В статье авторы пытаются определить степень влияния конституционных поправок на форму правления в Российской Федерации.
Ключевые слова: Конституция, президент, поправка, республика.
В 2020 году согласно Закону РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03. 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» Конституция Российской Федерации претерпела значительные изменения, одним из которых явилось расширение властных полномочий Президента Российской Федерации. В результате конституционных преобразований актуальность приобрел вопрос о фактическом переходе к модели президентской республики. Для исследования сложившейся ситуации необходимо определить, что представляет собой президентская форма власти и в чем заключаются особенности президентской модели республики, как может развиваться и трансформироваться президентская власть, в каких странах существует модель президентской республики и какими правовыми актами она закрепляется? Именно эти вопросы и будут разобраны далее.
Президентская форма власти — представляет собой власть высшего должностного лица в странах с республиканской формой правления. Исторически президентская власть заменила власть монарха в основном в части представительских функций, в качестве института, традиционно олицетворяющего завершенность государственной конструкции [3].
Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая тем самым факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.
Черты президентской республики:
— внепарламентский метод избрания президента;
— внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и фактически, и юридически главой правительства, или он назначает главу правительства. Правительство несёт ответственность только перед президентом , а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку;
— при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентской республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике часто президент лишён права роспуска парламента , а парламент лишён права выразить недоверие правительству , но может сместить президента (процедура импичмента).
Таким образом, власть президента в президентской республике значительно шире по сравнению с другими высшими органами власти. Президент занимает главное место в структуре органов, формирующих правительство и управляющих им.
В конституционном праве общепризнанным фактом является определение Российской Федерации как смешанной республики. Во время учёбы студенты юридических факультетов узнают о существовании президентских республик и знакомятся с основаниями, по которым Российская Федерация к таковым не относится. Стоит заметить, что даже до внесения поправок в Конституцию РФ в 2020 году, в характеристике российского государства присутствовали элементы президентской республики. Например, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Российской Федерации Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст. 111). Также, когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч. 3 ст. 117). Эти конституционные положения свидетельствуют о несоразмерном разделении власти между Президентом и Государственной Думой. В перечисленных выше случаях несогласие Государственной Думы с кандидатурой Председателя Правительства РФ, Президента РФ с решением Государственной Думы о недоверии Правительству РФ дают Президенту РФ возможность распустить Государственную Думу и объявить новые выборы, фактически прекращая полномочия несговорчивого законодательного (представительного) властного органа Российской Федерации.
Помимо ранее существовавших конституционных установлений характеризовать Российскую Федерацию как президентскую республику позволяют изменения и дополнения Конституции РФ, внесённые летом 2020 года. Так, согласно ч. 1 ст. 83 Президент РФ имеет право назначать и освобождать от должности региональных прокуроров, для чего должен будет лишь проконсультироваться с Советом Федерации Российской Федерации. Часть 3 ст. 83 предоставила Президенту право инициировать отстранение судей Конституционного и Верховного судов РФ «в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий». Утвердить это решение должен Совет Федерации РФ. По логике принципа разделения властей и целей судебной власти как одной из ветвей власти государственной высшие суды должны участвовать в процессе привлечения к ответственности высших должностных лиц государства, а не наоборот.
Для полноты освещения рассматриваемого вопроса обратимся к Конституциям союзных государств и сравним их системы публичной власти. К примеру, Казахстан имеет президентскую систему правления, хотя в 2017 году парламент Казахстана принял поправки к Конституции, которые усилили роль самого парламента и заново выстроили границы между тремя ветвями власти. Теперь у президента больше нет права вето на решения конституционного суда, а часть его полномочий по подготовке законопроектов или консультированию переходит под руководство премьера и аппарата правительства. Кроме того новая Конституция Казахстана значительно усиливает полномочия местных уровней власти, выводя их из-под административной опеки центра и давая автономию. Изменения Конституции РФ, одобренные на всероссийском голосовании, наоборот, значительно увеличили влияние Президента РФ на другие ветви власти. И хоть формального закрепления статуса президентской республики в новой редакции Конституции РФ нет, предполагаем, что с расширением полномочий Президента РФ, переход возможен.
Такую вероятность публично озвучивал сам Президент РФ Путин В. В. Он неоднократно утверждал, что Российской Федерации нужна все же крепкая президентская власть, и что наша страна не может нормально развиваться, просто существовать стабильно в форме парламентской республики. Россия должна оставаться сильной президентской республикой [5]. Из сказанного можно сделать вывод, что имеется политическая воля и стремление главы государства к фактическому переходу от смешанной к президентской республике.
Одновременно существует ряд аргументов на нормативном и доктринальном уровне, подтверждающих смешанный характер республики в Российской Федерации. К их числу можно отнести положения первой главы Конституции России, где отсутствует прямое указание на то, что Президент является главой исполнительной ветви власти.
Отсутствие абсолютного президентского права вето, которое, хотя и не является неотъемлемым признаком президентской республики, но, тем не менее, встречается в странах с подобной моделью организации власти, также может рассматриваться применительно к России как элемент или косвенный признак смешанной модели организации власти.
Пункт «в» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ закрепляет полномочие Государственной Думы заслушивать ежегодные отчет Правительства России, что также несвойственно для президентской модели республики.
В. Е. Чиркин указывает, что в форме правления Российской Федерации есть не только некоторые черты парламентарной республики, но и «существенные черты президенциализма», делая вывод о полупрезидентском характере Российской Федерации с доминирующим положением Президента в структуре власти [4].
Наконец важным аргументом в пользу рассмотрения Российской Федерации как смешанной республики является Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ, где в статье 6, раскрывающей состав Правительства Российской Федерации, не упомянут Президент. Напротив, указание о руководстве Правительством Председателем Правительства, является характерной особенностью парламентских или смешанных республик, но совершенно не характерно для республик с президентской формой правления.
Проведённый анализ вопроса о возможности перехода Российской Федерации к президентской республике, позволяет констатировать, что в настоящее время в России сложилась реальная возможность для указанных действий, подкрепляемая новыми поправками в Конституцию РФ а также заявлениями самого Президента РФ.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изм. на 01.07.2020) // Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации: [сайт]. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007040001 (дата обращения: 19.04.2021)
- Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ // Текст: электронный // СПС «Консультант Плюс»: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_366950/ (дата обращения: 19.04.2021)
- Краснов, М. А. Персоналистский режим в России: опыт институционального анализа / М. А. Краснов — М.: Фонд «Либеральная миссия», 2006. — 180 с.-Текст: непосредственный
- Чиркин, В. Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. / В. Е. Чиркин. — Москва: Зерцало, 1998. — 448 c. — Текст: непосредственный.
- Послание Президента Федеральному Собранию. — Текст: электронный // Президент России: [сайт]. — URL: http://kremlin.ru/events/president/news/62582 (дата обращения: 19.04.2021)