В данной статье рассматриваются примеры использования в дошкольной образовательной организации средств информационно-коммуникативных технологий в области физического развития инструктором по физической культуре.
Ключевые слова: дошкольное образование, средства ИКТ, физическое развитие.
Одной из основных задач дошкольных образовательных организаций (ДОО) в настоящее время является оптимизация и модернизация оздоровительной деятельности.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании — это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, сети Интернет, телевизора, видео-, аудиоаппаратуры, мультимедиа, т. е. всего того, что может представлять широкие возможности для познавательного развития [7, с. 132].
Стремительное развитие инновационных процессов в образовательных организациях обусловлены современными требованиями к системе образования, что отражено в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Правовые нормы в части информатизации отражены в ст. № 16, № 18, № 29, № 97.
Говоря об этой проблеме, К. П. Зайцева, ссылаясь на Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог», отмечает: «Одним из требований в Профессиональном стандарте «Педагог» является систематическое повышение своего профессионального уровня, проектирование роста профессиональной компетентности — всё это является следствием постоянного изменения норм в сфере образования, тем самым актуализируя проблему формирования у педагогов ДОО способов работы с средствами ИКТ» [2, с. 48].
В настоящее время без наличия информационных технологий, цифровой среды — существование ДОО невозможно. Вся «жизнь» ДОО, можно сказать, уже находится в сети Интернет. Например, у каждой ДОО есть собственный сайт, где отражена ее деятельность, нормативные акты и др.; документация педагогов попутно с бумажными носителями заполняется в электронном виде; самообразование педагогов, связь с родителями — в большинстве случаев проводится при помощи «Всемирной паутины».
Цифровое образование давно уже проникло и в образовательный процесс. Нередко педагоги пользуются средствами ИКТ (выход в сеть Интернет для демонстрации видеороликов или прямых трансляций, участие в онлайн-олимпиадах, использование интерактивной доски и пр.) на занятиях.
Дошкольный возраст — сензитивный период в жизни человека. В этот период закладываются основы здорового образа жизни, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту [1, с. 246].
Поколения детей с каждым годом меняются, должен меняться и формат занятий. Сегодня активно используются средства ИКТ в области физического развития детей.
По мнению Казакова Ш. Н., значительными преимуществами использования ИКТ в процессе физкультурно-оздоровительной работы являются:
– приобретение процессом физического развития более разнообразного, насыщенного характера;
– воздействие на различные психические процессы детей: восприятие, мышление, память и др.;
– повышение эстетичности оформления физкультурно-оздоровительных мероприятий;
– способствование адаптации и социализации ребенка, формирование информационной культуры.
Педагог, используя в работе мультимедиа-презентации или интерактивные игры (в основе которой лежит проблемная ситуация), помогает, направляет и поддерживает детскую инициативу [3, с. 83].
В своей работе средства ИКТ, а именно, мультимедийные презентации, аудиосопровождение, интерактивные игры, мы используем в работе с детьми, начиная с младшей группы детского сада.
Обратим внимание на использованиемультимедиа-презентаций (далее — презентаций) на занятиях по физическому развитию, как на одно из основных направлений развития ИКТ.
Презентация — это набор слайдов и спецэффектов (слайд-фильм), раздаточные материалы, а также конспект и план доклада, хранящиеся в одном файле некоторого программного обеспечения [5, с. 3].
Презентация выполняет множество функций и обладает множеством преимуществ. На наш взгляд, ключевыми чертами презентации для образовательной деятельности в работе Г. П. Катунина являются:
– Образовательная функция. Блоки образовательного материала повышают эффективность обучения при умелом введении в них мультимедийных элементов. Презентации дают возможность представить информацию не только в удобной для восприятия последовательности, но и эффектно сочетать звуковые и визуальные образы, которые создадут позитивное отношение к представляемой информации.
– Наглядность. Изучаемый материал можно реалистично продемонстрировать с помощью современных графических и видео технологий мультимедиа-презентаций.
– Интерактивность. Возможность непосредственно управлять ходом презентации, выбрать нужный для представления блок информации дают возможность фокусировать внимание на ключевых моментах [4, с. 8].
Презентации на физкультурных занятиях можно подготавливать на любые темы: «Виды спорта», «День защитника Отечества», «Зимние забавы» и пр.
На данный момент широкое применение на занятиях по физической культуре нашли интерактивным играм.
Д. М. Соколова, ссылаясь в своей работе на Ю. С. Городову, отмечает, что ин терактивная игра —это активная обучающая игра, основным методом проведения которой является интервенция, то есть вмешательство, а также процесс социального взаимодействия участников игры с компьютером, планшетом, доской и т. д. Такие игры имеют ряд преимуществ:
– активизируют внимание детей,
– развивают ассоциативное мышление,
– мотивируют познавательный интерес,
– способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомления,
– делают процесс обучения простым и интересным [6, с. 428].
Интерактивные игры мы используем на физкультурных досугах, тематических мероприятиях. В ходе интерактивных игр к детям приходят сказочные персонажи, которые просят выполнить определенные задания, провести вместе с ними зарядку.
Сегодня очень популярна социальная сеть «Инстаграм». Просматривая ленту сети, мы можем увидеть, что блогеры выполняют задание на видеокамеру и размещают данную информацию у себя на странице, а затем предлагают повторить это задание своему знакомому или неограниченному кругу пользователей (челлендж) [8]. То есть, в данном челлендже мы можем увидеть некие соревнования между людьми. Такую форму взаимодействия мы можем применить и в детском саду. Такую возможность мы использовали в период дистанционного обучения в 2020-м году. Совместно с воспитателями и семьями воспитанников мы обсудили, что нужно для записи челленджа. Родители активно поддержали данную идею. Цель челленджа: показать, как дети занимаются спортом дома. Одной из групп было предложено запустить челлендж «Дома мы не унываем и про спорт не забываем», где дошкольники демонстрировали выполнение определенных физических упражнений, элементы движений из различных видов спорта и пр. И далее, по цепочке, эстафета («вызов») передавалась последующим группам. Каждая группа старалась продемонстрировать свои особые умения, быть более оригинальной, чем остальные. Каждая группа была по-своему уникальной, дети узнали друг о друге много интересного. Немаловажно и то, что большинство детей занимается спортом совместно с родителями, следовательно, важен авторитет родителя в становлении позитивного отношения ребенка к спорту.
Таким образом, интеграция видов деятельности на одном занятии позволяют существенно развить компетенции ребенка.
Применение современных средств ИКТ позволяет сделать физкультурное занятие современным, интересным, дающим мотивацию для детей. Но, показ презентаций и применение интерактивных игр на занятиях стоит ограничивать, так как, на наш взгляд, постоянное их применение влечет потерю интереса к традиционной форме занятия: для детей занятия физической культурой будут тождественны игре, будет теряться смысл оздоровительного эффекта упражнений, отношение к здоровью, как к ценности, будет терять смысл, появится нехватка времени на важные составные части занятия.
Литература:
- Гурьев, С. В. Современный взгляд на физическое воспитание детей дошкольного возраста / С. В. Гурьев. — Текст: непосредственный // NOVAINFO.RU. — 2016. — № № 51. — С. 246–259.
- Зайцева, К. П. Модель подготовки работников дошкольных образовательных учреждений к овладению ИКТ в образовательных областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие» / К. П. Зайцева. — Текст: непосредственный // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования. — Челябинск: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2019. — С. 48–51.
- Казаков, Ш. Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе физического воспитания дошкольников / Ш. Н. Казаков. — текст: непосредственный // Проблемы науки. — 2020. — № 6 (54). — С. 83–86.
- Катунин, Г. П. Создание мультимедийных презентаций. Учебное пособие / Г. П. Катунин. — Новосибирск: Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2021. — 221 c. — Текст: непосредственный.
- Качановский, Ю. П. Технологии создания мультимедийных презентаций в Microsoft Powerpoint / Ю. П. Качановский, А. С. Широков. — Липецк: Липецкий государственный технический университет|ЭБС АСВ, 2014. — 38 c. — Текст: непосредственный.
- Соколова, Д. М. Интерактивные игры в программе Microsoft PowerPoint / Д. М. Соколова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № № 24 (314). — С. 428.
- Ставцева, Ю. Г. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении / Ю. Г. Ставцева. — текст: непосредственный // психолого-педагогический журнал Гаудеамус. — 2015. — № 1 (25). — с. 132–137.
- Челлендж. — Текст: электронный // Википедия: [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Челлендж (дата обращения: 19.04.2021).