Современное состояние и перспективы развития факторинга в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (359) апрель 2021 г.

Дата публикации: 21.04.2021

Статья просмотрена: 1990 раз

Библиографическое описание:

Волков, Г. Ю. Современное состояние и перспективы развития факторинга в России / Г. Ю. Волков, А. А. Максименцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 88-91. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80224/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье проведен анализ российского рынка факторинга по состоянию на конец 2020 года, рассмотрены основные направления и тенденции развития факторинговой формы финансирования на современном этапе развития мировой экономики.

Ключевые слова: факторинг, факторинговый портфель, дебиторская задолженность, цифровизация факторинговых сделок.

This article analyzes the Russian factoring market as of the end of 2020, considers the main directions and trends in the development of the factoring form of financing at the current stage of development of the world economy.

Key words: factoring, factoring portfolio, accounts receivable, digitalization of factoring transactions.

В современных условиях развития мировой экономики у продавцов товаров и услуг все чаще возникает потребность предоставлять своим клиентам товарные кредиты, рассрочки или отсрочки платежей. Данная тенденция связана с неспособностью некоторых клиентов сразу и в полном объеме оплатить дорогостоящий товар или услугу. В этой связи у поставщика возникает проблема, связанная с недостатком финансирования на период предоставленной покупателю отсрочки. Разрешить подобного рода проблемы позволяет такая форма финансирования, как факторинг.

Факторинг представляет собой комплекс финансовых услуг по управлению дебиторской задолженностью, предоставляемый специализированной факторинговой компанией в обмен на уступку долговых обязательств. Факторинг можно рассматривать как реальную альтернативу кредиту, позволяющую компании своевременно пополнять оборотный капитал и сохранять должный уровень экономической активности.

Чаще всего к факторингу прибегает малый и средний бизнес, находящийся на ранних стадиях своего развития, так как у крупных организаций редко возникают проблемы финансирования на период предоставленной покупателю отсрочки платежа. Кроме того крупные компании, как правило, имеют в своем штате специалистов, в задачу которых входит анализ и управление рисками, в том числе и управление дебиторской задолженностью, что в итоге обходится им дешевле применения факторинга.

Факторинг оказывает положительное влияние на экономические показатели: повышаются показатели ликвидности, сокращается средняя величина дебиторской задолженности и уменьшается срок ее оборачиваемости, сокращается финансовый цикл. Также расходы на факторинг в полном объеме относят на себестоимость, что приводит к уменьшению налоговой базы по налогу на прибыль.

В настоящее время популярность факторинговых услуг растет по всему миру: число факторинговых компаний только за последние 7 лет увеличилось в 4 раза, а совокупный объем мирового рынка факторинга, по оценкам Adroit Market Research, к 2025 г. может достигнуть $9,28 трлн.

В России популярность факторинговой формы финансирования также возрастает.

Особенно бурный рост факторинг продемонстрировал в период 2016–2017 гг., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 41 %. Основной вклад в развитие рынка тогда внесли компании, занимающиеся оптовыми продажами в корпоративном секторе экономики.

Динамика рынка факторинга в России [1]

Рис. 1. Динамика рынка факторинга в России [1]

Если говорить о современных реалиях развития факторинга, то, несмотря на пандемию коронавируса, повлекшую за собой остановку многих производств и спад экономики в целом, данная отрасль чувствовала себя на российском рынке вполне комфортно.

Так российский рынок факторинга завершил 2020 г. заметно лучше изначальных прогнозов: объем выплаченного финансирования за 12 мес. составил 3,87 трлн. руб., увеличившись, таким образом, на 755 млрд. руб. или на 24 % после повышения на 18 % годом ранее. Совокупный портфель прибавил 37 % против 32 % в 2019 г., составив на конец 2020 г. 1,1 трлн. руб.

Факторинговый портфель по-прежнему растет быстрее других сегментов финансирования предпринимательской деятельности, включая кредитование малого и среднего бизнеса. Так, несмотря на спад экономики, число активных клиентов факторинга в 2020 г. выросло на 13 % до 9 357, при этом на долю субъектов малого и среднего бизнеса в клиентской базе рынка пришлось более 61 % всех заключенных сделок.

Также необходимо особо выделить продолжившуюся в 2020 г. тенденцию укрупнения сделок: средняя сумма сделки увеличилась на 24 % — с 279 тыс. до 343 тыс. руб.

Увеличение объемов факторингового финансирования на российском рынке по итогам 2020 г. во многом было обусловлено удлинением сроков расчетов между контрагентами, связанным с падением выручки и невозможностью со стороны дебиторов быстро и в срок рассчитаться по своим обязательствам. Об этом может говорить увеличение кредиторской задолженности в 2020 г. на 11,5 трлн. руб. (на 22 %). Таким образом, можно сделать вывод о том, что рынок факторинга стал одним из немногих бенефициаров пандемии коронавируса.

Анализируя структуру портфелей факторов по итогам 2020 г., можно отметить увеличение доли активов по договорам без права регресса до 78,7 % (в 2019 г — 76,8 %), и снижение финансирования с регрессом до 17,3 % (в 2019 г. — 22,3 %). Данный факт свидетельствовал о стремлении поставщиков полностью избавиться в кризисных условиях от риска дефолта покупателя. Вопреки негативным прогнозам, совокупный объем портфеля международных сделок увеличился до 4 % (в 2019 г. — 0,8 %).

Согласно полученным данным об отраслевой структуре портфелей фактор-фирм, наибольший объем кредитного риска в 2020 г. по-прежнему сконцентрирован в добывающем секторе (121 млрд. руб.). Также следует отметить резкий рост портфеля (с 33 до 105 млрд. руб.) в производстве машин и оборудования, химии и нефтехимии (с 30 до 93 млрд. руб.).

В приведенной ниже таблице нами были отражены динамика и объем отраслевого факторингового портфеля по итогам 2020года.

Таблица 1

Объем и динамика факторинга по отраслям [5]

Необходимо также отметить, что наибольшее число клиентов сконцентрировано в секторе торговли продуктами питания (927 компаний, против 859 в 2019 г.), непродовольственными товарами (791, против 588), и строительстве (519, против 252).

Согласно данным налоговых органов, по итогам 2020 г. факторинговые компании отчитались в получении доходов на сумму 58,6 млрд. руб., что на 8 % выше показателя 2019 г. Половина всех доходов пришлась на компанию ВТБ-Факторинг, являющуюся на протяжении последних лет лидером рынка.

Таблица 2

Факторинговый портфель на 31.12.2020 г. [1]

По прогнозам экспертов, спрос на факторинговые услуги продолжит активный рост и в 2021 г. Участники рынка ожидают, что совокупный портфель российского факторинга увеличится к 2022 г. на 27 %, достигнув 1,4 трлн. руб. В свете кризисной ситуации, сложившейся на рынке во время пандемии, многие факторы видят для себя большой потенциал для развития.

С нашей точки зрения, в числе определяющих причин, стимулирующих поступательный рост совокупного спроса на факторинг, можно обозначить:

  1. Доступную стоимость факторингового финансирования в сравнении с кредитами. Некоторые участники факторингового рынка еще в 2019 г. снизили ставки до 9 % годовых;
  2. Наличие государственной поддержки экспортного факторинга, а также отмену в 2020 г. моратория на банкротства и увеличением отсрочек платежей до 120–180 дней;
  3. Цифровизацию факторинга и рост конкуренции среди факторов, что также оказывает влияние на снижение цены обслуживания.

Принимая во внимание реалии постиндустриальной экономики, в настоящее время особый акцент делается именно на развитие электронных факторинговых услуг.

Благодаря существенным инвестициям государства в цифровизацию экономики, стремительную популярность среди предпринимателей набирают факторинговые онлайн-платформы. Благодаря их использованию существенно упрощается процесс заключения и реализации сделки — от клиента требуется только доступ в Интернет и наличие электронной подписи. Одной из наиболее популярных факторинговых платформ в РФ является FactorPlat, с использованием которой в 2018 г. было профинансировано 1 млн. поставок против 546 тыс. сделок в 2017 г.

Помимо онлайн платформ, Интернет может предложить факторам целые архивы детальной информации о многих крупных предприятиях, благодаря чему стало возможным проводить скоринг (оценку потенциальных клиентов) еще до обращения клиента в фактор-фирму. Создание и расширение подобных баз данных позволит существенно сократить как временные, так и финансовые издержки факторов на оценку своих потенциальных клиентов, что в итоге сможет привести к еще большему снижению стоимости оказываемых факторинговых услуг.

Анализируя российский рынок факторинга, и определяя перспективы его развития, необходимо принять во внимание тот факт, что в сравнении с развитыми странами Европы и США, рынок факторинга в России находится на начальном этапе своего развития. На наш взгляд можно выделить следующие факторы, отрицательно влияющие на развитии факторинга в РФ:

1) Низкая финансовая грамотность предпринимателей;

2) Высокая степень управленческих и внутристрановых рисков;

3) Недостаточность кредитной истории фактор-фирм;

4) Несовершенство российского законодательства.

Кроме того, не следует забывать о таком немаловажном факторе как уровень процентных ставок в стране. Учитывая во внимание повышение ключевой ставки до 4,5 % 19 марта 2021 г., а также риторику ЦБ, касательно ужесточения денежно-кредитной политики, можно говорить о возможном сокращении спроса на заемные средства в целом, и факторинг в частности.

Однако данный факт, по нашему мнению, вряд ли окажет существенное влияние на развитие российского рынка факторинга — в худшем случае произойдет незначительное снижение темпов роста заключаемых сделок, что в целом не повлияет на развитие данной отрасли.

Таким образом, многие компании в 2020 г. сумели по достоинству оценить преимущества факторинга и вряд ли откажутся от данного вида финансирования. Подспорьем рынку в ближайшие годы станут дальнейшее увеличение среднего размера и срока поставки, ускорение цифровизации бизнеса и рост проникновения факторинга в сегмент МСБ.

Литература:

  1. Ассоциация факторинговых компаний (АФК) // Информационный обзор рынка факторинга по итогам 2020 года // Режим доступа: https://asfact.ru/wp-content/uploads/2021/02/AFC-Y2020_open.pdf
  2. Бакирова Н. В. и др. Факторинг как метод управления финансовыми рисками на современном этапе развития российской экономики //Sochi Journal of Economy. — 2019. — Т. 13. — №. 2. — С. 109–118.
  3. Власова Ю. А., Щукина В. И. Развитие электронного факторинга в России // Под редакцией д-ра техн. наук, проф. ВЕ Гринева. — С. 88.
  4. Петренко А. С., Мельникова И. М. Перспективы развития факторинга в РФ //Вестник ИМСИТ. — 2020. — №. 2. — С. 65–67.
  5. Рышков Д., Доронкин М. — Факторинг в России Совместный проект НКР и Ассоциации факторинговых компаний (АФК) // Режим доступа: https://asfact.ru/wp-content/uploads/2021/03/NCR_Factoring_Mar2021.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): дебиторская задолженность, российский рынок факторинга, факторинг, Россия, факторинговый портфель, мировая экономика, полный объем, российский рынок, совокупный портфель, факторинговое финансирование.


Ключевые слова

дебиторская задолженность, факторинг, факторинговый портфель, цифровизация факторинговых сделок

Похожие статьи

Современное состояние и перспективы развития рынка лизинга в РФ

В данной статье проведен анализ российского рынка лизинга, рассмотрены основные тенденции и проблемы развития лизинговой формы финансирования в России на современном этапе.

Основные тенденции развития отечественного фондового рынка

В статье рассматриваются наиболее значимые процессы и события, сопровождающие развитие российского фондового рынка в 2020 году, проводится анализ применения отдельных технологий биржевой торговли, приводятся некоторые направления по смягчению влияния...

Российский кредитный рынок: современное состояние, проблемы и перспективы

В статье рассмотрены основные проблемы кредитования в России, также проведен анализ динамики объема кредита на 2023 г. В основе изучения российского кредитного рынка лежат исследования различных работ отечественных авторов.

Анализ развития российского финансового рынка

В данной работе представлен анализ структуры российского финансового рынка, а также тенденций его развития. Главной целью исследования является изучение с помощью регрессионного анализа влияния экономических факторов на степень вовлеченности населени...

Влияние внешних факторов на развитие рынка логистических услуг в России

В статье анализируется влияние современного кризиса на развитие рынка логистических услуг. Сделан вывод о росте в течение 2020 года количества мелких логистических компаний и даже улучшении финансового положения некоторых из них.

Тенденции развития международных розничных торговых сетей в России в условиях глобализации экономики

В статье рассмотрены актуальные вопросы эффективности развития международных розничных торговых сетей в России, представлены основные факторы, привлекающие международные торговые сети на Российский рынок и проблемы, с которыми приходится им сталкиват...

Тенденции развития мирового финансового рынка

В работе представлена структура мирового финансового рынка и проанализирован кругооборот финансовых ресурсов, определены основные участники мирового финансового рынка. Работа направлена на анализ тенденций развития мирового финансового рынка и изучен...

Влияние цифровизации на деятельность коммерческих банков

Целью статьи является изучение влияния цифровизации на трансформацию банковской системы с учетом современных тенденций инновационного развития. В статье анализируется влияние ключевых факторов на развитие цифровой экономики.

Тенденции интернет-маркетинга в России и за рубежом

В статье раскрываются новые тенденции в области маркетинга, описаны основные инструменты воздействия на потребителей в Российской Федерации и за рубежом. Показаны результаты оценки рекламного рынка России и перспективы его развития.

Особенности развития рынка ипотечного кредитования в РФ

Статья посвящена теоретическим аспектам дефиниции ипотечного кредитования, а также его роли в социально-экономической сфере жизни общества. Представлен анализ состояния и развития рынка ипотечного кредитования на современном этапе.

Похожие статьи

Современное состояние и перспективы развития рынка лизинга в РФ

В данной статье проведен анализ российского рынка лизинга, рассмотрены основные тенденции и проблемы развития лизинговой формы финансирования в России на современном этапе.

Основные тенденции развития отечественного фондового рынка

В статье рассматриваются наиболее значимые процессы и события, сопровождающие развитие российского фондового рынка в 2020 году, проводится анализ применения отдельных технологий биржевой торговли, приводятся некоторые направления по смягчению влияния...

Российский кредитный рынок: современное состояние, проблемы и перспективы

В статье рассмотрены основные проблемы кредитования в России, также проведен анализ динамики объема кредита на 2023 г. В основе изучения российского кредитного рынка лежат исследования различных работ отечественных авторов.

Анализ развития российского финансового рынка

В данной работе представлен анализ структуры российского финансового рынка, а также тенденций его развития. Главной целью исследования является изучение с помощью регрессионного анализа влияния экономических факторов на степень вовлеченности населени...

Влияние внешних факторов на развитие рынка логистических услуг в России

В статье анализируется влияние современного кризиса на развитие рынка логистических услуг. Сделан вывод о росте в течение 2020 года количества мелких логистических компаний и даже улучшении финансового положения некоторых из них.

Тенденции развития международных розничных торговых сетей в России в условиях глобализации экономики

В статье рассмотрены актуальные вопросы эффективности развития международных розничных торговых сетей в России, представлены основные факторы, привлекающие международные торговые сети на Российский рынок и проблемы, с которыми приходится им сталкиват...

Тенденции развития мирового финансового рынка

В работе представлена структура мирового финансового рынка и проанализирован кругооборот финансовых ресурсов, определены основные участники мирового финансового рынка. Работа направлена на анализ тенденций развития мирового финансового рынка и изучен...

Влияние цифровизации на деятельность коммерческих банков

Целью статьи является изучение влияния цифровизации на трансформацию банковской системы с учетом современных тенденций инновационного развития. В статье анализируется влияние ключевых факторов на развитие цифровой экономики.

Тенденции интернет-маркетинга в России и за рубежом

В статье раскрываются новые тенденции в области маркетинга, описаны основные инструменты воздействия на потребителей в Российской Федерации и за рубежом. Показаны результаты оценки рекламного рынка России и перспективы его развития.

Особенности развития рынка ипотечного кредитования в РФ

Статья посвящена теоретическим аспектам дефиниции ипотечного кредитования, а также его роли в социально-экономической сфере жизни общества. Представлен анализ состояния и развития рынка ипотечного кредитования на современном этапе.

Задать вопрос