В статье рассматриваются основы организации профориентационной работы в городе Нижневартовске. Вопросы проблемы профессионального самоопределения молодежи и подходы их решения.
Ключевые слова: профессия, подход, рынок труда, профориентационная работа, профессиональное самоопределение.
В мире профессий ежегодно появляются около 500 новых профессий и многие из них имеют актуальность лишь 5 -10 лет, а в дальнейшем либо теряют свою значимость, либо меняются до неузнаваемости. Также нужно учитывать стремление и потребности людей в смене профессии или повышении квалификации. Для этого нужно развивать способности к самосовершенствованию, самопознанию, самореализации и рефлексии это является необходимыми условиями образования и подготовки молодежи к профессиональному самоопределению.
В «Законе об образовании РФ» подчеркнуто, что одним из важнейших показателей эффективности модернизации российского образования является успешность профессиональной ориентации.
Вся сущность профориентации не только помочь молодежи определится с профессией, но и сформировать систему занятости в будущем так, как молодежь — это будущие конкурентоспособные специалисты. Поэтому проведение специальных занятий по профориентации таких как: встречи со студентами, с профконсультантами, работниками центров занятости способствуют помощи в определении себя в сфере профессий.
Профориентация берет на себя ответственность по каждому направлению за:
– выбор образовательных курсов,
– обучение,
– занятие предпринимательством,
– трудоустройство,
– повышение квалификации,
– индивидуальную адаптацию,
– выявление одаренных студентов, студентов с более слабыми навыками и помощь в развитии сильных [6].
В Нижневартовске все больше количество учащихся учебных заведений после окончания 9–11 классов изъявляют желанием получить профессию.
Но за 2020 год было выпущено 2305 (за 2019 2114) выпускников высшего и среднего образования из них трудоустроились 38 % (за 2019 г 40 %) выпускников и не трудоустроились работать про профессии 14 % (за 2019 г 13 %), либо не определились с трудоустройством их доля составляет 24 % (за 2019 г. 19 %). Выпускники, работающие по специальности, составляют 24 % (за 2019 г 28 %).
С чем это связано?
Такое количество может быть связано с такими факторами как:
– профессию выбирали родители,
– не желание сдавать ЕГЭ и выбор пал на любую профессию,
– не прошел проходной бал по той специальности, по которой хотел или во время учебы потерял интерес к профессии;
– неподготовленность учителей и других практических работников к ее реализации и др.
Важность преодоления указанных недостатков и проблем актуализировали необходимость создания новых подходов к профориентационной работе в образовательных организациях с учетом потребностей рынка труда и образовательно-профессиональных запросов молодежи.
В данный период времени часто используют такие подходы к профессиональной ориентации молодежи, как:
Информационный подход реализации профориентации.
Данный подход позволяет обеспечить необходимой информацией о востребованных и новых профессиях, а также предоставляет информацию о профессионально направленных учебных заведениях, о рынке труда и о том как планировать свою карьеру.
В школах с выпускниками проводят встречи со специалистами, представителями различных вузов и организаций, презентации, семинары, посвященные профориентационной тематике.
Но в организации профориентационной работы принимают участие не только организации системы образования, но и Департамент труда и занятости населения ХМАО-Югры. Был разработан и реализуется проект «Выбор за тобой», в котором содержится комплекс мероприятий информационной направленности для выбора будущей профессии, учебного заведения и трудоустройства выпускников. В рамках проекта в школах размещены информационные стенды, проводятся экскурсии на предприятия, классные часы, круглые столы, профориентационные игры, выставки и конкурсы рисунков, другие мероприятия.
Реализацией информационного подхода в городе занимается «Нижневартовский центр занятости населения», вузы и колледжи, проводится ярмарки вакансий, учебных и рабочих мест с целью широкого привлечения работодателей к представлению имеющихся у них вакантных рабочих мест, а потенциальных работников — к поиску подходящей для них работы.
В Нижневартовске по данным центра занятости пройдет 49 ярмарок вакансий рабочих мест: 32 мини-ярмарки вакансий; 16 специализированных мини-ярмарок вакансий; 1 специализированная мини-ярмарка вакансий (тематическая);
Профсоюзы города также участвуют в вопросе профориентации среди несовершеннолетних граждан, ориентируя их на получение профессии, имеющей спрос на рынке труда и ознакомление с особенностями деятельности организации.
Также два раза в год проводится мероприятие «День открытых дверей». На данном мероприятии учебные заведения профессиональной направленности приглашают абитуриентов и их родителей, и всех желающих получить профессиональное образование. По итогу мероприятия можно узнать о том, как проходит учеба, в каких условиях проходит обучение и какие перспективы ожидают их после окончания вуза.
Помимо мероприятий существуют сайты, содержащие информацию об учебных заведениях, описания профессий, полезные статьи, рейтинги вузов и специальностей, обзоры рынка труда, интернет-форумы, поисковые системы в интернете — банки вакансий для соискателей и работодателей. С этой информации можно ознакомится сайте «Нижневартовский центр занятости населения», на сайтах учебных заведений города, АУ «Институт развития образования», объединение работодателей Югры и др.
Следующий подход это диагностико-консультационный. Этот подход подразумевает индивидуальную работу с выпускником, сопоставление его особенностей и требования к профессии.
Кроме учебных заведений, такие работы проводит организация «ИнПро» в Нижневартовске. Специалисты данного центра помогают с выбором профессии онлайн на сайте и очно в Нижневартовске, организуя групповые или индивидуальные занятия. Эта актуально как для учащихся с 5–8 класс, так и для с 9–11 класс, которым в ближайшее время предстоит поступление в колледж или ВУЗ. Помимо учащихся в общеобразовательных учреждениях обращаются студенты вузов и колледжей, которые в процессе учёбы потеряли интерес к профессии или со временим поняли, что неправильно выбрали направление деятельности.
В центре занятости населения В 2021 году предоставлено 3048 профориентационных услуг из них 550 подросткам. Для центра важными направлениями профориентации являются: ознакомить с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, а также предоставление рекомендаций о возможных направлениях профессиональной деятельности и оказание помощи в профессиональном самоопределении, определение профессиональной готовности к конкретной профессии.
На территории Нижневартовска организует свою деятельность организация «Vместе». Их деятельность направлена на о профессиональное самоопределение, знакомство с профессиями, получение возможность встретиться с мастерами своего дела, выделение акцента на предметах, которые являются максимально привлекательными для ученика, определение вузов и критериев, которые являются наиболее значимыми в каждом отдельном случае.
Таким образом подход применяется в профориентации для выбора профильного обучения, учебного заведения, профессии, сферы деятельности, карьерного консультирования и т. п. Диагностико-консультационные методы применяются в сфере HR для отбора кандидатов, аттестации сотрудников, формирования команды, исследования степени удовлетворенности персонала и т. п.
Развивающий подход формирует знания умения и навыки, необходимые для овладения той или иной профессией и успешного трудоустройства.
Для реализации данного подхода проводятся тренинги личностного роста, тренинги повышения учебной и трудовой мотивации, квест-игры, профориентационные тренинги и др.
К примерам таких мероприятий можно отнести квест-игру «Пришел! Увидел! Поступил!», которую проводил НВГУ для будущих абитуриентов. Участники посетили пять станций, символизирующих профили подготовки факультета: социальная работа, психология, психология и социальная педагогика, дошкольное образование и начальное образование. В мероприятии приняли участие более 30 школьников города. В ходе игры абитуриенты узнали о направлениях подготовки, перспективах обучения и возможностях трудоустройства после получения диплома. Также в том же образовательном учреждении проходил окружном форуме Soft Skills. Под руководством приглашенных спикеров участники узнали, как создавать социальные проекты и работать в команде, как стать наставником, развить свой эмоциональный интеллект и лидерские качества.
Мастер-классы ведущих профессоров и педагогов учебных заведений Российской Федерации и автономного округа для обучающихся и преподавателей учреждений дополнительного образования, подведомственных управлению культуры администрации города
Развивающий подход актуален как для подростков, так и для взрослых. Подросткам он помогает преодолеть неуверенность в себе, чувство неопределенности, разобраться в себе.
Последний подход не мало важный — это активизирующий подход. Благодаря ему формируется внутренняя готовность к самостоятельному и осознанному построению своего профессионального и жизненного пути.
На сегодняшний день в Нижневартовске органы местного самоуправления города совместно с объединением работодателей и объединением организации профсоюза города разрабатывают и реализуют программы развития рынка труда и трудовых ресурсов при использовании программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ на основе договора с образовательными организациями, реализующие программы высшего и среднего профессионального образования с дальнейшим трудоустройством выпускников по полученной специальности, квалификации.
Объединение работодателей Югры принимает участие в общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, проведении сертификации квалификаций выпускников колледжей, тем самым способствует мотивации профессионального развития студентов, их трудоустройству и профессиональной адаптации в рабочем коллективе.
На портале «Работа в России» действует программа оплачиваемых стажировок для студентов. Вы можете выбрать для себя нужное направление, регион и город, подать резюме, проверить трудовой договор на соответствие законодательству, пройти тест на профориентацию и обучение, узнать подробнее о программе повышения трудовой мобильности. На портале доступны вакансии от крупнейших организаций страны, в том числе и для лиц с ограниченными возможностями
Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Содействие занятости населения в Югре на 2018–2025 годы и на период до 2030 года» и о порядке организации стажировки выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в возрасте до 25 лет.
Эта программа предусматривает возмещение организации-работодателю части заработной платы выпускника, так как не все работодатели готовы принять на работу человека без трудового стажа.
Программой предусмотрена доплата организации-работодателю за каждого принятого на работу выпускника. Вчерашний студент проходит стажировку в течение 5 месяцев на предприятии, получающем дотацию на зарплату стажера, за ним закрепляется наставник, который контролирует учебно-рабочий процесс и помогает новичку получше освоить выбранную им специальность. По истечении периода стажировки, если руководство посчитает необходимым, молодой специалист останется работать на предприятии. Если вакантных мест не окажется, у него будет опыт работы и рекомендательное письмо от наставника, что поможет ему в дальнейшем. В прошлом году каждый третий выпускник, обратившийся в ЦЗ в поисках работы, смог трудоустроиться [2].
ПАО Сбербанк совместно со Стэнфордским центром профессионального развития реализует образовательную программу по обучению студентов, аспирантов, научных сотрудников и преподавателей по технологическому предпринимательству.
К активизирующе-развивающим подходам также можно отнести прохождение практики, стажировки и т. п., в процессе которой человек может попробовать себя в нескольких областях и выбрать наиболее предпочтительную.
Таким образом, профориентация — это помощь будущего профессионального становления для молодежи. Она помогает определиться, адаптироваться в обществе и повышает конкурентоспособность на рынке труда. Для эффективности профессиональной ориентации молодежи необходимо использовать основных рассмотренных подходах или иначе профориентация будет однобокой, или после прохождения профориентации будет сделан неправильный выбор, а может не будет сделан вовсе.
Очень важно, чтобы каждый человек правильно выбрал свою будущую профессию с учетом своих индивидуальных особенностей, которые выражены в его физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте, и с учетом его творческих способностей.
Литература:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 24 марта 2021 года) URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617?section=text
- Департамент труда и занятости населения. Программа «Содействия занятости населения в ХМАО-Югре на 2018–2025 годы и на период до 2030 года» URL: https://deptrud.admhmao.ru/gosudarstvennye-programmy/
- Концепция развития системы профессиональной ориентации молодежи и организации сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на 2016–20120 годы. URL: https://psoch1.86.i-schools.ru/files/Attestaciya/Kalinichenko/_18_.PDF
- Нижневартовский центр занятости населения. URL: https://rabota-nvczn.ru/grazhdan/services_yarmarka/
- Амбарова П. А., М. В. Немировский. Новые подходы к профессиональной ориентации в школе в условиях изменяющегося мира профессий // Образование: вызовы нового времени 2020. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/80855/1/iurp-2020–195–21.pdf
- Болдина М/ А/, Деева Е. В. Подходы к организации профориентационной работы в образовательном учреждении // Вестник ТГУ. 2017. № 1 (165). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-organizatsii-proforientatsionnoy-raboty-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii
- Чистякова С. Н. Системная организация педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях социально-экономических перемен // КПЖ. 2017. № 1 (120). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnaya-organizatsiya-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-professionalnogo-samoopredeleniya-obuchayuschihsya-v-usloviyah