В данной статье рассматриваются особенности развития информационного обеспечения дистанционно-образовательных технологий в эпоху пандемии.
Ключевые слова: дистанционно-образовательные технологии, пандемия, COVID-19.
This article discusses the features of the development of information support for distance education technologies in the era of pandemics.
Keywords: distance education technologies, pandemic, COVID-19.
В последние годы в образовательных технологиях произошли быстрые инновации. Текущие образовательные технологии в основном связаны с использованием новых ИТ-устройств и оцифровкой учебников и учебных материалов. Хотя такие технологии повышают эффективность образования, они не увеличивают эффект образования и, следовательно, не меняют коренным образом услуги образования.
Пандемия Covid-19, бушующая по всему миру, вызвала крупномасштабные институциональные и поведенческие «шоковые эффекты» в различных сферах человеческой деятельности, включая образование. Воздействие на учащихся беспрецедентно: 9 апреля 2020 года во всем мире более 1 500 000 000 учащихся от начального до высшего образования не могут посещать школу. [1, c.2]
Из-за массовых и неожиданных закрытий затронутые страны и сообщества были вынуждены искать быстрые решения в различных платформах цифрового обучения. Этот быстрый переход от классного обучения к онлайн-обучению отложил в сторону более глубокие вопросы, связанные с национальной политикой в области образования и теоретическими основами и предпосылками.
Во время повсеместных блокировок, вызванных Covid-19, школы и учителя используют практически любые доступные цифровые инструменты для обеспечения продолжения преподавания и обучения. Краткосрочные решения необходимы с социальной, педагогической, политической и экономической точек зрения, однако время кризиса — не лучший момент для составления долгосрочных политических планов и / или инвестиций в образовательные технологии.
Во время пандемии Covid-19 гипотеза «неполного образования» дает компаниям, работающим в сфере информационных технологий, возможность продавать непроверенные решения, которые иногда имеют мало общего с правильным преподаванием и изучением философии. Некоторые компании, работающие в сфере информационных технологий, сейчас щедро предлагают свои услуги и продукты бесплатно в надежде на дальнейшие продажи. По мере того, как эти инструменты внедряются в педагогическую практику, становится трудно вернуться назад. Кроме того, что еще более тревожно, некоторые из этих инструментов используют требования входа в систему и отслеживающие файлы cookie для сбора и обработки данных, которые можно будет монетизировать в будущем. Это растущая бизнес-модель в условиях научно-технического капитализма, где разработка полезных технологических продуктов и услуг менее важна, чем владение и контроль над собранными персональными данными.
Во время пандемии Covid-19 образовательные учреждения стремились найти средства, чтобы студенты могли продолжить учебу, несмотря на кризис и социальное дистанцирование. Это дало беспрецедентный толчок онлайн-обучению. Во многих случаях, чтобы обеспечить продолжение обучения, образовательные учреждения приступили к поиску быстрых решений с помощью ed-tech. Это создало рынок продавцов, на котором компании, работающие в сфере информационных технологий, охотно воспользовались возможностью предоставлять свои услуги. Некоторые были готовы предложить свои услуги и платформы бесплатно в момент кризиса. Тем не менее, если посмотреть на недавние разработки платформы для образовательных технологий, бесплатное использование может быть не только для благотворительности. Для многих современных платформ датафикация или использование данных, созданных пользователями, для получения прибыли стало бизнес-моделью. Имея это в виду, сомнительно, существует ли много таких поставщиков услуг для развития лучших возможностей обучения как таковых. Вместо этого мотивация может заключаться в разработке и оптимизации технологических платформ, использующих данные в качестве бизнес-модели. Поэтому их цель — заставить их платформу использовать, а пользователей — генерировать данные.
Несмотря на огромные последствия пандемии, этот глобальный кризис также стал отличным временем для обучения. Из-за пандемии изменились два важных фактора. Во-первых, педагогическая адаптация оказалась решающей, поскольку традиционные модели чтения лекций не переносятся в среду дистанционного обучения. Независимо от типа используемого канала (радио, телевидение, мобильные, онлайн-платформы и т. д.) учителям необходимо адаптировать свои методы и проявлять творческий подход, чтобы удерживать учащихся, поскольку каждая семья становится классной комнатой — чаще всего — без среды, которая поддерживает обучение. Некоторые страны поддерживают в этом учителей. В Сьерра-Леоне, где основным каналом дистанционного обучения является радио, для учащихся открыта «прямая» и бесплатная телефонная линия, по которой они могут звонить учителям и задавать вопросы, а расписание радио-уроков дает детям время, чтобы помочь своим семьям в повседневных делах.
Во-вторых, пандемия изменила то, как учителя распределяют свое время между преподаванием, взаимодействием с учениками и административными задачами. Пандемия высветила необходимость гибкости и увеличения времени для взаимодействия ученика с учителем.
Почти 90 % стран, ответивших на опрос министерств образования о национальных мерах реагирования на COVID-19, проведенный ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и Всемирным банком (2020), поддержали учителей, делясь рекомендациями, в которых подчеркивается важность: обратной связи с учащимися, поддержания постоянного общения с опекунами и отчетности перед местными образовательными учреждениями для отслеживания обучения.
Столкнувшись с пандемией, страны объединили высокотехнологичные и низкотехнологичные подходы, чтобы помочь учителям лучше поддерживать обучение учащихся.
Технологии также расширили поддержку государственных учителей, адаптировав существующие программы коучинга для удаленной реализации, создав пространство для программ поддержки сверстников или создание горячих линий для учителей.
Технологические вмешательства должны улучшить взаимодействие учителей со студентами за счет улучшения доступа к контенту, данным и сетям, помогая учителям лучше поддерживать обучение учащихся, как изложено в Платформе Всемирного банка для успешных учителей, где эффективное использование технологий является одним из ключевых принципов обеспечить кадрами эффективных учителей.
В то время как страны находятся на разных этапах показателей заражения COVID-19, в настоящее время в мире насчитывается более 1,2 миллиарда детей в 186 странах, пострадавших от закрытия школ из-за пандемии. В связи с этим внезапным отходом от классной комнаты во многих частях земного шара некоторые задаются вопросом, сохранится ли внедрение онлайн-обучения после пандемии и как такой переход повлияет на мировой рынок образования.
Еще до COVID-19 в образовательных технологиях уже наблюдался высокий рост и распространение: глобальные инвестиции в образовательные технологии достигли 18,66 миллиардов долларов в 2019 году, а общий рынок онлайн-образования к 2025 году, по прогнозам, достигнет 350 миллиардов долларов, инструменты видеоконференцсвязи или программное обеспечение для онлайн-обучения, после COVID-19 наблюдается значительный всплеск использования.
В то время как одни считают, что незапланированный и быстрый переход к онлайн-обучению — без обучения, недостаточной пропускной способности и небольшой подготовки — приведет к плохому пользовательскому опыту, который не способствует устойчивому росту, другие полагают, что возникнет новая гибридная модель образования со значительными преимуществами.
Многие университеты уже совершили успешный переход. Например, Чжэцзянскому университету удалось провести более 5000 онлайн-курсов всего за две недели после перехода с использованием DingTalk ZJU. Имперский колледж Лондона начал предлагать курс по науке о коронавирусе, который в настоящее время является самым посещаемым курсом, запущенным на Coursera в 2020 году.
Однако есть проблемы, которые необходимо преодолеть. Некоторым учащимся, не имеющим надежного доступа в Интернет и / или технологий, сложно участвовать в цифровом обучении; этот разрыв наблюдается между странами и между категориями доходов внутри стран. Например, по данным ОЭСР, в то время как 95 % учащихся в Швейцарии, Норвегии и Австрии имеют компьютер для учебы, только 34 % в Индонезии имеют его.
В России существует значительный разрыв между людьми из привилегированных и неблагополучных семей: в то время как практически все 15-летние из привилегированных семей заявили, что у них есть компьютер для работы, почти 25 % из неблагополучных семей его не имеют.
Таким образом, эта пандемия полностью подорвала систему образования, которая, как многие утверждают, уже теряла свою актуальность. В своей книге «21 урок для 21 века» ученый Юваль Ноа Харари описывает, как школы продолжают уделять внимание традиционным академическим навыкам и механическому обучению, а не таким навыкам, как критическое мышление и адаптируемость, которые будут более важны для успеха в будущем. Может ли переход к онлайн-обучению стать катализатором создания нового, более эффективного метода обучения студентов? В то время как некоторые обеспокоены тем, что поспешный характер перехода к сети мог помешать достижению этой цели, другие планируют сделать электронное обучение частью своей «новой нормы» после того, как почувствовали преимущества на собственном опыте.
Нарратив «образование сломано и должно (и может) быть исправлено с помощью технологий». Решение всех возможных проблем с помощью технологий или технологизации тесно связано с образованием или навязыванием более глубоких социальных проблем и задач, которые необходимо решить.
Неотложной задачей в связи с пандемией Covid-19 является активное вовлечение людей, сетей, проектов, исследований и общественных обсуждений для продвижения критически и рефлексивно информированной практики. Необходимо применять и развивать критически важные прикладные исследовательские методики и создавать принципы проектирования для демократической и эмансипативной цифровизации образования. Более того, нужен более широкий общественный диалог о целях образования и о том, какое общество человечество хочет развивать в мире с Covid-19. Технологии и их поставщики должны последовать их примеру.
Основные тенденции в сфере образования создают впечатление, что внезапные и быстрые изменения в образовательных технологиях приведут к созданию идеальной системы, что не всегда так. На сегодняшний день существуют следующие проблемы и ограничения этих тенденций:
1) плохое управление мотивацией,
2) негативный эффект использования ИТ-устройств в образовании,
3) неравенство в образовании вследствие цифрового неравенства.
Опасения и ограничения не обязательно вызваны пандемией COVID-19.
Цифровизация — это непростой процесс, и образовательное сообщество не готово к максимальному использованию преимуществ дистанционного обучения. В настоящее время дистанционное обучение предполагает дублирование учебного материала на онлайн-платформе. Более того, многие учителя и родители чувствуют себя некомфортно или незнакомы с технологиями. Родители также изо всех сил стараются контролировать дистанционное обучение или домашнее обучение маленьких детей. Следовательно, полный переход к дистанционному обучению требует не только прочной инфраструктуры ИКТ, но и поддержки учителей, учащихся и родителей. Несмотря на все испытания и ошибки при переходе, мы можем ожидать улучшений, таких как усовершенствованные инструменты онлайн-обучения, свободное владение цифровыми технологиями, а также насыщенные и увлекательные уроки.
Цифровое образование и традиционное образование имеют свои сильные и слабые стороны. В будущем дистанционное обучение предложит студентам больше возможностей, чем традиционное образование. Образовательные технологии позволят студентам взять на себя ответственность за свое обучение. Брать на себя ответственность за свое обучение — это новая норма образовательных услуг, которая постепенно формируется.
Литература:
- Влияние коронавируса COVID-19 на экономику стран мира // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/