Данная статья посвящена вопросам стресса на рабочем месте и его влияния на сотрудника. Рассмотрены факторы возникновения стресса на рабочем месте и появление профессионального выгорания у современных сотрудников, а также их последствия.
Ключевые слова: профессиональное выгорание, стресс, синдром выгорания, сотрудник, предпосылки и последствия, управление стрессом.
Введение. В 21 веке, в веке высокопрогрессивных и быстроразвивающихся технологий, стремительного и насыщенного темпа жизни, стресс — стал ежедневным «спутником» большинства работников.
Термин «Стресс» произошел от англ. «Stress», что в переводе означает давление, напряжение, нагрузка. Впервые стресс описал Ганс Гуго Бруно Селье — канадский патолог и эндокринолог, в 1936 г., определив его как неспецифическую реакцию организма на внешнее воздействие. [3]
Стресс просыпается с человеком по утрам, вместе с ранним будильником, пока варится кофе, и в общественном транспорте, стресс рядом, когда человек за рулем, по пути в офис, пока бежит по лестнице в кабинет или едет в плотно набитом лифте, стресс окружает в современном мире повсюду.
Где обычный человек проводит большую часть своей жизни? Конечно же, на работе. Безусловно, есть люди, которые абсолютно счастливы в своей работе, они не жалуются на большое количество рабочих обязанностей и им не приходится оставаться сверхурочно. Но к большому сожалению, на самом деле таких счастливчиков очень мало. По исследованиям ученых в мире всего около 13 % людей, кто абсолютно доволен своей работой и счастлив на ней. [1]
На 2020 год население Земли составляет 7 817 410 000 человек, и всего около 13 % из них счастливы на своей работе, это 1 016 263 300 человек.
Причины, по которым возникает стрессовое состояние на работе, разнообразны. Неудовлетворенность сотрудника своей профессиональной деятельностью, конфликты в рабочем коллективе, высокие рабочие нагрузки, стиль руководства, недовольство зарплатой, отсутствие перспектив карьерного роста — все это может стать причиной профессионального стресса. [2]
«The American Institute of Stress», опросив американских соискателей работы, пришел к выводу, что чаще всего — в 46 % случаев — стресс на рабочем месте вызывают высокая нагрузка, длительные рабочие часы и нехватка полноценного отдыха, а именно диссонанс между выдвинутыми по отношению к работнику требованиями и его внутренними ресурсами; в 28 % случаев — отношения в коллективе, т. е. психоэмоциональные или психосоциальные факторы, а в 20 % случаев — дисбаланс между работой и личной жизнью. [6]
Стоит отметить, что актуальность данной темы отражена и в свете последних событий в стране и в мире, весь 2020 год — это сплошной стресс. Пандемия внесла свои коррективы в работу миллионов людей по всему миру. Многие впервые освоили «удалёнку», новые форматы взаимодействия с коллегами и руководством, новые гаджеты, а многие и вовсе были уволены и в дальнейшем вынуждены освоить новые сферы и направления для работы.
Для тех, кто все-таки остался на своем рабочем месте, и перешел в «удаленный формат» работы это определенный стресс. Возможно, вначале это и было интересно и отчасти комфортно — работать дома, где удобно, можно пить кофе когда угодно, ходить в комфортной одежде и сидеть за ноутбуком с любимым котом на коленях, но по прошествии времени для многих сотрудников весь комфорт начали затмевать такие моменты как постоянно отвлекающие факторы (члены семьи, питомцы и домашние обязанности, и самое распространенное «полежать пару минут на удобном диване или в кровати»), отсутствие живого общения с коллегами, со своим боссом, да и зачастую офис более технически оснащен для работы.
Поэтому работаете вы в офисе, дома, из личного автомобиля или из любой точки мира, то Вы так или иначе будете испытывать стресс. Всегда будут те, или иные факторы, которые будут вызывать напряжение и провоцировать стрессовое состояние.
Развитие стрессового состояния у сотрудника проходит поэтапно и в несколько стадий.
Первая стадия — это стадия тревоги или волнения, когда сотрудник сталкивается с факторами, которые доставляют дискомфорт и вызывают возмущения. При этом организм вынужден задействовать все свои возможные защитные механизмы и ресурсы, и поведение человека начинает меняться.
Стрессовые факторы и явления могут привести к тому, что состояние и поведение сотрудника кардинально меняется, например, спокойный и сдержанный человек начинает вести себя агрессивно, вспыльчиво, раздраженно и грубо отвечать. А сотрудник, который всегда был общительным и активным — наоборот закрывается в себе, переживает все происходящее «внутри», перестает общаться с коллегами. На первой стадии прослеживается потеря самоконтроля и деформация общения, состояние волнения и тревоги приводит к тому, что работник не может сознательно контролировать собственное поведение. Продолжительность первой стадии профессионального стресса достаточно индивидуальна для каждого человека и во многом зависит от его личных качеств. Так, например, спокойные и терпеливые люди могут долго накапливать внутреннее напряжение, а некоторые будут отвечать на стресс-фактор мгновенно.
Вторая стадия — это приспособление к стрессовым условиям. Сотрудник пытается противостоять стрессу и адаптироваться к нему. Данный этап считается особенно напряженным: работник может потерять контроль над собственными действиями, т. к. стресс разрушительно влияет на его психику, в более тяжелых случаях отмечается даже помутнение сознания. Именно поэтому в стрессовой ситуации люди часто совершают несвойственные для себя поступки — могут грубо ответить на вопросы и просьбы коллег и руководителя, подают заявление об увольнении и т. д. Многие впоследствии признаются, что они сами не понимают, как могли совершить подобные действия, и жалеют об этом. Данное состояние называется «аффектом».
Если стрессовая ситуация продолжается довольно длительное время, то наступает уже третья стадия — это истощение резервов организма. При ситуации, когда влияние стресс-фактора не устранено, а психологические и физические ресурсы организма уже исчерпаны — сотрудник больше не в силах противостоять ситуации и приспосабливаться к ней. Дальнейшее воздействие неблагоприятных обстоятельств и факторов может привести к хроническому стрессовому состоянию. Долго длящаяся стадия истощения часто приводит к различного вида болезням. Также, результатом непрекращающегося стресса может стать профессиональное «выгорание» сотрудника. [4]
Сегодня, набор причин, которые провоцируют стресс у современных сотрудников компании, довольно широк. Таким образом, можно констатировать тот факт, что у каждого современного индивида в той или иной степени на рабочем месте происходят стрессовые ситуации, от мелких до серьезных, которые в результате приводят к ряду дальнейших проявлений.
В этой связи растет не только важность разработки и регулярного проведения мероприятий по устранению стресса у сотрудников, его профилактики в организации, но и оценке уровня стрессоустойчивости кандидатов на собеседовании.
Стрессоустойчивость — это умение индивида сохранять самообладание, умение быстро адаптироваться к ситуации, внешним проявлениям и самоликвидировать проявление стресса. Стрессоустойчивость у кандидата на должность в компании можно оценить по целому спектру методик: это и непосредственное наблюдение со стороны эксперта за кандидатом, и беседа с высококвалифицированным психологом, и самооценка кандидата своего уровня стрессоустойчивости, и ряд психологических тестовых методик с дальнейшей интерпретацией специалиста и др. [5]
Стресс-интервью — занимает особое место в выявлении стрессоустойчивости. Стресс-интервью (или стрессовое интервью) — это беседа с кандидатом с использованием набора стрессовых вопросов, а также психологического давлении с целью вывести индивида из его собственной «зоны комфорта» и других провоцирующих стресс во время беседы инструментов.
К инструментам стрессового интервью можно отнести:
— нестандартные и некомфортные условия, в которых находиться кандидат во время беседы (неудобное место, душная или, наоборот, слишком холодная комната, посторонние шумы, и др.);
— агрессивность интервьюера;
— опоздание интервьюера на длительное время — долгое ожидание начала собеседования;
— присутствие в ходе интервью посторонних людей;
— нетактичные и провокационные вопросы и др.
Становится понятно, что даже самые уверенные в себе люди, не предупрежденные о проведении подобного рода интервью, могут испытывать некий дискомфорт, который в результате приведет к стрессу. Однако, есть мнения, что стрессоустойчивый человек будет в любой нестандартной ситуации сохранять самообладание, вести себя спокойно и достойно сложившейся ситуации, а также оставаться доброжелательным к интервьюеру.
Но тем не менее, прибегая к использованию стресс-интервью важно профессионально обучать менеджеров по персоналу — технологии стрессового интервью; применять стресс-интервью только в определенные моменты собеседования с кандидатом; избегать вопросов, оскорбляющих честь и достоинство кандидата; отходить от использования стрессового интервью для высшего менеджмента компании и пр.
Методики устранения организационного стресса разнообразны в современных компаниях. Среди них стоит выделить: работа штатного или внешнего корпоративного психолога, повышение корпоративного духа в коллективе с целью уменьшения уровня конфликтности и при помощи корпоративных мероприятий, создание комфортных условий труда, пропаганда в компании занятий спортом и активного, здорового образа жизни, правильного питания, постоянная обратная связь с руководителем, регулярный мониторинг методом устного или письменного (в том числе анонимного) опроса сотрудников о наличии у них тревоги и стресса, и причин, вызывающих их и много другое.
Таким образом, профессиональный стресс — это проблема уже не только сотрудника, находящегося под влиянием стресс-факторов, но и всей организации в целом.
Становится ясно, что «носители» стресса не в силах полностью отдаваться работе. Как следствие — это снижение производительности труда, качества выполняемой работы, или предоставляемых услуг и увеличение текучести кадров в компании.
О влиянии стресса на персонал организации и его последствиях, должны задуматься, в первую очередь, руководители, специалисты HR-служб и организационные психологи. Так как предупредить — всегда легче, чем лечить, т. е. исправлять те последствия, которые привели к уже критической ситуации.
Литература:
- Сколько времени мы тратим на работу? Аргументы и факты. URL: https://spb.aif.ru/society/people/skolko_vremeni_my_tratim_na_rabotu (Дата обращения: 15.11.2020)
- Стресс на работе, стресс от работы. HR лига сообщество кадровиков и специалистов по управлению URL: https://hrliga.com/index.php?module=news&op=view&id=11907 (Дата обращения: 15.11.2020)
- Стресс на работе, стресс от работы. HR портал URL: https://hr-portal.ru/article/stress-na-rabote-stress-ot-raboty (Дата обращения: 19.11.2020)
- Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. Практикум стресс-менеджмент. — СПб.: Питер, 2009
- Каменюкин А. Г. Ковпак Д. В. Стресс-менеджмент, 3-е изд. — СПб.: Питер, 2012
- Стресс на рабочем месте: что его вызывает и как с ним справиться? Businessnetwork URL: https://businessnetwork.lv/vvod/rost/stress-darbavieta-52797 (Дата обращения: 22.11.2020)