С целью оценки готовности дошкольников к реализации комплекса ГТО в 2018–2019 годы в ДОУ провели сдачу норм ГТО дошкольниками. Сдача норм ГТО проходила в 2 этапа. Первый этап в сентябре 2018 года, а затем с целью получения динамики второй этап в мае 2019 года.
В тестировании приняли участие 2 подготовительные группы. Это дети от 6 до 7 лет, в количестве — 45 человек (мальчиков — 19 чел., девочек — 26 чел.). Тестирование включало следующие виды испытаний: бег на 30 м, смешанное передвижение на 1000 м, наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, подтягивание из виса лежа на низкой перекладине, прыжок в длину с места толчком двумя ногами, метание теннисного мяча в цель.
Рассмотрим результаты сдачи норм ГТО дошкольниками МБДОУ д/с № 64 в сентябре 2018 года (Таблица 1).
Таблица 1
Результаты сдачи норм ГТО воспитанниками в сентябре 2018 года
№ |
Наименование теста |
Мальчики |
Девочки |
|||||||
золото |
Сереб-ро |
Брон-за |
Не сдало |
золото |
серебро |
бронза |
Не сдало |
|||
1 |
Бег на 30 м. |
5 (26 %) |
7 (37 %) |
5 (25 %) |
2 (10 %) |
3 (12 %) |
2 (8 %) |
20 (76 %) |
1 (4 %) |
|
2 |
Смешанное передвижение на 1000 м (мин, сек) |
1 (5 %) |
2 (10 %) |
14 (75 %) |
2 (10 %) |
2 (8 %) |
1 (4 %) |
22 (84 %) |
1 (4 %) |
|
3 |
Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (кол-во раз) |
0 |
2 (10 %) |
16 (84 %) |
1 (5 %) |
1 (4 %) |
1 (4 %) |
23 (88 %) |
1 (4 %) |
|
4 |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи — см.) |
3 (16 %) |
3 (16 %) |
13 (68 %) |
0 |
4 (15 %) |
5 (19 %) |
17 (65 %) |
0 |
|
5 |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см.) |
- |
3 (15 %) |
11 (58 %) |
5 (26 %) |
- |
5 (19 %) |
16 (62 %) |
5 (19 %) |
|
6 |
Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м. (кол-во попаданий) |
- |
1 (5 %) |
16 (84 %) |
2 (11 %) |
- |
5 (19 %) |
20 (77 %) |
1 (4 %) |
|
Средний % |
10 |
16 |
66 |
8 |
9 |
12 |
76 |
3 |
||
Анализируя полученные результаты, мы можем сделать вывод, что результаты по нормативам, которые включены в ООП ДОУ выше, чем по тем, которых нет. Это объясняется тем, что дети не готовились на протяжении прошлых лет по нормативам, которые не включены в Основную образовательную программу. Трудности возникли при сдаче смешанного передвижения на 1000 м, подтягивание из виса лежа на низкой перекладине и метания теннисного мяча в цель, дистанция 6 м.
Анализ полученных результатов показал, что средний результат сдачи норм ГТО мальчиками был следующим: золото — 10 %, серебро- 16 %, бронза — 66 %, не сдало нормативы ГТО — 8 %. Девочками был достигнут следующий результат: золото — 9 %, серебро — 12 %, бронза — 76 %.
Показатели развития детей отражают достаточный уровень освоения содержания образовательной области «Физическое развитие» Основной образовательной программы дошкольного образования. Выбранные формы, методы и подходы в целом эффективны, но мы поставили цель улучшить полученные результаты.
На наш взгляд, внедрение комплекса ГТО в практику работы дошкольных образовательных организаций будет эффективным при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
- стимулирование интереса и развитие мотивации к сдаче норм ГТО у участников образовательного процесса;
- создание физкультурно-оздоровительной среды, способствующей подготовке детей и сотрудников к сдаче норм ГТО;
- взаимодействие ДОУ и семьи в процессе подготовки к сдаче норм ГТО.
В ДОУ проводилась работа по оздоровлению дошкольников: проводилась утренняя зарядка, Дни Здоровья, проводились физкультурные минутки на занятиях, дополнительные занятия в спортивных секциях, проводились подвижные игры в течении дня.
Для достижения лучших результатов и эффективного выполнения программы педагогам подготовительных групп и инструктору по физической культуре были даны рекомендации больше предлагать детям игр с метанием предметов в даль: «Кто бросит дальше», «Добрось до флажка», и игр с прыжками «Кто сделает меньше прыжков?», «Кто дальше прыгает?». Для улучшения результатов по подтягиванию, необходимо больше уделять внимания упражнениям, где будут задействованы группы мышц (отжимание от пола). Считаем необходимым, расширить спектр используемых игровых и проектных технологий. Методов и форм работы по увеличению доли индивидуально-ориентированных мероприятий по реализации образовательной программы.
В мае 2019 года на итоговом этапе эксперимента мы провели повторную сдачу нормативов ГТО дошкольниками ДОУ.
Рассмотрим результаты сдачи нормативов ГТО мальчиками МБДОУ д/с № 64 на начало и конец эксперимента (Таблица № 2).
Таблица 2
Результаты сдачи нормативов ГТО мальчиками на начало и конец эксперимента
№ п/п |
Наименование теста |
Этап |
Мальчики |
|||
золото |
серебро |
бронза |
Не сдало |
|||
1. |
Бег на 30 м. |
2018 |
5(26 %) |
7 (37 %) |
5 (25 %) |
2(10 %) |
2019 |
5(26 %) |
8(42 %) |
6(32 %) |
0 |
||
2. |
Смешанное передвижение на 1000 м (мин., сек.) |
2018 |
1(5 %) |
2(10 %) |
14(75 %) |
2(10 % |
2019 |
2(10 %) |
3(16 %) |
14(74 %) |
0 |
||
3. |
Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (кол-во раз) |
2018 |
0 |
2(10 %) |
16(84 %) |
1(5 %) |
2019 |
0 |
3(16 %) |
16(84 %) |
0 |
||
4. |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи — см.) |
2018 |
3(16 %) |
3(16 %) |
13(68 %) |
0 |
2019 |
4(21 %) |
4(21 %) |
11(58 %) |
0 |
||
5. |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см.) |
2018 |
- |
3(15 %) |
11(58 %) |
5(26 %) |
2019 |
5(26 %) |
4(21 %) |
10(53 %) |
0 |
||
6. |
Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м. (кол-во попаданий) |
2018 |
- |
1(5 %) |
16(84 %) |
2(11 %) |
2019 |
0 |
2(10 %) |
17(90 %) |
0 |
||
Средний % |
2018 |
10 |
16 |
66 |
8 |
|
2019 |
14 |
21 |
65 |
0 |
||
Выполняя норматив бег на 30 м., увеличилось количество мальчиков, сдавших данный норматив на серебряную медаль на 5 %, на бронзовую — на 7 %. На итоговом этапе эксперимента в результате внедрения организационно-педагогических условий не было ни одного ребенка который бы не сдал данный тест. При выполнении смешанного передвижения на 1000 м увеличилось количество мальчиков, сдавших данный норматив на золотую медаль на 5 %, серебряную медаль на 6 %. В результате внедрения организационно-педагогических условий не было ни одного ребенка, который бы не сдал данный норматив. Выполняя подтягивание из виса лежа на низкой перекладине, увеличилось количество мальчиков, сдавших данный норматив на серебряную медаль на 6 %. Выполняя наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, увеличилось количество мальчиков, сдавших данный норматив на золотую и серебряную медаль на 5 %, бронзовую на 10 %.
Увеличилось количество мальчиков, сдавших на золотую медаль прыжок в длину с места толчком двумя ногами — на 26 %, на серебряную и бронзовую медаль — на 5 %. В результате проведения эффективной работы на конец эксперимента не было ни одного ребенка, который не справился с данным нормативом. При метании теннисного мяча в цель увеличилось количество мальчиков, сдавших данный норматив на серебряную медаль на 5 %, бронзовую — на 6 %.
Таким образом, в результате внедрения организационно-педагогических условий мальчики на итоговом этапе эксперимента значительно улучшили результаты по сдаче норм ГТО.
Сравним результаты сдачи нормативов ГТО девочками на начало и конец эксперимента (Таблице № 3).
Таблица 3
Результаты сдачи нормативов ГТО девочками на начало и конец эксперимента
№ п/п |
Наименование теста |
Этап |
Девочки |
|||
золото |
серебро |
бронза |
Не сдало |
|||
1. |
Бег на 30 м. |
2018 |
3 (12 %) |
2 (8 %) |
20 (76 %) |
1 (4 %) |
2019 |
3 (12 %) |
3 (12 %) |
20 (76 %) |
0 |
||
2. |
Смешанное передвижение на 1000 м. (мин., сек.) |
2018 |
2 (8 %) |
1 (4 %) |
22 (84 %) |
1 (4 %) |
2019 |
2 (8 %) |
2 (8 %) |
22 (85 %) |
0 |
||
3. |
Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (кол-во раз) |
2018 |
1 (4 %) |
1 (4 %) |
23 (88 %) |
1 (4 %) |
2019 |
1 4 %) |
2 (8 %) |
23 (89 %) |
0 |
||
4. |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи — см.) |
2018 |
4 (15 %) |
5 (19 %) |
17 (65 %) |
0 |
2019 |
5 (19 %) |
6 (23 %) |
15 (58 %) |
0 |
||
5. |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см.) |
2018 |
- |
5 (19 %) |
16 (62 %) |
5 (19 %) |
2019 |
6 (23 %) |
6 (23 %) |
14 (54 %) |
0 |
||
6. |
Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м. (кол-во попаданий) |
2018 |
- |
5 (19 %) |
20 (77 %) |
1 (4 %) |
2019 |
0 |
6 (23 %) |
20 (77 %) |
0 |
||
Средний % |
2018 |
9 |
12 |
76 |
3 |
|
2019 |
11 |
16 |
73 |
0 |
||
Девочки на конец эксперимента значительно улучшили результаты по сдаче норм ГТО. Выполняя норматив бег на 30 м., увеличилось количество девочек, сдавших норматив на серебряную медаль на 4 %, на конец эксперимента не было, не сдавших этот норматив.
При выполнении смешанного передвижения на 1000 м. увеличилось количество девочек, сдавших данный норматив на серебряную медаль на 4 %, бронзовую медаль на 1 %. Выполняя подтягивание из виса лежа на низкой перекладине, увеличилось количество девочек, сдавших данный норматив на серебряную медаль на 4 %
Выполняя наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, увеличилось количество девочек, сдавших данный норматив на золотую и серебряную медаль на 4 %. Увеличилось количество девочек, сдавших на золотую медаль прыжок в длину с места толчком двумя ногами — на 23 %, на серебряную и бронзовую — на 4 %. Хотелось бы отметить, что как хороший результат на конец эксперимента все девочки справились с данным нормативом. На начало эксперимента было 5 чел (19 %), которые не смогли сдать данный тест. При метании теннисного мяча в цель увеличилось количество девочек, сдавших данный норматив на серебряную медаль на 4 %.
На конец эксперимента, в результате реализации организационно-педагогических условий, увеличилось количество детей с высоким уровнем сформированности движений (бег на 30 м, смешанное передвижение на 1000 м, подтягивание из виса леса на низкой перекладине, наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, прыжок в длину с места толчком двумя ногами, метание тенистого мяча в цель), а также не выявлено детей, которые не смогли справиться с выполнением нормативов, предусмотренных комплексом ГТО.
Как представлено в таблице, после реализации организационно-педагогических условий у детей повысился уровень сформированности навыков двигательной активности, интереса к физкультуре, уверенного и активного выполнения элементов техники основных движений, свободной ориентации в пространстве, переноса освоенных упражнений в самостоятельную деятельность. Результаты уровня сформированности навыков двигательной активности дошкольников представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Уровень физического развития детей до и после реализации организационно-педагогических условий
Таким образом, проводимые нами мероприятия способствовали благоприятной динамике отслеживаемых показателей. Это свидетельствует о высокой результативности сформулированных нами организационно-педагогических условий внедрения комплекса ГТО в практику дошкольного образования.
Литература:
- Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие / И. Е. Аверина. — 3-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 144 с.
- Аксенова Е. А. ВФСК ГТО как механизм приобщения обучающихся к здоровому образу жизни: федеральные проекты Минобрнауки России, реализуемые Институтом медико-биологических проблем РУДН [Электронный ресурс] http://www.znopr.ru/files/dowload/23f464981634212
- Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. — М.: Академический Проект, 2005. — 240 с.
- Воробьева М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М.Воробьева // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 7. — С. 5–9.
- Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» [Электронный ресурс] http://gto.ru/history