И. Ф. Харламов — М.: Гардарики, 2005. — 520 с.