Идеи нравственно-правового воспитания в гуманистических позициях мыслителей Центральной Азии X–XIII вв. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (359) апрель 2021 г.

Дата публикации: 22.04.2021

Статья просмотрена: 455 раз

Библиографическое описание:

Асанкулова, Б. С. Идеи нравственно-правового воспитания в гуманистических позициях мыслителей Центральной Азии X–XIII вв. / Б. С. Асанкулова, Н. П. Калымбетова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 243-245. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80255/ (дата обращения: 18.12.2024).



В истории развития казахской педагогической мысли особая историческая миссия принадлежит X — XIII векам. Именно в этот период на обширной территории Центральной Азии, происходят знаменательные события, которые вошли в историю человечества как эпоха Ренессанса. Расцвет культуры, развитие письменной авторской литературы, градостроительство и многие другие достижения явились признаками Возрождения. [1]

Главным признаком событий, ознаменовавших эпоху, было обращение «к человеку», провозглашение его ценности в обществе, где определенной ценностной системой взглядов выступает гуманизм. Торжество принципа гуманистических отношений сыграло важную роль в «возрождении» тех событий, которые вывели на историческую арену великих ученых и мыслителей Аль-Фараби, Юсуфа Баласагуни, Махмуда Кашгари, Ахмета Яссауи, Хайдара Дулати и сказителей жырау.

В творческом наследии великих степных гуманистов преобладают не только идеи, но и реальные дидактические методы формирования нравственно-правового воспитания в русле гуманистических учений. Гуманизм способствовал развитию прогрессивных идей нравственного и правового воспитания. Смысловое значение латинского слова «humanus», означает «человеческий, человечный». Это понятие содержит множество других смысловых единиц: обозначение нравственных качеств личности — человечности, доброжелательности и уважения, всестороннего развития личности, отношения к человеку как высшей жизненной ценности, достижению общечеловеческих идеалов. [2].

Из истории Казахстана (с древнейших времен до наших дней) дается определение, что «гуманизм» — это совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и права человека, его значение как личности, о всестороннем развитии, о создании благоприятных для человека условий социальной жизни [3].

В таком подходе показывается главная позиция идеи становления нравственно-правового воспитания.

Наследие выдающихся мыслителей в лице Аль-Фараби, Юсуфа Баласагуни и других деятелей науки, определивших характер и особенности образовательных процессов средневекового Возрождения, сыграло важную роль в формировании гуманистических взглядов, развитии общечеловеческих ценностей, в процессе физического и нравственного оздоровления личности. В гуманистических позициях мыслителей Центральной Азии детально выслеживаются принципиальные идеи нравственно — правового воспитания.

Великие мыслители еще в древности отмечали, что основы воспитания с закладываются в утробе матери: «…Жүрек тәрбиесі — ана құрсағында қалыптасады» — восклицал великий Уждан. Следовательно, именно на мать возлагается очень ответственная функция воспитания потомства.

Аргументы позволяют сделать вывод, что еще в средневековье проблема формирования здорового образа жизни для подрастающего поколения была четко поставлена. Оно получает широкое толкование в респектабельных научных кругах, развивается как фундаментальное учение, в систему особых этических концепций. В целом, данная проблема связана с учением о Жувонмардстве. Недаром здорового человека можно представить в образе жувонмард-жигита, обладающего качествами щедрости, благородства души и разума.

Основу идеи формирования нравственности и права в жизни составляют следующие ключевые положения: этико-моралистическое учение о жувонмардстве, совокупность мировоззренческих понятий: разум, справедливость, доброта. Можно с полной уверенностью сказать, что названные положения составляют сущность гуманистических взглядов тюркских мыслителей, в рамках которых развивались прогрессивные идеи о нравственности и права. Ученый Аль-Фараби утверждал, что для своего всестороннего развития человек должен развить интеллект, способность рассуждать и думать.

В трактатах «Город мудрости», «О достижении счастья» и др. Фараби обозначил содержание, цели и задачи воспитания совершенной личности. Фараби считается первым ученым, определившим понятия «обучение» и «образование».

По мнению Г. Д. Баубековой «Аль — Фараби оценивал понятие нравственности в неразрывной связи с интеллектом, и в следствие этого нравственное воспитание связывал с интеллектуальным». Мыслитель призывал воспитывать людей таким образом, чтобы они жили в гармонии с разумом [4].

Он был чрезвычайно разносторонним ученым-энциклопедистом, философом, получившим прозвище «Второй учитель» (т. е. после Аристотеля). Свои исследования Аль — Фараби часто связывал с проблемой нравственности. Мыслитель часто использует слово «добордетель», слово, которое выходит из обихода людей современного общества и вообще не встретишь в речи нашей молодежи. Добродетельность проявляется у человека тогда, когда он на основе своих интеллектуальных способностей имеет возможность различать добро от зла, «…следовательно, разумный является вместе с тем и добродетельным».

А. Х. Касымжанов своей работе отметил: «Аль — Фараби создал свою оригинальную философскую концепцию (учение об обществе, этике, эстетике). Следуя педагогическим идеям Платона и других греческих философов-мудрецов, Аль-Фараби большое значение придавал духовному воспитанию, которое включает в себя интеллектуальное и теоретическое воспитание личности» [5].

Стоит отметить, что Аль-Фараби предлагал широко использовать при обучении такие наглядные методы, как наблюдение и опыт, являющиеся началами знаний и основами доказательств. Благодаря знаниям, душа человека становится разумной, а он сам — более совершенным.

В «Философских трактатах» мыслитель отметил, что важным качеством у обучающегося является наличие чувства патриотизма, преданности своему народу, соблюдение лучших традиций. Как выше отмечено, нравственное, по Аль-Фараби, неотделимо от умственного [6].

Проблема познания личности получила отражение в творческом наследии Ю.Баласагуни — великого поэта и философа.

Он выдвинул плодотворные идеи о роли интеллекта и познания, законов и справедливости в самопознании и самоутверждении личности.

Знаменитая поэма Ю. Баласагуни «Кутадгу билиг» — прежде всего этико-дидактическое произведение. Это произведение можно назвать всеобъемлющим сводом социальных норм, где высоко ценится роль правового воспитания. Основные понятия нравственности в труде воплощены в образах главных героев: Кюн-тогды-элик (символ справедливости), Ай Толды (символ счастья), Огдулмыш (символом разума), Огдурмыш (символом благополучия). Следует отметить, что во времена мыслителя религиозная мораль стремилась регулировать все сферы жизни, вплоть до семейных отношений. Она не могла не наложить отпечаток на мировоззрение самого мыслителя. В этических воззрениях Ю.Баласагуна, определяет его гуманизм.

Как известно, проблема справедливости правителя- главное для автора поэмы «Кутадгу билиг». Праведность в понимании мыслителя — лучшая из добродетелей, которая проявляется в основном в человеческом отношении к человеку. Общество, основанное на принципах справедливости, всегда процветает. Нужно заметить, что рассуждения поэта-философа на тему справедливости больше всего отображали его идеи о справедливой форме правления. Он был противником тиранического способа правления и во многих случаях осуждал произвол и насилие деспотов. Мыслитель утверждал, что справедливость — фундаментальное условие управления государством:

Для власти — во всем справедливость основа,

И власть лишь по правде жива и здорова.

Ф. Люхудзаев в своей работе отметил, что «идеи Баласагуна во многом созвучны с основополагающими принципами организации идеального общества Аль-Фараби, который видел в моральных качествах правителя гарантию осуществления закона и торжество справедливости» [7].

Важное место в этическом учении Баласагуна занимает взгляд на счастье. Счастье, как считал мыслитель, достижимо для человека многими путями и средствами, в том числе и путем нравственного совершенствования. Признаками счастья, по мнению Ю. Баласагуни, являются знание и хорошее воспитание. Он предупреждает потомков, что карьеризм, порок, приводит человека к падению. Значительное место в своем этическом учении мыслитель уделял именно знаниям, которые, как он считал, лежали в основе всех человеческих успехов.

По словам Баласагуна, знания — важный фактор формирования совершенной личности и общества. Только обладая знаниями, человек может достичь совершенства, поднявшись с их помощью до великих людей и оставив после себя доброе имя:

Хочу я, о мудрый, о слове сказать –

Ученья и знанья воспеть благодать.

Ученьем и знаньем достигнешь высот,

И два этих блага приносят почет [8].

Настоящее богатство — это богатство души, и только духовное богатство облагораживает человека, отмечал ученый. Материальные блага, богатство, по мнению философа, приводят к моральному упадку личности. Он призывает людей не поддаваться искушению материальной роскоши бренного мира, а стремиться к образованию, воспитывать в себе чистые, бескорыстные моральные качества и искренне верить, что таким образом можно избавиться от социальной несправедливости и достичь всеобщего благосостояния. Можно с полной уверенностью сказать, что самое ценное в его этических взглядах, нравственное совершенство — основа образа жизни человека, достоинство человека — это три непреходящие ценности: знания, язык, добрые дела.

Поэма «Кутадгу билиг» («Благодатное знание») проницательного мудреца и вдохновенного поэта Юсуфа Баласагуни — первое и единственное тюркское поэтическое произведение XI века. По мнению поэта, правитель должен быть справедливым при соблюдении законов. Когда глава государства действует справедливо, на основе закона, возникает идеальное государство, отмечал Ю.Баласагуни.

Мыслитель исследовал общечеловеческие, нравственные основы, не утратившие сегодня своего значения. Исходя из этих принципов, мы должны воспитывать современное молодое поколение. Своим творческим гением великие мыслители доказали, что тюркоязычные народы могут вносить свой вклад в развитие мировой культуры.

Следует отметить, что идеи мыслителей о нравственном и правовом воспитании, в целом, по проблеме формирования нравственности подрастающего поколения на раннем историческом этапе развития педагогической мысли позволяет говорить о ее актуальности, высоком к нему научном интересе, разносторонней интерпретации. Более того, они занимают первостепенное значение во взглядах мыслителей средневековья, которые говорят не только о нравственности, но прежде всего, о духовном воспитании.

Литература:

  1. Асанкулова Б. С., Калымбетова Н. П. Познание личности в творческом наследии Ю.Баласагуни. Наука и мир № 2 (6),2014, Т.3.
  2. Антология социально — полит. мысли Казахстана с древн. времен до наших дней. (в двух томах) Т.1.А.2002.с.6.
  3. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В 4-х Т. А. Атамура. Т.1. Казахстан от эпохи палеолита до позднего средневековья. 1996. — 544 с.
  4. Баубекова Г. Д. Психологические проблемы становления личности в трудах ученых — энциклопедистов эпохи Возрождения Востока. Этнопедагогика в системе образования 2007,№ 3, с.11.
  5. Касымжанов А. Х. О социально — этических воззрениях Аль — Фараби. А., Наука,1978,с.15.
  6. Аль –Фараби. Философские трактаты. А.,1973.с.15.
  7. Люхудзаев Ф. Свет справедливости(Личностные качества человека в творческом наследии Ю. Баласагуна), Мысль 2006,№ 1,с.83–85.
  8. Ю.Баласагунский «Благодатное знание»,М.1983,с.51.
Основные термины (генерируются автоматически): мыслитель, правовое воспитание, идея, духовное воспитание, нравственно-правовое воспитание, подрастающее поколение, полная уверенность, творческое наследие, Центральная Азия, этическое учение.


Похожие статьи

Особенности развития социально-этической мысли в Средней Азии и Иране в ХIV-IV вв.

Политическое устройство и социальный строй Аварского ханства XIII–XV вв.

Генезис становления системы наказания в российском уголовном праве XI–XIX вв.

Вопросы духовности и просвещения в философской мысли средневековой Центральной Азии

Политическая история и основа социальной стратификации аланской культуры в IX–XIII веках на примере археологических материалов Кяфарского городища

Общественно-философская мысль в Средней Азии (XVI–XVII в.)

Развитие института смягчения наказания в уголовной политике Русского государства XV–XVI веков

Особенности формирования образов Первой мировой войны в исторической памяти советского общества в 1930-е гг.

Роль естественных наук в Средней Азии XVI–XIX веков

Рационалистический характер этики в Средней Азии и Иране в ХIV-IV вв.

Похожие статьи

Особенности развития социально-этической мысли в Средней Азии и Иране в ХIV-IV вв.

Политическое устройство и социальный строй Аварского ханства XIII–XV вв.

Генезис становления системы наказания в российском уголовном праве XI–XIX вв.

Вопросы духовности и просвещения в философской мысли средневековой Центральной Азии

Политическая история и основа социальной стратификации аланской культуры в IX–XIII веках на примере археологических материалов Кяфарского городища

Общественно-философская мысль в Средней Азии (XVI–XVII в.)

Развитие института смягчения наказания в уголовной политике Русского государства XV–XVI веков

Особенности формирования образов Первой мировой войны в исторической памяти советского общества в 1930-е гг.

Роль естественных наук в Средней Азии XVI–XIX веков

Рационалистический характер этики в Средней Азии и Иране в ХIV-IV вв.

Задать вопрос