В статье проводится анализ соревновательной деятельности школьников различных возрастов, а именно 10–15 лет, выступавшие на всероссийском соревновательном уровне совместно со спортивными школами «Шиповка Юных». В данном исследовании использовались методы: анализ научно-методической литературы, анализ архивных документов.
Ключевые слова: легкая атлетика, школьники, шиповка юных, анализ, инфраструктура.
Легкая атлетика является комплексным видом спорта, включающим в себя различные виды дисциплин. Она по праву считается королевой спорта, недаром, два из трех призывов в девизе «Быстрее, выше, сильнее» можно не задумываясь отнести к именно легкоатлетическим дисциплинам. Легкая атлетика составляла основу спортивной программы первых олимпийских игр. Свои позиции легкой атлетике удалось завоевать за счет простоты, доступности и, если хотите, естественности своих соревновательных дисциплин. Это один из основных и наиболее массовых видов спорта.
Легкая атлетика — вид спорта, объединяющий такие дисциплины как: ходьба, бег, прыжки (в длину, высоту, тройной, с шестом), метания (диск, копье, молот, и толкание ядра) и легкоатлетические многоборья. Один из основных и наиболее массовых видов спорта.
На соревнования по легкой атлетике, как и по другим видам спорта, приезжают из различных городов и районов на соревнования разных категорий. Общий зачет делается отдельно по сельским районам и отдельно по городам. Однако многие сельские поселения пытаются равняться и даже выигрывать город.
Методы и организация. 2 метода, использующийся в данном исследовании: метод научно-методической литературы и метод анализа архивной документации.
Метод научно-методической литературы необходим для сбора общей информации по легкой атлетике, для большего понимания базовых направлений, формирование очков и т. п.
Метод анализ архивных документов несет в себе само исследования, то есть является одним из важнейших методов данного исследования. В качестве документации берутся итоговые протоколы соревнований по легкой атлетике под названием «Шиповка Юных». Данной документацией можно ознакомиться на сайте Всероссийской Федерации легкой атлетике. Итоговые протоколы соревнований «Шиповка Юных» берутся прошедшие 3 года соревнований, 2021 год мы не можем брать, так как по Единому Календарю соревнований он состоится только с 21 по 28 марта 2021г.
Результаты и их обсуждения. Разработана учебная программа курса повышения квалификации «Детская легкая атлетика» для школьных учителей физической культуры и тренеров по легкой атлетике 18 с антидопинговым разделом. Программа реализуется в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК).
Организация мастер-классов именитых легкоатлетов — призеров и победителей чемпионатов России, Европы, мира и Игр Олимпиады) для детей школьного возраста на ключевых спортивно-массовых событиях в субъектах Российской Федерации. За последние 4 года проведено более 100 мастер-классов для более чем 80000 детей (в том числе в 2015 году 28 мастер-классов для 40000 детей). Мастер-классы широко освещаются в региональных СМИ и на официальном сайте ВФЛА. Цель проекта «Новые звезды «Русской зимы» — привлечение внимания к активному образу жизни, спорту и в особенности легкой атлетике. В рамках проекта проводится серия звездных мастер-классов для подростков в возрасте 12–15 из разных регионов России. Каждый мастер-класс приурочивается к наиболее знаковому спортивно-массовому событию региона, ведущими являются наиболее авторитетные спортсмены — звезды первой величины. Каждое событие широко освещается в СМИ и на официальном интернет — сайте Всероссийской федерации легкой атлетики. Проект полностью финансируется за счет Гранта, полученного от Фонда Кока-Кола.
В 2016 году с 20 по 29 марта в Казани (Республика Татарстан) были проведены Всероссийские соревнования по легкоатлетическому четырехборью «Шиповка юных» в помещении. Соревнования проводились по трем возрастным группам (2005–2006, 2003–2004 и 2001–2002 годов рождения), в личном и командном первенстве среди городских школ, сельских школ, школ-интернатов и детских домов. В финальных соревнованиях приняло участие по протоколам 926 спортсменов. В соревнованиях возраста 2005–2006 г. р. приняли участие по протоколам 231 человек (106 мальчиков и 125 девочек). Среди них команд мальчиков: городских общеобразовательных школ — 10, сельских общеобразовательных школ — 5; команд девочек: городских общеобразовательных школ — 10, сельских общеобразовательных школ — 4; школы — интернаты — 2. В соревнованиях возраста 2003–2004 г.р. приняли участие 407 человек (177 юношей и 230 девушек). Среди них команд юношей: городских общеобразовательных школ -16, сельских общеобразовательных школ — 10; школ — интернатов — 2; команд девушек: городских общеобразовательных школ -21, сельских общеобразовательных школ — 7. В соревнованиях возраста 2001–2002 г.р. приняли участие 293 человека (156 юношей и 137 девушек). Среди них команд юношей — 9; команд девушек-13. С 27 сентября по 5 октября 2016 г. в Адлерском районе г. Сочи (Краснодарский край) проводились Всероссийские соревнования по легкоатлетическому четырехборью «Шиповка юных». Соревнования проводились по трем возрастным группам (2005- 2006, 2003–2004 и 2001–2002 годов рождения), в личном и командном первенстве среди городских школ, сельских школ, школ-интернатов и детских домов. В финальных 20 соревнованиях приняло участие (по протоколам) 1012 спортсмена из 95 территорий Российской Федерации. В соревнованиях возраста 2005–2006 г. р. приняли участие (по протоколам) 243 человек (97 мальчиков и 146 девочек). В соревнованиях возраста 2003–2004 г.р. приняли участие 387 человек (162 юношей и 225 девушек). В соревнованиях возраста 2001–2002 г.р. приняли участие 382 человек (189 юношей и 193 девушек). Среди них команд юношей-29 и девушек-26. [2]
Если же проследить участников 14–15 лет за 2 года проведения «Шиповки Юных» можно заметить, что в 2019 году намного больше выступали команды образовательных учреждений, чем в 2018 году. По общему зачету в 2018 году выиграла команда г. Красноярска, однако на втором месте с проигрышем в 124 очка идет Мамонтовская СОШ. Могу предположить, что в 2019 году данная школа могла выиграть по причине того, что были улучшены условия проведения кружка по легкой атлетике, либо было выдано спонсирование данного вида спорта. Эти улучшения могли начаться по причине того, что данная организация несколько лет подтверждала свои титул победителя в командном зачете.
В основном внеурочные занятия преподаватели начинаются вносить только в 6–8 классе в зависимости от направления обучения, от физической подготовленности школьников на тот или иной возрастной период. Преподаватели физической культуры приглашают на свои внеурочные занятия только тех обучающихся, которые хорошо проявляют физическую активность, интерес к данному виду спорта либо же берут во внеурочные занятия тех школьников, которых возможно «привели» родители. В данном возрасте дети только начинают вытягиваться в рост, у девочек может начаться менструальный цикл, что затрудняет деятельность внеурочных занятий и занятий физической культурой в целом. Также в некоторых случаях у девушек может начаться раннее созревание организма, что приведет к психологическим и физическим трудностям.
Инвентарь — неотъемлемая часть внеурочного занятия. Без инвентаря не провести урок, не провести вообще ничего. Поэтому о необходимости инвентаря это всем известный факт. Даже самый элементарный инвентарь должен присутствовать в образовательных школах: секундомер, манишки, теннисные мячи, конусы (либо другая разделительная разметка), флажки, маты и др.
Также имеет значение количество инвентаря. Если занимается соответственно 5–7 учащихся, то на каждого человека должен быть инвентарь (например, манишки, мячи).
Финансирование иногда решает многие вопросы, особенно в сельской местности. Так как в сельской местности проходят мало соревнований, то для повышения опыта учащихся в данной сфере необходимо выезжать на различные соревнования спортивного характера либо некоторые школы без должного финансирования не выезжают даже на самые низкие категории соревнований (спартакиады, районные соревнования и т. д.)
Выводы. Делая вывод по всей работе, хочется сказать, что сравнение городских команд и сельских команд очень сложный процесс. Каждый город, каждое село находятся на разных уровнях развития спорта, разный уровень оснащения школ, различный уровень плотности населения. Вышеупомянутые факторы влияют не только спортивную деятельность тренеров, спортсменов, но и просто учащихся образовательных школ. К счастью, сейчас имеются различные гранты, поощрения для общеобразовательных школ, выступающих на высоких категориях соревнований, и пытаются соперничать со спортивными школами.
С 2016 года начался проект как для образовательных школ, спортивных школ, высших учебных заведений финансированием которого занимается Всероссийская Федерация легкой атлетики. Результаты данного проекта уже можно проследить в этой работе. Всероссийское соревнование «Шиповка Юных» является одним из ключевых моментов данного проекта, поэтому даже можно сказать, что данное исследование это промежуточный итог начавшегося проекта в 2016 году и продолжавшегося по сей день.
Литература:
- Письмо Минпросвещения России от 5.09.2018г. № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности»
- Приказ Министерство спорта РФ от 17 марта 2017г «Об утверждении программы развития легкой атлетики в Российской Федерации на 2017–2020 годы».
- Дубровский В. И. «Лечебная физическая культура (кинезотерапия): учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений./ В. И. Дубровский// 2-е изд., стер. — М.: Гума-нит.изд.центр ВЛАДОС, 2001 г. ISBN 5–691–00769–6
- Матвеев Л. П. «Теория и методичка физического воспитания: учеб. Для ин-тов физ. культуры» / Л. П. Матвеев// — М.: Физкультура и спорт, 1991 г.
- Всероссийская федерация легкой атлетики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: rusathletics.info