Будучи одним из самостоятельных элементов структуры основ правового статуса личности, общие принципы правового статуса личности занимают важное место в вопросе характеристики правового положения человека и гражданина.
Это те начала, которые определяют, с учётом каких основ осуществляются все права и свободы. Это те начала, которые признаются и охраняются правом, государством, с учётом которых, используются права и свободы человека и гражданина, исполнение его обязанностей.
Принципы, которые рассматриваются, способствуют определению основных черт статуса всех членов общества, а также осуществляют своё распространение на все права, свободы и обязанности, вне зависимости от того, в какой именно отрасли права они зафиксированы.
Характеризуя принципы, мы раскрываем их содержание, которое заложено в нормах Конституции Российской Федерации. Но нужно учитывать, что их практическое осуществление на данный момент в должной мере не обеспечено. О причинах такого положения дел нами мы уже было сказано, но можем и ещё раз их назвать. Это — сложности переходного периода, связанные со становлением рыночной экономики, скудности финансовых ресурсов страны, политической нестабильностью и т. д.
Различные источники (учебники, учебные пособия, монографии) содержат разное перечисление принципов правового статуса личности. Попытаемся же остановиться на характеристике главных, признанных всеми принципов. Конституция Российского государства по аналогии с конституциями таких стран, как США, Япония, Германия, Италия и некоторые другие государства, содержит следующие выражения принципов правового статуса личности:
- Равноправие — это одна из основных установок, лежащих в основе правового статуса личности. Её своеобразие в нашем случае заключается в том, что здесь речь идёт о равенстве в правах и обязанностях граждан, а не иных субъектов права.
С учётом важности данного принципа, законодателем осуществлено его включение в основы конституционного строя. Так, 2-м пунктом 6-й статьи Конституции закреплено положение, что: «каждый гражданин Российской Федерации имеет на её территории все права и свободы и несёт равные обязанности, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации».
Это положение также дополнено статьей 19 Конституции РФ, которой устанавливаются равенство всех перед законом и судом. Государством, подчёркивает пункт 2 указанной статьи Конституции, гарантируются равные права и свободы человека и гражданина, при этом не берутся во внимание пол, раса, происхождение, национальность, отношение к религии, языку, убеждения, имущественное и должностное положение, место жительства, принадлежность к общественным объединениям, а также иные обстоятельства. Запрещены какие-либо формы, ограничивающие права граждан по признакам национальной, социальной, языковой, расовой или религиозной принадлежности. Учитывая исторические традиции, Конституцией РФ закрепляется равенство прав, свобод и возможностей их осуществления для мужчин и женщин [3].
Равенство прав и свобод человека и гражданина (равноправие) Конституцией понимается в качестве равенства возможностей, а не в качестве фактического равенства, реально недостижимое в жизни. Формирование определённого усреднённого общества, всеобщего уравнительного образа жизни нереально, ибо каждым человеком по-разному реализуются его способности, его творческий потенциал.
Государством должны использоваться правовые средства с целью сократить имеющийся резкий разрыв в доходах граждан. На данном этапе проводимая в этом направлении работа довольно неэффективна, что является причиной неоправданного усиления расслоения населения, связанного с доходами и материальным обеспечением.
- Непосредственное действие прав и свобод. Указанный принцип в первый раз в ходе конституционного строительства в России закреплён в Конституции Российского государства, которая была принята в 1993году. Согласно 18-й статьи «Права и свободы человека и гражданина имеют непосредственное действие, ими определяются смысл, содержание и применение законодательной базы, функционирование законодательной и исполнительной ветвей власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием»; верховенство Конституции Российского государства и действие этого принципа означают, что ни одним органом в стране не может быть издан правовой акт, содержащий права, свободы и обязанности, которые бы вступали в противоречие с конституционным либо ограничивали их. В основе указанного принципа лежит закреплённое в 15-й статье Конституции Российского государства его прямое действие, которое является одним из юридических свойств Основного Закона.
- Неотчуждаемость (неотъемлемость) основных прав и свобод. Принцип правового положения заключается в неотчуждаемости основных прав и свободы человека и в том, что есть у каждого от рождения. Это значит, что ни одно лицо, ни по каким-либо причинам нельзя лишить конституционных прав и свобод (2-й пункт 17 статьи Конституции РФ). Проявление этого принципа мы находим также в конституционной норме, которой закрепляется, что гражданин Российского государства не может быть лишён гражданства (3-й пункт 6-й статьи Конституции).
«В основе правовой системы, — по справедливому замечанию Румянцева О. Г., — должна лежать философия признания ценностей общечеловеческого характера в качестве естественных прав человека, которые приобретают в ходе своего исторического развития общецивилизованный характер. Они являются составляющей частью природы человеческой личности, а, следовательно, их утрата по существу является уничтожением личности, потерей самого себя» [4].
- Из конституционного положения о неотчуждаемости прав и свобод проявляется следующий принцип. Вопросы запрета незаконного ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина вытекают из гуманной сути и назначения Конституции. В общем виде указанный принцип закреплён статьёй 55 Конституции государства, которой устанавливается, что в Российской Федерации нельзя издавать законы, которыми отменяются или умаляются права и свободы человека и гражданина. Указанное положение дополняет норма Конституции, заключающаяся в том, что «какие-либо нормативно-правовые акты, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут быть применены, если их не опубликовали для всеобщего сведения» (3-й пункт 15-й статьи Конституции).
Конституция, являясь основным законом страны, не в состоянии осуществить закрепление всех возможных прав и свобод, а устанавливает только самые важные из них. В связи с этим в 55-й статье Конституции подчёркивается: «Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно быть истолковано в качестве отрицания или умаления иных общепризнанных прав и свобод человека и гражданина».
Запрещение в ограничении прав и свобод не может быть абсолютным. Человек живёт в обществе, и его интересы, в большинстве случаев, пересекаются с интересами других людей, поэтому третий пункт 17 статьи Конституции РФ подчёркивает, что «исполнение прав и свобод человека и гражданина не должно приводить к нарушению прав и свобод других лиц». Указанные ограничения могут быть только в тех случаях, которые установлены законом. Как закреплено пунктом 3 статьи 55 Конституции, «Права и свободы человека и гражданина могут ограничиваться Федеральным законом только в той мере, в какой это требуется, чтобы осуществить защиту основ конституционного строя, здоровья, нравственности, прав и законных интересов других лиц, обеспечить оборону государства и безопасности страны». С учётом требований этой нормы, к примеру, статьей 56 российской Конституции закреплено, что при чрезвычайном положении с целью обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя согласно Федеральным конституционным законам могут быть установлены определённые ограничения прав и свобод, при этом с обязательным указанием пределов и сроков их действия.
Ряд ограничений при реализации прав и свобод содержат статьи главного документа России, которые закрепляют конкретные права и свободы человека и гражданина. Так, статьей 32 устанавливаются основания для ограничения избирательных прав граждан, а статьей 35 — ограничения в вопросах использования имущественных прав и так далее.
По большому счёту, проблема установления конституционных ограничений — это проблема наличия рамок свободы человека в обществе.
В статье 4 Декларации прав человека и гражданина Франции 1789г. было сформулировано правило, которое уже стало аксиомой. «Свобода, — гласит она, — заключается в возможности делать всё, что не вредит другому: следовательно, реализация естественных прав каждого человека ограничено только границами, обеспечивающими другим членам общества пользования этими же правами» [1].
И нашей Конституцией, как уже сказано, закреплено подобное правило в 3-й части 17-й статьи.
Однако не все имеющиеся права и свободы можно ограничивать даже при чрезвычайном положении. Не подлежат такому воздействию права и свободы, которые перечислены статьей 56 Конституции, к примеру, это касается права на жизнь, свободы совести, свободы вероисповедания, права на жилище, права на судебную защиту и других.
- Соответствие международным актам о правах человека. Среди норм, содержащихся в основе конституционного строя нашего государства, числится и норма о том, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России — составная часть её правовой системы. В том случае, когда международным договором Российской Федерации устанавливаются другие правила, чем те, которые предусмотрены законом, то применение находят правила международного договора» (пункт 4 статьи 15 Конституции).
Статьёй 17 Конституции устанавливается, что Российская Федерация признаёт и осуществляет гарантию прав и свобод человека и гражданина в соответствии с требованиями «общепризнанных принципов и норм международного права» [2].
Среди международных документов, касающихся прав человека, нужно назвать Всеобщую декларацию прав человека (дата принятия — 10.12.1948г.), Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (дата принятия — 19.12.1966г.), Конвенцию о правах ребенка (дата принятия — 20.11.1989г.). Реализуя вышеуказанные конституционные положения, Россия на протяжении последнего времени ратифицирована некоторые международно-правовые акты, которые напрямую относятся к правам и свободам человека, в первую очередь, это касается Европейской хартии местного самоуправления; Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию и Протоколов к ней; Конвенции об упразднении принудительного труда; Конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин, трудящихся с семейными обязанностями и других.
- Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы не только предоставлены Конституцией, но их осуществление обеспечивает совокупность гарантий, такие как: экономические, социальные, политические и правовые. Предмет рассмотрения государственного права — правовые государственные гарантии.
Согласно статье 2 Конституции, Российская Федерация берёт на себя обязательства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. Статьей 7 Конституции наша страна объявляется социальным государством, устанавливается, что его политика имеет направленность на создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека.
Пунктом 1 статьи 17 Конституции подчёркивается, что Российская Федерация не только признаёт, но и выступает в качестве гаранта прав и свобод человека и гражданина. В 45-й статье Конституции также закрепляется тот факт, что «государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждому дано право на защиту своих прав и свобод всеми способами, которые не запрещены законом». Почти каждая статья ІІ — й главы Конституции содержит конкретные правовые и другие гарантии реализации прав и свобод. Именно эта статья устанавливает ряд отдельных прав и свобод человека и гражданина.
Помимо перечисленных выше, можно назвать и ряд других принципов, которые встречаются в литературе юридической направленности. Это, к примеру, принцип единства прав и обязанностей (3-я часть 17-й статьи, 2-я часть 6-й статьи Конституции РФ).
Наличие взаимной связи прав и обязанностей является объективной потребностью, а конституционное закрепление этой потребности — её юридическое выражение. Нашедший своё закрепление в Конституции Российского государства, данный принцип в полной мере соответствует духу и букве действующих международно-правовых актов, в том числе, Всеобщей декларации прав человека, которая принята ООН и провозглашает, что у «каждого человека есть обязанности перед обществом, в котором он только и может свободно и полно развивать свою личность», что для реализации прав и свобод граждан требуется «должное признание и уважение прав и свобод других, удовлетворение справедливых требований морали, общего порядка и благосостояния в демократическом обществе».
Можно привести и ряд иных принципов: в первую очередь, это касается принципа приоритета прав, свобод и интересов личности; принципа взаимной ответственности государства и личности; принципа динамизма правового статуса личности и др.
В завершении можно упомянуть об интересной характеристике принципов, которую предложил немецким учёный Б. Грефрат:
а) принципы — это нормы, не являющиеся только политико-правовыми пунктами программ или теоретико-правовым обобщением норм;
б) принципы — универсальные нормы. Не все общепризнанные нормы можно считать принципами, но все принципы могут быть только универсальными нормами;
в) отличие основополагающих принципов от иных общепризнанных норм в том, что они отражают определённые основные закономерности исторического развития:
г) принципы — императивные нормы. Это значит, что необходимо перевести все остальные нормы в соответствие с ними;
д) принципы — это не только критерии правомерности других норм, они в то же время являются и направляющими положениями для последующего развития международного права, его конкретных норм, которые служат раскрытию и осуществлению данных принципов.
Литература:
- Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. № 67, 05.04.1995
- Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Л. В. Андриченко, С. А. Боголюбов, Н. С. Бондарь и др.; под ред. В. Д. Зорькина. 2-е изд., пересмотренное. М.: Норма, Инфра-М, 2019. 1008 с.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014, № 9, ст. 851.
- Теория государства и права / Отв. ред. В. М. Корельский и В. Д. Перевалов. — Екатеринбург, 2018. -С.41