Концептуальные основы определения понятия «молодёжное предпринимательство» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (359) апрель 2021 г.

Дата публикации: 22.04.2021

Статья просмотрена: 920 раз

Библиографическое описание:

Вдовина, Д. М. Концептуальные основы определения понятия «молодёжное предпринимательство» / Д. М. Вдовина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 86-88. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80252/ (дата обращения: 17.10.2024).



Статья посвящена изучению концептуальных подходов к определению понятия «молодёжное предпринимательство». В рамках данного анализа поднимаются вопросы значимости закрепления феномена молодёжного предпринимательства как на законодательном уровне, так и на уровне апеллирования к данному понятию в научном и профессиональном сообществе. Делается попытка выведения комплексного определения понятия «молодёжное предпринимательство» через анализ существующих исследований в данной сфере, а также обосновывается значимость выделения предпринимательской деятельности молодых людей как частной формы предпринимательства.

Ключевые слова: предпринимательство, молодёжь, молодёжное предпринимательство, бизнес, предпринимательская деятельность.

Тематика «молодёжного предпринимательства» широко используется в последнее время, не только в России, но и за рубежом. Активное апеллирование к понятию «молодых предпринимателей» мы можем наблюдать в сфере политической деятельности, в среде научного, профессионального сообщества, а также, конечно же, в так называемой широкой общественности. Литература в данном контексте представлена на сегодняшний день довольно широко, однако мы можем говорить о том, что «молодёжное предпринимательство» как несомненно существующий феномен пока не нашло своего единого закреплённого определения и понимания, что, конечно же, накладывает на процесс осуществления предпринимательской деятельности молодыми людьми ряд ограничений и противоречий, в частности во взаимодействии с институтами и субъектами, которые непосредственно могут влиять на деятельность молодых предпринимателей.

В отечественном опыте реализации понятия «молодёжное предпринимательство» на данный момент мы можем наблюдать тенденцию, при которой молодежное предпринимательство рассматривается в рамках ограничений по возвратному признаку, что, конечно же, является важным показателем для определения того, кого мы можем отнести к субъектам, относящимся к группе молодых предпринимателей. Опять же, невзирая на широкое использование данного понятия, четкого общепринятого нормативно закрепленного определения не существует, также размыты возрастные границы: «в одних источниках к молодым предпринимателям относятся лиц, не превышающих 35-летнего возраста, в других — до 25 или 30 лет» [2, c.138]. В данном контексте стоит обратить внимание на проект Федерального закона «О молодежи и государственной молодежной политике в Российской Федерации», где молодежное предпринимательство определяется как «предпринимательская деятельность граждан в возрасте до 30 лет, а также юридических лиц (субъектов малого и среднего предпринимательства), средний возраст штатных работников которых, а также возраст руководителя не превышает 30 лет либо в уставном (складочном) капитале которых доля вкладов лиц не старше 30 лет превышает 75 процентов» [1]. Определение вносит количественные показатели, но, на наш взгляд, не учитывает качественные отличия молодых предпринимателей от предпринимателей в целом, на основе которых, по сути, молодежное предпринимательство стоит выделять как отдельный институт и строить мероприятия по поддержке и вовлечению молодежи в данную деятельность.

Важным представляется сделать отсылку к мнению Фрэнсиса Чигунта, который в своей работе «Молодёжное предпринимательство» [3]: решение ключевых задач», выводит возрастную классификацию молодежного предпринимательства на основе стадий развития: от освоения компетенций и навыков до трансформации намерений в конкретную предпринимательскую деятельность. Автор выделяет три стадии:

  1. Начальная, где молодые люди в возрасте от 15 до 19 лет осваивают навыки и знания в области предпринимательской деятельности. Так называемый переходный период.
  2. Стадия роста, в которой молодые люди в возрасте от 20 до 25 лет, где мы можем уже говорить о появлении возможных бизнес-проектов и опыта в сфере бизнеса.
  3. Стадия расцвета, где молодые люди в возрасте от 26 до 29 лет уже имеют сформировавшийся бизнес и их главная задача состоит в том, чтобы преобразовать свои проекты в конкурентоспособные [3].

Конечно, мы не можем говорить о данной возрастной классификации как об универсальной, многое будет зависеть от среды и условий, в которых молодой человек проживает, социально-экономический ситуации страны и семьи, вплоть до культурно-национальных, гендерных и иных аспектов. Но, синтезируя данную классификацию, автор определил четкую зависимость возрастных уровней и стадий формирования бизнес-активности молодёжи, основанной на последовательной трансформации от развития понимания, компетенций, знаний и интереса к предпринимательству до трансформации намерений в конкретную предпринимательскую деятельность, что, на наш взгляд, при использовании в формировании определения «молодежного предпринимательства» даст понимание процесса развития бизнес активности молодых людей, это в свою очередь, сможет помочь субъектам и институтам, в особенности тем, которые занимаются поддержкой бизнес-инициатив (как государственным, частно-государственным, так и частным), выстраивать нормативно-правовое обеспечение и деятельность, которая будет эффективно решать противоречия и оказывать содействие субъектам молодежного предпринимательства без возможного ущерба для каждой из сторон взаимоотношений.

Еще один интересный подход к определению молодёжного предпринимательства предлагается Ульрихом Шуфом в работе «Стимулирование молодежного предпринимательства: барьеры и стимулы для создания предприятий молодыми людьми» [4]. В своем исследовании автор предпочитает использовать определение, «основанное на поведении, а не подход, основанный на признаках. Таким образом, предпринимательство — это набор форм поведения, а предприниматель — это тот, кто предпринимает эти формы поведения. Использование поведенческого определения облегчает анализ молодежного предпринимательства, поскольку легче наблюдать за тем, что делают молодые предприниматели и как они это делают, чем выявлять их конкретные предпринимательские черты и качества» [4]. Немаловажным представляется и контекст, связанный с тем, зачем и почему молодые предприниматели выбирают тот или иной сценарий поведения, ведь в данном случае мы можем анализировать не только сам процесс, но и его мотивы и стимулы, которые позволят нам создать понимание того, на основе каких причин молодой человек принимает решение интегрироваться в сферу предпринимательской деятельности, а также, наоборот, не использовать бизнес как инструмент самореализации.

Автор также вводит понятие «предпринимательства», предложенное авторами аналитического документа по молодежному предпринимательству в Австралии: «Предпринимательство — это признание возможности создания ценности и процесс действия на основе этой возможности, независимо от того, включает ли это формирование нового субъекта. Хотя такие понятия, как «инновация» и «принятие риска», в частности, обычно ассоциируются с предпринимательством, они не являются необходимыми для определения этого термина» [5]. Стоит отметить, что данное определение в принципе расширяет границы понимания предпринимательства в целом, не только молодёжного, здесь делается акцент создание ценности через возможности, что представляется важным, когда мы говорим о различных сферах предпринимательства (например, о социальном предпринимательстве, технологическом и других). То есть в данном случае предпринимательство не понимается только как процесс коммерциализации или создания нового субъекта. Особенно важным это представляется на ранних стадиях зарождения предпринимательских интересов и намерений. Ведь молодые люди, начинающие проявлять интерес к бизнесу и освоению компетенций, еще не являются полноценными субъектами предпринимательской деятельности и, конечно же, не могут соотносить свою деятельность с коммерциализацией, однако являются потенциальными субъектами, которые вскоре могут создать свой бизнес проект, поэтому стоит уделять важное внимание к так называемой «предпредпринимательской стадии», которую можно оценивать также в контексте уровня готовности и намерения.

Таким образом, мы можем иметь основание для формулировки рабочего определение молодежного предпринимательства. Под молодёжным предпринимательством мы будем понимать предпринимательскую деятельность, основанную на трансформации ценностей и предпринимательских компетенций и знаний с учётом стадий развития (пред-предпринимательская, начальная, стадия роста, стадия расцвета) в конкретный действующий предпринимательский проект, осуществляемый гражданами в возрасте до 30 лет (в технологическом секторе есть основание сдвигать границы до 35–40 лет), а также юридическими лицами, средний возраст руководителя и штатных работников которых, а также возраст руководителя не превышает 30 лет (в технологическом секторе есть основание сдвигать границы до 35–40 лет).

Конечно же, говоря об учете стадий развития молодежного предпринимательства нельзя не обратить внимание на отличительные особенности молодёжи, которые в целом дают основание выделять молодёжное предпринимательство как частную форму предпринимательства. Этому способствуют уникальные отличительные черты молодежи социально-демографической группы, а также специфика осуществления бизнес-деятельности в различных, актуальных для молодёжи сферах. Поэтому разработка общепринятого понятийного аппарата в сфере молодёжного предпринимательства даст возможность избежать коллизионных правовых проблем, а также противоречий во взаимодействии с заинтересованными субъектами взаимоотношений, как на управленческом, так и на экономическом и ценностном уровнях.

Литература:

  1. Проект Федерального закона «О молодежи и государственной молодежной политике в Российской Федерации» // Сайт Национальный совет молодежных и детских объединений [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://youthrussia.ru/wp-content/uploads/2018/02/proect_fz_molodej.pdf (дата обращения: 19.12.2020)
  2. Боднар Э. Л., Долгих Д. А. Молодежное предпринимательство: определение, трудности и перспективы развития / Э. Л. Боднар, Д. А. Долгих// Психологическая теория и практика — управлению: сборник научных трудов / под ред. Б. Ю. Берзина, Э. Э. Сыманюк.Екатеринбург: Уральский ин-т управления — филиал РАНХиГС, 2015. С. 138–144.
  3. Chigunta, F. Youth Entrepreneurship: Meeting the Key Policy Challenges.2002.
  4. Ulrich Schoof, Stimulating Youth Entrepreneurship: Barriers and incentives to enterprise start-ups by young people. International Labour Office. Geneva, 2006.
  5. FaCS, 2003 (Department of Family and Community Services).
Основные термины (генерируются автоматически): молодежное предпринимательство, предпринимательская деятельность, возраст руководителя, молодая, возрастная классификация, освоение компетенций, профессиональное сообщество, стадий расцвета, технологический сектор, частная форма предпринимательства.


Похожие статьи

Правовое регулирование электронной коммерции в международном праве

В данной статье на основе изучения различных экономических и юридических исследований зарубежных ученых, сложившейся практики правового регулирования разных стран, а также нормотворческой деятельности международных организаций исследуется понятие «эл...

Теоретические аспекты согласования интересов экономических агентов

В статье рассматриваются теоретические аспекты согласования интересов экономических агентов социально-экономических систем, приводятся принципы и классификация методов согласования. Раскрыты основные преимущества агент-ориентированного подхода с точк...

Аудиовизуальные средства как способ формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов

В данной статье рассматривается сущность понятия «аудиовизуальная компетентность» и исследуются возможности использования аудиовизуальных средств для развития межкультурной коммуникативной компетенции у студентов. Автор подчеркивает, что при формулир...

Частнометодические принципы изучения юридической терминологии на уроках русского языка

В статье рассматриваются актуальные вопросы развития речевых коммуникаций обучающихся средней школы в современных социально- экономических условиях. Анализируются частнометодические принципы, определяющие возможность изучения юридических терминов на ...

Содержание экономической категории «инвестиционная привлекательность»

В статье раскрыто содержание экономической категории «инвестиционная привлекательность» на основе наиболее распространенных подходов российских и зарубежных ученых — определение инвестиционной привлекательности как обобщенного термина, характеризующе...

Противодействие коррупции: проблемы определения понятийного аппарата

В статье проводится анализ понятий «противодействие коррупции», «профилактика коррупции», «предупреждение коррупции», «борьба с коррупцией». Показывается сходство и различие данных понятий. Исследуются проблемы понимания и применения данных понятий. ...

Сравнительный анализ объектов авторского права российского и французского законодательства

В статье проводиться сравнительный анализ норм французского и российского законодательства в области авторского права на основе Гражданского Кодекса РФ и Кодекса об интеллектуальной собственности Франции. Рассматривается проблематика определения терм...

Международный экологический туризм

В статье рассматриваются перспективы и тенденции развития международного экологического туризма и его влияние на охрану окружающей среды и сохранение культурного наследия регионов. Изучаются тенденции развития данного туристического направления в раз...

Договор в сфере информационных технологий: понятие и виды

В статье анализируется понятие договора в сфере информационных технологий, понятие договора, различные классификации договоров об оказании информационных услуг, разработанные в доктрине гражданского права. Целью исследования является выработка целост...

Проблемы правового статуса филиалов и представительств юридического лица

Статус юридических лиц достаточно полно освещен в юридической литературе и регламентирован в нормативно-правовых актах. Однако структурные подразделения рассмотрены в правовой науке без должного внимания, в связи с чем возникают некоторые проблемы в ...

Похожие статьи

Правовое регулирование электронной коммерции в международном праве

В данной статье на основе изучения различных экономических и юридических исследований зарубежных ученых, сложившейся практики правового регулирования разных стран, а также нормотворческой деятельности международных организаций исследуется понятие «эл...

Теоретические аспекты согласования интересов экономических агентов

В статье рассматриваются теоретические аспекты согласования интересов экономических агентов социально-экономических систем, приводятся принципы и классификация методов согласования. Раскрыты основные преимущества агент-ориентированного подхода с точк...

Аудиовизуальные средства как способ формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов

В данной статье рассматривается сущность понятия «аудиовизуальная компетентность» и исследуются возможности использования аудиовизуальных средств для развития межкультурной коммуникативной компетенции у студентов. Автор подчеркивает, что при формулир...

Частнометодические принципы изучения юридической терминологии на уроках русского языка

В статье рассматриваются актуальные вопросы развития речевых коммуникаций обучающихся средней школы в современных социально- экономических условиях. Анализируются частнометодические принципы, определяющие возможность изучения юридических терминов на ...

Содержание экономической категории «инвестиционная привлекательность»

В статье раскрыто содержание экономической категории «инвестиционная привлекательность» на основе наиболее распространенных подходов российских и зарубежных ученых — определение инвестиционной привлекательности как обобщенного термина, характеризующе...

Противодействие коррупции: проблемы определения понятийного аппарата

В статье проводится анализ понятий «противодействие коррупции», «профилактика коррупции», «предупреждение коррупции», «борьба с коррупцией». Показывается сходство и различие данных понятий. Исследуются проблемы понимания и применения данных понятий. ...

Сравнительный анализ объектов авторского права российского и французского законодательства

В статье проводиться сравнительный анализ норм французского и российского законодательства в области авторского права на основе Гражданского Кодекса РФ и Кодекса об интеллектуальной собственности Франции. Рассматривается проблематика определения терм...

Международный экологический туризм

В статье рассматриваются перспективы и тенденции развития международного экологического туризма и его влияние на охрану окружающей среды и сохранение культурного наследия регионов. Изучаются тенденции развития данного туристического направления в раз...

Договор в сфере информационных технологий: понятие и виды

В статье анализируется понятие договора в сфере информационных технологий, понятие договора, различные классификации договоров об оказании информационных услуг, разработанные в доктрине гражданского права. Целью исследования является выработка целост...

Проблемы правового статуса филиалов и представительств юридического лица

Статус юридических лиц достаточно полно освещен в юридической литературе и регламентирован в нормативно-правовых актах. Однако структурные подразделения рассмотрены в правовой науке без должного внимания, в связи с чем возникают некоторые проблемы в ...

Задать вопрос