Использование межпредметных связей в преподавании основ безопасности жизнедеятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (359) апрель 2021 г.

Дата публикации: 23.04.2021

Статья просмотрена: 454 раза

Библиографическое описание:

Крылов, А. В. Использование межпредметных связей в преподавании основ безопасности жизнедеятельности / А. В. Крылов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 256-260. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80253/ (дата обращения: 18.12.2024).



Основы безопасности жизнедеятельности как учебный предмет являются интегрированной межпредметной областью знания, имеющей обширные связи с другими изучаемыми предметами в средней школе.

Сегодня перед российской школой стоит важная задача воспитания и формирования социализированной личности, способной ориентироваться в сложнейших вопросах современной общественной, экономической и политической действительности, готовой к выполнению социальных функций, то есть личности со сформированной гражданской позицией. Молодой человек — выпускник средней школы, должен в полном объеме освоить всю сумму знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, о здоровье человека и здоровом образе жизни.

Задачами предмета ОБЖ являются воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.

В процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности развиваются духовные и физические качества личности, обеспечивающие безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, возникает потребность вести здоровый образ жизни. Вырабатываются умения оценивания и классификации ситуаций, опасных для жизни и здоровья, практического использования средств индивидуальной и коллективной защиты, оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях.

Формируются необходимые моральные, физические и психологические качества для выполнения конституционного долга и почетной обязанности гражданина России по защите своей Родины — Российской Федерации.

Изучая предмет ОБЖ, учащиеся неизбежно сталкиваются с понятиями и явлениями, которые они изучают на других учебных предметах. Биология, география, астрономия, химия, физика, математика, черчение, изобразительное искусство, литература, музыка, физическая культура, история, обществознание, даже факультативный курс «моё профессиональное самоопределение на рынке труда» — все эти учебные дисциплины находят свое отражение в учебном предмете Основы безопасности жизнедеятельности.

Изучив в 7–8-х классах способы защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в 9 классе учащиеся начинают изучать правовые основы безопасности жизнедеятельности — свод законов и подзаконных нормативно-правовых актов разного уровня, регулирующих общественные отношения в условиях чрезвычайных ситуаций. Изучая предмет ОБЖ, учащиеся получают основы правовых знаний о структуре безопасности нашего государства, осознают основополагающую роль Конституции Российской Федерации в формировании законодательной базы во всех отраслях права.

В 10–11-х классах ученики изучают структуру Вооруженных Сил Российской Федерации, правовую основу военной службы, историю создания, функции и основные задачи Вооруженных Сил.

В ходе ознакомления с законодательными актами, относящимся к защите людей в чрезвычайных условиях, учащиеся проникаются чувством ответственности за выполнение обязанностей гражданина по гражданской обороне, за свою личную обязанность глубоко и твердо изучать предмет Основы безопасности жизнедеятельности в целях спасения своей жизни и здоровья и оказанию первой помощи окружающим. В тоже время молодые люди понимают всю степень ответственности и усилий государства по защите своих граждан от опасностей мирного и военного времени.

Понимание заботы государства о населении, народе, подтвержденной выделением огромного количества материальных средств, финансовых затрат, связанных с обеспечением безопасности, повышает уверенность учащихся в своей личной и общественной безопасности как в мирное, так и в военное время.

Тема правовой безопасности граждан в современных условиях также актуальна по следующим причинам: мы живем в правовом государстве, в котором знание законов и строгое их соблюдение является важнейшим условием состояния социального благополучия. Как известно, незнание законов не освобождает от ответственности за их нарушение.

Пандемия новой коронавирусной инфекции, охватившая практически все страны и континенты, частично парализовавшая экономики многих государств, невольно подчеркнула важность безусловного исполнения законных требований государственных властей по соблюдению мер безопасности. Выполнение практических рекомендаций, разработанных Роспотребнадзором и утвержденных постановлениями губернаторов, глав республик, стало важной обязанностью каждого сознательного гражданина. В тоже время поведение нашего государства, принятие важных государственных решений на международной арене в период пандемии вызывает несомненное уважение простых людей по всему миру за бескорыстную помощь со стороны России в борьбе со смертельным недугом.

Изучение предмета ОБЖ имеет большое значение для воспитания законопослушных граждан, верных патриотов своей страны — Российской Федерации. В условиях развязанной необъявленной гибридной информационной войны, ведущейся сейчас против нашего государства самыми наглыми и разнузданными методами, которые не применялись даже в годы «холодной войны», огромное значение приобретает воспитание и обучение молодого поколения. В свете последних событий стало совершенно очевидно, что «западные партнеры» имеют своей целью овладение духовным миром и сознанием именно молодежи. Навязывая российским молодым людям свою псевдозаконную парадигму, разработанную заокеанскими специалистами по психологической борьбе, они толкают молодых людей, в том числе несовершеннолетних, на незаконные действия, направленные против Российского государства, против России. Пытаются выводить молодежь на несанкционированные митинги протеста против чего? Неважно, лишь бы против государственной власти.

Как сказал однажды премьер-министр царской России Петр Аркадьевич Столыпин: «Мы предлагаем вам скромный, но верный путь. Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!».

Правовая безопасность учащихся — это их правовая грамотность и гражданская ответственность. Для каждого отдельно взятого гражданина и человека и для общества в целом крайне важно понимать, на чем основывается законодательная база государства. Кроме этого, обучение — это форма воспитания, а значит, грамотный в правовом отношении гражданин будет решать свои личные проблемы в рамках правового поля, что критически важно для стабильности и устойчивости государственного строя. В данном направлении работает система образования (разработана примерная программа воспитания), и другие государственные институты.

При полной реализации программ обучения и воспитания, в том числе курса ОБЖ, мы получаем грамотного и мотивированного на соблюдение законов, правил и рекомендаций молодого человека, любящего свою Родину и уважающего свою историю.

Некоторые примеры использования межпредметных связей в ходе изучения ОБЖ.

В процессе изучения предмета «основы безопасности жизнедеятельности» внимание учащихся необходимо концентрировать не только на собственно предмете и связанных с ним специфических критериях оценивания полученных знаний, но и на области изучаемых явлений и событий, отображенных в других источниках, других предметах.

Здесь можно условно разделить межпредметные связи на изучаемые в школе в ходе учебного процесса по другим предметам и на внешкольные, не входящие в школьную программу.

Дополнение стандартного школьного урока деталями, историческими фактами, впечатлениями и воспоминаниями современников и очевидцев рассматриваемых событий делает преподносимый учебный материал более понятным, близким и осязаемым. Активное использование межпредметных связей при обучении ОБЖ способствует формированию у учеников холистической[1] картины окружающего мира. Расставление правильных акцентов на деталях описываемых событий дает неоценимый воспитательный эффект.

К примеру, возьмем изучение чрезвычайных ситуаций природного характера в 7-м классе.

Тема «Землетрясения». В ходе повествования об истории землетрясений упоминается разрушительное землетрясение в Мессине, Италия. Героическое и благородное поведение моряков русского крейсера «Адмирал Макаров» и линкора «Слава» оставили благодарную память у итальянского народа. Тут же — связь с современностью, благородное и героическое поведение российской службы РХБЗ в Италии во время пандемии 2020. Между тем страны ЕС от реальной помощи Италии, по сути дела, самоустранились.

Тема «Наводнения». После объяснения классификации наводнений можно предложить учащимся проанализировать отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» и определить тип описываемого наводнения:

Ужасный день!

Нева всю ночь

Рвалася к морю против бури,

Не одолев их буйной дури...

И спорить стало ей невмочь...

Поутру над ее брегами

Теснился кучами народ,

Любуясь брызгами, горами

И пеной разъяренных вод.

Но силой ветров от залива

Перегражденная Нева

Обратно шла, гневна, бурлива,

И затопляла острова,

Погода пуще свирепела,

Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча и клубясь,

И вдруг, как зверь остервенясь,

На город кинулась. Пред нею

Всё побежало, всё вокруг

Вдруг опустело — воды вдруг

Втекли в подземные подвалы,

К решеткам хлынули каналы,

И всплыл Петрополь как тритон,

По пояс в воду погружен.

Тема «Вулканы». Для наглядности и представления последствий извержения вулкана можно продемонстрировать картину Карла Павловича Брюллова «Последний день Помпеи», которая является одной из самых известных картин истории русской живописи XIX века. В основе картины сцена, которая демонстрирует печальную судьбу жителей некогда величественного города Помпеи. Спящий вулкан Везувий проснулся 24 августа 79 года нашей эры. Извержение вулкана унесло жизни около двух тысяч жителей и снесло город с лица Земли. При этом можно упомянуть, что открытие Помпеи в 1748 стало сенсацией и нашло свое отражение в творчестве разных людей.

Тема «Ураганы, бури, смерчи». Для иллюстрации жестокого урагана на море можно продемонстрировать картину Ивана Айвазовского «Девятый вал». При этом непременно рассказать ребятам, что согласно одной из морских легенд, во время шторма, на фоне бушующих волн, есть одна, которая выделяется своей мощью, непреодолимой силой и огромными размерами. Интересно, что древнегреческие моряки называли гибельной третью волну, древнеримские мореплаватели — десятую, а вот у большинства представителей других государств настоящий ужас вызывала именно девятая. А также упомянуть тот факт, что Айвазовский И. в 1844 г. пережил сильнейшую бурю в Бискайском заливе, после которой судно, на котором пребывал живописец, посчитали затонувшим [1].

Тема «Безопасность в интернете. Ложные слухи и дезинформация». Для наглядной демонстрации распространения и укоренения в массовом сознании ложных слухов продемонстрировать школьникам репродукцию картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван». В ходе демонстрации картины выяснить у ребят, что им известно о сюжете, написанном художником. Рассказать, что изображение на картине не есть историческая правда. Привести высказывание правоведа Константина Победоносцева, современника художника, который писал: «Удивительное ныне художество — без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения. Прежние картины того же художника Репина отличались этой наклонностью и были противны. А эта его картина просто отвратительна. Трудно и понять, какой мыслью задается художник, рассказывая во всей реальности именно такие моменты. И к чему тут Иоанн Грозный? Кроме тенденции известного рода, не приберешь другого мотива. Нельзя назвать картину исторической, так как этот момент и всей своей обстановкой чисто фантастический, а не исторический» [2]. Привести отрывок стихотворения Александра Александровича Зинченко:

Из смутных дней сочится ложь

Ложится красками на души

Чтоб породить убийством дрожь

Убийством Истины — что хуже?

Ведь ложь Истории — уж вроде бы не ложь

А образ принятый, так неуклюже…

Безумный взгляд и кровь вокруг

Таким остался в поколенья

Великий царь порушенных заслуг

Одним мазком таланта заблужденья.

Казненный в раме, галерейный дух

Живущий в гранях искаженья

Чтоб образ огненный его потух -

Великой правды в истребленье…

Погибший сын, отравленный врагами

Так дьявольски вменен во грех

Царю Руси, невинному пред Небесами,

Распятому историей для всех,

За то, что Грозен был и нелюбим врагами,

За то и предан всеми для потех [3].

Таким образом, привнося в изучение предмета ОБЖ дополнительной информации, полученной методом активирования межпредметных связей, возможно расширение кругозора школьников и углубление изучения дисциплины.

Тактика преподавателя ОБЖ для правильного применения межпредметных связей в интересах своего предмета.

Для правильного использования межпредметных связей преподавателю ОБЖ необходимо активно и тесно взаимодействовать с другими учителями-предметниками, посещать открытые уроки и самостоятельно изучать в полном объеме Учебные программы по связанным с ОБЖ предметам.

Это нужно для предотвращения бессистемности в изучении как своего предмета, так и тех предметов, на которые будет ссылаться преподаватель ОБЖ в ходе дополнительной иллюстрации к своему уроку.

Важно «идти в ногу» с коллегами-учителями, чтобы информация поступала к учащимся своевременно, одновременно с изучаемыми темами как по основам безопасности жизнедеятельности, так и по биологии, географии, астрономии, химии, изобразительному искусству, литературе и другим школьным предметам. Такой подход позволит более системно и целостно изучать предметы по школьной программе, будет способствовать преодолению «клипового мышления» [4], когда окружающий мир и собственная жизнь состоит из пазлов и фрагментов совершенно разнородной и зачастую ненужной информации.

Необходимо учитывать и некоторые «меркантильные» моменты при календарном планировании уроков. Как известно, если информация уже изучалась ранее, то повторение её приводит к закреплению в памяти учащегося, «повторение — мать учения». Поэтому активный и думающий преподаватель ОБЖ должен так спланировать свой календарно-тематический план на учебный год, чтобы темы уроков шли следом за аналогичными темами по аффилированным предметам, на которые он будет ссылаться.

Ничего страшного не произойдет, если темы уроков по ОБЖ и по другим предметам не будут совпадать по времени изучения. Но для более полного усвоения материала было бы неплохо, если межпредметная ссылка на ранее изученный материал состоялась бы сразу после прохождения соответствующей темы.

Заключение

Если подойти к преподаванию предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» методически грамотно, с применением рекомендованных приемов, сам предмет обретает осязаемую выпуклость, переходит из плоского состояния в трехмерное и даже в четвертое измерение.

Через наработанные межпредметные связи, как через волшебную призму, приближаются и становятся явью дела давно минувших дней. И попутно, при выполнении учебно-практических заданий, учащиеся дополнительно получают массу интересной и полезной информации. Необязательно полезной в практическом смысле. Полезной для души.

Главное в образовательном процессе — суметь получить свою долю культурного наследия нашего великого и талантливого народа. Вернуться к истокам. В описании живых очевидцев прикоснуться к нашей великой истории. Побывать в 20-летнем Санкт-Петербурге, послушать разговор наших предков на недостроенных набережных. Услышать самого Петра Великого, как он тихо и задумчиво говорит своей супруге: «Смотри, Катенька, слуга сметет это с сором, а ведь тут дневное жалованье солдата» [5]. (Когда Екатерина поднесла государю кафтан, вышитом её рукою серебром, он взял его в руку, тряхнул, несколько канители и блесток упало, осыпавшись.)

Увидеть вещий сон о Медном Всаднике глазами князя Александра Николаевича Голицына в 1812 году и услышать пророческие слова Царя Петра: «Ты соболезнуешь о России! Не опасайся! Пока я стою на гранитной скале перед Невою, моему возлюбленному городу нечего страшиться. Не трогайте меня — ни один враг ко мне не прикоснётся» [6].

На мой взгляд, нужно активно возрождать наше образование. Чтобы всё педагогическое сообщество вело наше подрастающее поколение проверенным путем — через знакомство с нашим великим наследием к настоящей крепкой и чистой Любви к Родине. Тогда действительно, ни один враг к нам не прикоснётся.

Литература:

  1. Айвазовский и его «9 вал»: особенное полотно и секреты, сделавшие его шедевром// http://ayvazovskiy.su/9
  2. Русский Вестник 22.11.2007: «Картина крови», или Как Илья Репин Царевича Ивана убивал
  3. Александр Александрович Зинченко 05.10.2013г.
  4. Клиповое мышление: когда окружающий мир и собственная жизнь состоит из пазлов и фрагментов//https://ponervam.ru/klipovoe-myshlenie.html
  5. Александр Павлович Башуцкий. Петербургский день в 1723 году
  6. Вокруг «Медного всадника» Легенда о «сне майора Батурина»: источниковедческая заметка А.Л. Осповат

[1] Холистическая (holos - греч. целое, цельное, единое, нерасчленимое) философия - это синтез науки, религии, эзотерики и собственно философии. Холизм - это такое представление о явлении, вещи, совокупности вещей или явлений, где единое, цельное предшествует составным частям, организует, выстраивает, завершает эти части, сообщает им бытие, которым они сами по себе - как части - не обладают.

Основные термины (генерируются автоматически): Нева, предмет, Российская Федерация, картина, Россия, связь, военное время, изобразительное искусство, молодой человек, ответственное отношение.


Похожие статьи

Межпредметные связи как дидактическое средство повышения эффективности на уроках иностранного языка

Межпредметные связи как фактор углубления и обогащения знаний студентов

Роль межпредметных связей в формировании и развитии системного мышления младших школьников

Средства и приемы реализации межпредметных связей в процессе преподавания учебной дисциплины «Инженерная графика»

Реализация межпредметных связей в процессе обучения химии студентов технического направления

Эффективность использования межпредметных связей на уроках истории, обществознания и экономики

Проблема межпредметных связей в преподавании истории и литературы

Формирование коммуникативных УУД средствами технологии группового обучения на уроках обществознания

Использование манипулятивных грамматических игр в активизации познавательной деятельности студентов и преподавателей в изучении иностранного языка

Организация надпредметного обучения как способ формирования культуры отношений младших школьников

Похожие статьи

Межпредметные связи как дидактическое средство повышения эффективности на уроках иностранного языка

Межпредметные связи как фактор углубления и обогащения знаний студентов

Роль межпредметных связей в формировании и развитии системного мышления младших школьников

Средства и приемы реализации межпредметных связей в процессе преподавания учебной дисциплины «Инженерная графика»

Реализация межпредметных связей в процессе обучения химии студентов технического направления

Эффективность использования межпредметных связей на уроках истории, обществознания и экономики

Проблема межпредметных связей в преподавании истории и литературы

Формирование коммуникативных УУД средствами технологии группового обучения на уроках обществознания

Использование манипулятивных грамматических игр в активизации познавательной деятельности студентов и преподавателей в изучении иностранного языка

Организация надпредметного обучения как способ формирования культуры отношений младших школьников

Задать вопрос