Применение ИКТ в физическом развитии дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (359) апрель 2021 г.

Дата публикации: 20.04.2021

Статья просмотрена: 2319 раз

Библиографическое описание:

Федотов, Н. О. Применение ИКТ в физическом развитии дошкольников / Н. О. Федотов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 305-307. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80230/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье рассматриваются примеры использования в дошкольной образовательной организации средств информационно-коммуникативных технологий в области физического развития инструктором по физической культуре.

Ключевые слова: дошкольное образование, средства ИКТ, физическое развитие.

Одной из основных задач дошкольных образовательных организаций (ДОО) в настоящее время является оптимизация и модернизация оздоровительной деятельности.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании — это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, сети Интернет, телевизора, видео-, аудиоаппаратуры, мультимедиа, т. е. всего того, что может представлять широкие возможности для познавательного развития [7, с. 132].

Стремительное развитие инновационных процессов в образовательных организациях обусловлены современными требованиями к системе образования, что отражено в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Правовые нормы в части информатизации отражены в ст. № 16, № 18, № 29, № 97.

Говоря об этой проблеме, К. П. Зайцева, ссылаясь на Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог», отмечает: «Одним из требований в Профессиональном стандарте «Педагог» является систематическое повышение своего профессионального уровня, проектирование роста профессиональной компетентности — всё это является следствием постоянного изменения норм в сфере образования, тем самым актуализируя проблему формирования у педагогов ДОО способов работы с средствами ИКТ» [2, с. 48].

В настоящее время без наличия информационных технологий, цифровой среды — существование ДОО невозможно. Вся «жизнь» ДОО, можно сказать, уже находится в сети Интернет. Например, у каждой ДОО есть собственный сайт, где отражена ее деятельность, нормативные акты и др.; документация педагогов попутно с бумажными носителями заполняется в электронном виде; самообразование педагогов, связь с родителями — в большинстве случаев проводится при помощи «Всемирной паутины».

Цифровое образование давно уже проникло и в образовательный процесс. Нередко педагоги пользуются средствами ИКТ (выход в сеть Интернет для демонстрации видеороликов или прямых трансляций, участие в онлайн-олимпиадах, использование интерактивной доски и пр.) на занятиях.

Дошкольный возраст — сензитивный период в жизни человека. В этот период закладываются основы здорового образа жизни, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту [1, с. 246].

Поколения детей с каждым годом меняются, должен меняться и формат занятий. Сегодня активно используются средства ИКТ в области физического развития детей.

По мнению Казакова Ш. Н., значительными преимуществами использования ИКТ в процессе физкультурно-оздоровительной работы являются:

– приобретение процессом физического развития более разнообразного, насыщенного характера;

– воздействие на различные психические процессы детей: восприятие, мышление, память и др.;

– повышение эстетичности оформления физкультурно-оздоровительных мероприятий;

– способствование адаптации и социализации ребенка, формирование информационной культуры.

Педагог, используя в работе мультимедиа-презентации или интерактивные игры (в основе которой лежит проблемная ситуация), помогает, направляет и поддерживает детскую инициативу [3, с. 83].

В своей работе средства ИКТ, а именно, мультимедийные презентации, аудиосопровождение, интерактивные игры, мы используем в работе с детьми, начиная с младшей группы детского сада.

Обратим внимание на использованиемультимедиа-презентаций (далее — презентаций) на занятиях по физическому развитию, как на одно из основных направлений развития ИКТ.

Презентация — это набор слайдов и спецэффектов (слайд-фильм), раздаточные материалы, а также конспект и план доклада, хранящиеся в одном файле некоторого программного обеспечения [5, с. 3].

Презентация выполняет множество функций и обладает множеством преимуществ. На наш взгляд, ключевыми чертами презентации для образовательной деятельности в работе Г. П. Катунина являются:

– Образовательная функция. Блоки образовательного материала повышают эффективность обучения при умелом введении в них мультимедийных элементов. Презентации дают возможность представить информацию не только в удобной для восприятия последовательности, но и эффектно сочетать звуковые и визуальные образы, которые создадут позитивное отношение к представляемой информации.

– Наглядность. Изучаемый материал можно реалистично продемонстрировать с помощью современных графических и видео технологий мультимедиа-презентаций.

– Интерактивность. Возможность непосредственно управлять ходом презентации, выбрать нужный для представления блок информации дают возможность фокусировать внимание на ключевых моментах [4, с. 8].

Презентации на физкультурных занятиях можно подготавливать на любые темы: «Виды спорта», «День защитника Отечества», «Зимние забавы» и пр.

На данный момент широкое применение на занятиях по физической культуре нашли интерактивным играм.

Д. М. Соколова, ссылаясь в своей работе на Ю. С. Городову, отмечает, что ин терактивная игра —это активная обучающая игра, основным методом проведения которой является интервенция, то есть вмешательство, а также процесс социального взаимодействия участников игры с компьютером, планшетом, доской и т. д. Такие игры имеют ряд преимуществ:

– активизируют внимание детей,

– развивают ассоциативное мышление,

– мотивируют познавательный интерес,

– способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомления,

– делают процесс обучения простым и интересным [6, с. 428].

Интерактивные игры мы используем на физкультурных досугах, тематических мероприятиях. В ходе интерактивных игр к детям приходят сказочные персонажи, которые просят выполнить определенные задания, провести вместе с ними зарядку.

Сегодня очень популярна социальная сеть «Инстаграм». Просматривая ленту сети, мы можем увидеть, что блогеры выполняют задание на видеокамеру и размещают данную информацию у себя на странице, а затем предлагают повторить это задание своему знакомому или неограниченному кругу пользователей (челлендж) [8]. То есть, в данном челлендже мы можем увидеть некие соревнования между людьми. Такую форму взаимодействия мы можем применить и в детском саду. Такую возможность мы использовали в период дистанционного обучения в 2020-м году. Совместно с воспитателями и семьями воспитанников мы обсудили, что нужно для записи челленджа. Родители активно поддержали данную идею. Цель челленджа: показать, как дети занимаются спортом дома. Одной из групп было предложено запустить челлендж «Дома мы не унываем и про спорт не забываем», где дошкольники демонстрировали выполнение определенных физических упражнений, элементы движений из различных видов спорта и пр. И далее, по цепочке, эстафета («вызов») передавалась последующим группам. Каждая группа старалась продемонстрировать свои особые умения, быть более оригинальной, чем остальные. Каждая группа была по-своему уникальной, дети узнали друг о друге много интересного. Немаловажно и то, что большинство детей занимается спортом совместно с родителями, следовательно, важен авторитет родителя в становлении позитивного отношения ребенка к спорту.

Таким образом, интеграция видов деятельности на одном занятии позволяют существенно развить компетенции ребенка.

Применение современных средств ИКТ позволяет сделать физкультурное занятие современным, интересным, дающим мотивацию для детей. Но, показ презентаций и применение интерактивных игр на занятиях стоит ограничивать, так как, на наш взгляд, постоянное их применение влечет потерю интереса к традиционной форме занятия: для детей занятия физической культурой будут тождественны игре, будет теряться смысл оздоровительного эффекта упражнений, отношение к здоровью, как к ценности, будет терять смысл, появится нехватка времени на важные составные части занятия.

Литература:

  1. Гурьев, С. В. Современный взгляд на физическое воспитание детей дошкольного возраста / С. В. Гурьев. — Текст: непосредственный // NOVAINFO.RU. — 2016. — № № 51. — С. 246–259.
  2. Зайцева, К. П. Модель подготовки работников дошкольных образовательных учреждений к овладению ИКТ в образовательных областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие» / К. П. Зайцева. — Текст: непосредственный // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования. — Челябинск: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2019. — С. 48–51.
  3. Казаков, Ш. Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе физического воспитания дошкольников / Ш. Н. Казаков. — текст: непосредственный // Проблемы науки. — 2020. — № 6 (54). — С. 83–86.
  4. Катунин, Г. П. Создание мультимедийных презентаций. Учебное пособие / Г. П. Катунин. — Новосибирск: Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2021. — 221 c. — Текст: непосредственный.
  5. Качановский, Ю. П. Технологии создания мультимедийных презентаций в Microsoft Powerpoint / Ю. П. Качановский, А. С. Широков. — Липецк: Липецкий государственный технический университет|ЭБС АСВ, 2014. — 38 c. — Текст: непосредственный.
  6. Соколова, Д. М. Интерактивные игры в программе Microsoft PowerPoint / Д. М. Соколова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № № 24 (314). — С. 428.
  7. Ставцева, Ю. Г. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении / Ю. Г. Ставцева. — текст: непосредственный // психолого-педагогический журнал Гаудеамус. — 2015. — № 1 (25). — с. 132–137.
  8. Челлендж. — Текст: электронный // Википедия: [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Челлендж (дата обращения: 19.04.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, физическое развитие, игра, ИКТ, возможность, детский сад, занятие, презентация, Профессиональный стандарт, ребенок.


Похожие статьи

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду

В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.

Современные информационные технологии в спортивной тренировке

В статье приводится значение применения современных информационных технологий в обучении физической культуры, как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в подготовке юных спортсменов.

Педагогические условия использования современных игровых технологий в старших группах детского сада

В статье рассмотрена роль игры в жизни дошкольника, даны основные характеристики игровым технологиям, указаны цели использования их в дошкольных образовательных организациях, определены основные педагогические условия использования современных игровы...

Формирование координационных способностей детей дошкольного возраста средствами оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассматриваются способы формирования координационных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством оздоровительной работы в ДОУ. На базе общего подхода к физическому воспитанию выработаны конкретные пути и средства совершенств...

Возможности использования цвета при выполнении физических упражнений детьми дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос цветового сопровождения образовательного процесса по физической культуре детей дошкольного возраста.

Значение нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками

Статья посвящена влиянию нетрадиционного оборудования на эффективность физической активности дошкольников. Рассматривается актуальность темы, ставятся цели и задачи. Рассматривается классификация нестандартного оборудования. На конкретном примере рас...

Исследование представлений родителей дошкольников о возможностях использования социальных сетей при организации их педагогического просвещения

В статье представлены результаты исследования, представлений родителей дошкольников о возможностях использования социальных сетей при организации их педагогического просвещения.

Методика организации занятий по ритмопластике в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье раскрывается сущность методики организации занятий по ритмопластике с детьми дошкольного возраста. Более подробно описана структура проведения занятий по ритмопластике и значение данных занятий в физическом и художественно-эстетическо...

Применение компьютерных технологий в современном обучении детей дошкольного возраста

В работе описывается обучение элемента компьютерной графики, развивает творческие способности, позволяя повысить компьютерную грамотность дошкольников, развивает интеллект и способствует общей подготовке к обучению в школе.

Похожие статьи

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду

В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.

Современные информационные технологии в спортивной тренировке

В статье приводится значение применения современных информационных технологий в обучении физической культуры, как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в подготовке юных спортсменов.

Педагогические условия использования современных игровых технологий в старших группах детского сада

В статье рассмотрена роль игры в жизни дошкольника, даны основные характеристики игровым технологиям, указаны цели использования их в дошкольных образовательных организациях, определены основные педагогические условия использования современных игровы...

Формирование координационных способностей детей дошкольного возраста средствами оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассматриваются способы формирования координационных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством оздоровительной работы в ДОУ. На базе общего подхода к физическому воспитанию выработаны конкретные пути и средства совершенств...

Возможности использования цвета при выполнении физических упражнений детьми дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос цветового сопровождения образовательного процесса по физической культуре детей дошкольного возраста.

Значение нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками

Статья посвящена влиянию нетрадиционного оборудования на эффективность физической активности дошкольников. Рассматривается актуальность темы, ставятся цели и задачи. Рассматривается классификация нестандартного оборудования. На конкретном примере рас...

Исследование представлений родителей дошкольников о возможностях использования социальных сетей при организации их педагогического просвещения

В статье представлены результаты исследования, представлений родителей дошкольников о возможностях использования социальных сетей при организации их педагогического просвещения.

Методика организации занятий по ритмопластике в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье раскрывается сущность методики организации занятий по ритмопластике с детьми дошкольного возраста. Более подробно описана структура проведения занятий по ритмопластике и значение данных занятий в физическом и художественно-эстетическо...

Применение компьютерных технологий в современном обучении детей дошкольного возраста

В работе описывается обучение элемента компьютерной графики, развивает творческие способности, позволяя повысить компьютерную грамотность дошкольников, развивает интеллект и способствует общей подготовке к обучению в школе.

Задать вопрос