С помощью анализа внешней среды можно разработать стратегические результаты, которые помогут не только обнаружить угрозы и возможности предприятия, но и поддерживать его потенциал на должном уровне.
Актуальность работы. Состояние внешней среды имеет ключевое значение для бизнеса, от правильности учета всех аспектов внешней среды зависит результативность и эффективность деятельности организации, которая заключается в необходимости изучения внешней среды организации для понимания того, какие перемены во внешнем окружении влияют на организацию, какие факторы несут в себе угрозу, а какие факторы обеспечивают большие возможности для осуществления целей организации.
Ключевые слова: внешняя среда, деятельность предприятия, метод Портера, пять сил, конкурентная борьба.
От состояния внешней среды организации зависит финансово-хозяйственная деятельность организации. От многообразия факторов внешнего окружения зависит то, насколько эффективной и плодотворной будет функционирование организации.
Анализ 5 конкурентных сил М. Портера помогает обнаружить определяющие угрозы предприятию и его возможности со стороны новых и существующих конкурентов, покупателей, поставщиков и товарозаменителей. Разберем подробно на примере ОАО «Айдырлинский элеватор».
Открытое акционерное общество «Айдырлинский элеватор», учреждено в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от 01.07. 1992г. № 721.
Открытое акционерное общество «Айдырлинский элеватор» находится по адресу: 462890, Оренбургская область, поселок Красноярский, район Кваркенский, улица Элеваторская, 1.
Открытое акционерное общество «Айдырлинский элеватор» основано в 50-х годах ХХ века, находится в поселке Красноярский Оренбургской области. Айдырлинский элеватор работает с сельхозтоваропроизводителями Адамовского, Новоорского районов и оказывает клиентам услуги по приемке, отпуску, хранению, сушке и подработке зерна. Сегодня на предприятии работают 165 человек. Основным видами деятельности ОАО «Айдырлинский элеватор» являются:
– производство и реализация зерновых культур;
– заготовка зерновых культур;
– хранение и подработка зерна.
Задача финансово-хозяйственной деятельности предприятия — получение прибыли. Предприятие имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, которые необходимы для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральным законом.
Рассмотрим конкурентные силы подробнее.
1) Угроза появления конкурентов подразумевает возможность появления новых игроков в отрасли.
Входные барьеры в отрасль:
– экономия от масштаба производства существующих в отрасли конкурентов;
– эффект жизненного цикла;
– капитальные издержки входа;
– доступность каналов поставки и распределения;
– государственные меры и политика;
– предпочтения и преданность потребителей;
– сопротивление, оказываемое существующими фирмами.
Основным ограничением является необходимость значительных капитальных вложений для выхода на рынок: покупка паев или их аренда, закупка сельскохозяйственной техники, складов, мастерских и т. д. Все это приводит к тому, что для нового игрока себестоимость продукции будет выше, чем для устоявшихся компаний. Также ОАО «Айдырлинский элеватор» имеет государственное субсидирование, что затрудняет положение новых игроков в связи с дороговизной заемного банковского капитала. ОАО «Айдырлинский элеватор» имеет многолетний опыт работы в отрасли зернового хозяйства в своем регионе. Для нового конкурента стоимость производства в первые годы будет значительно выше из-за незнания специфики производства в данном регионе.
В исторически сложившихся сельскохозяйственных районах угодья были освоены еще в прошлом веке. Предприятия, специализирующиеся на земле сегодня, — это преемники хозяйств советского периода или новые предприятия, которые были освоены в процессе объединений. Следовательно создание новых конкурентов затруднительно.
2) Уровень конкурентной борьбы.
Конкуренция в отрасли зернового хозяйства идет за землю, а также за складские мощности — возможность хранить свою продукцию на элеваторах на безопасных условиях и по разумным расценкам. По сегодняшний день в Кваркенском районе сельскохозяйственные угодья распределены между крупными агрохолдингами, но также присутствуют и фермерские хозяйства. По данным администрации Кваркенского района, ежегодно сельскохозяйственные угодья более мелких предприятий поглощаются крупными агропромышленными предприятиями.
Стоит отметить крупные предприятия отрасли зернового хозяйства в Кваркенском районе:
– ООО «Урал-Мас»;
– ОАО «Шильдинский элеватор»;
– ООО «Оренхлеб»;
– ООО «Элеватор Теренсай»;
– СПК Колхоз «Уральский».
Удельный вес их в объеме общей площади составляет почти 45 % и имеет динамику увеличения с каждым годом. Более мелкие хозяйства вследствие эффекта масштаба не могут конкурировать с крупными предприятиями.
Один из показателей конкурентной борьбы помимо земли является возможность долгосрочного хранения зерновой продукции. В период уборочного сезона доступ к складским мощностям является важной деталью логистики и транспортировки. В уборочный сезон цены на продукцию пшеницы в силу высокого предложения падают, и возможность переждать, не понеся потерь продукции на хранение, является хорошим конкурентным преимуществом.
ОАО «Айдырлинский элеватор» имеет возможность гарантированно хранить свою продукцию в период сезона и при этом нести незначительные издержки на хранение по сравнению с конкурентами. Благодаря наличию собственных складских мощностей ОАО «Айдырлинский элеватор» имеет возможность переждать период падения цен и реализовать продукцию в благоприятное время, при этом обеспечить себе высокую эффективность благодаря незначительным издержкам на хранение.
В период пандемии в 2020 г. цены на зерно практически не изменились или даже снизились. Для российских производителей зерна рост цен был не связан, как обычно, со снижением производства, а произошел на фоне почти рекордного урожая.
3) Угроза появления продуктов.
Для продукции, производимой ОАО «Айдырлинский элеватор», угроза появления заменителей незначительна.
4) Рыночная власть поставщиков. Конкурентное влияние поставщиков усиливается, когда:
– затраты на производство играют важную роль для покупателя;
– покупатели не являются важными клиентами для фирм-поставщиков;
– продукция поставщиков дифференцирована;
– поставщики не конкурируют с производителями заменителей;
– существует реальная угроза прямой интеграции в бизнес отрасли-покупателя.
Поставщиками для хранения зерновой продукции ОАО «Айдырлинский элеватор» являются в основном крестьянско-фермерские хозяйства ИП Алькеев А. Н. (производство мягкой пшеницы, ячменя, ржи), ИП Лазарев А. С. (производство подсолнечника, ячменя), ИП Беркенов С. С. (производство гречихи, пшеницы) и другие.
Поставка ГСМ. Топливные компании посредством системы скидок и дисконтов для клиентов закрепляют предприятие за собой. Хотя качество топлива не всегда может соответствовать заявленному. При низком качестве топлива вырастает его расход, быстрее засоряются фильтры, соответственно, растут издержки на расходные материалы. Таким образом. поставщики могут значительно влиять на эффективность предприятий отрасли.
5) Рыночная власть покупателей. В отрасли зернового хозяйства производится продукция, реализуемая по договорным ценам, поэтому цена одна для всей отрасли.
ОАО «Айдырлинский элеватор» производит семена пшеницы, ячменя, которые реализует другим предприятиям группы для производства муки и другой продукции. Благодаря собственным складским мощностям производство зерновых также защищено от резких скачков цен. К угрозам со стороны покупателей можно отнести угрозу поглощения крупным агрохолдингом, цель которого — выстраивание вертикально интегрированного холдинга. Данная угроза не является актуальной для ОАО «Айдырлинский элеватор».
Из проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
1) ОАО «Айдырлинский элеватор» не использует стратегию развития, это ведет к несбалансированному и не всегда организованному развитию;
2) в отрасли зернового хозяйства ОАО «Айдырлинский элеватор» занимает стабильно сильную позицию по отношению к конкурентам, имеет поддержку местной администрации;
3) существуют риски для предприятия, связанные с определением цены семян, удобрений и ГСМ в то время, когда нельзя переключиться на другого поставщика. Поскольку количество поставщиков ограничено, необходимо заниматься поиском потенциальных поставщиков и быть готовым к оперативной смене поставщика с минимальными потерями, в случае необходимости.
4) для ОАО «Айдырлинский элеватор» более выгодным является производство семян мягкой пшеницы (сорта «Альбидум», «Нутонс»), так как имеется гарантированный покупатель по договорноустановленным ценам. Поскольку стоимость твердой пшеницы намного превосходит стоимость мягкой пшеницы или ячменя при постоянных технологиях производства, ОАО «Айдырлинский элеватор» специализируется на мягкой пшенице. В данном случае необходимо развивать и сопровождать лояльность покупателей. Сделать акцент на выстраивание длительных и доверительных отношений с покупателями.
Литература:
- Кукса, Д. И. Стратегический анализ внешней среды предприятия / Д. И. Кукса // Современные исследования проблем управления кадровыми ресурсами. — 2019. — С. 96–103.
- Бобрышева, А. А. Практическое применение модели Майкла Портера в мукомольной отрасли / А. А. Бобрышева // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 317–319.
- Стефаненко, М. Н. Стратегический анализ внешней среды предприятия / М. Н. Стефаненко // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере. — 2019. — № 1(23). — С. 60–67.