В настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с анализом законодательства о защите информации об участниках судебного процесса, путем проведения процедуры деперсонификации текстов судебных актов. Настоящая статья построена на анализе существующих нормативных актов в указанной сфере.
При написании статьи применялись следующие методы: анализ, обобщение, а также использовался системный подход.
Ключевые слова: деятельность судов, размещение текстов судебных актов, деперсонификация, доступ к правосудию, анализ.
Начнем анализ нормативно-правовых актов с основополагающего акта, а именно с Конституции. Конституцией Российской Федерации [1] в ст. 123 провозглашено гласное и открытое судопроизводство. Также в ст. 29, ч. 4 [1] указанно на право лиц свободно получать и распоряжаться информацией. Реализовывать вышеуказанные принципы, необходимо таким образом, чтобы не нарушить права граждан на личную, семейную и иную охраняемую законом тайну.
Вышеперечисленные конституционные права граждан более детально применительно к судебной системе были раскрыты в Федеральном законе «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» [2]. Законом определены: основные понятия, способы получения информации и требования при размещении текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии со статьей 6 анализируемого акта одним из способов является размещение информации о деятельности судов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно п. «г» ч.2 ст.14 указанного ранее федерального закона к информации о деятельности судов, размещаемой в сети «Интернет» относятся тексты судебных актов, которые суды обязаны публиковать в соответствии со ст. 15 данного акта.
Для правомерного размещения информации о движении дела и опубликования текстов уже принятых судебных актов необходимо провести процедуру деперсонификации текстов судебных актов.
При публикации информации крайне необходимо учитывать интересы лиц в области охраны их данных от постороннего вмешательства и разглашения информации, лицам, не имеющим к ней доступа.
Федеральный закон «О персональных данных» РФ от 27.07.2006 N 152-ФЗ [3] регулирует сферу правоотношений, связанную с защитой персональных данных.
Указанный закон также относится к нашей теме, поскольку защита персональных данных является важным аспектом при размещении информации о деятельности судов.
Целью Закона является регламентирование принципов, прав и обязанностей в сфере обработки и применения персональных данных. В ст. 3 содержатся основные определения. В п.3 ст. 6 рассматриваемого Федерального закона разрешается обработка персональных данных граждан при всех существующих видах судопроизводства [3]. Однако необходимо понимать, что данные сведения не подлежат разглашению, что предусмотрено ст.7, и за нарушение указанного положения наступает ответственность, предусмотренная действующим законодательством, вплоть до уголовной.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2017 г. «Об утверждении Положения о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» [4]не относится к нормативным актам, норегламентирует размещение текстов судебных актов на официальных сайтах судов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и является обязательным для применения судами. В частности, Постановление содержит порядок деперсонификации текстов судебных актов.
В действующем законодательстве отсутствует понятие деперсонификации.
По мнению авторов статьи под деперсонификацией судебных актов понимается процесс по обезличиванию (удалению, изменению или замене) персональных данных из судебных актов при их размещении в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
На практике часто встречаются ситуации, связанные с чрезмерным удалением информации из текстов судебных актов, реже встречаются случаи, когда из текста судебного акта наоборот не извлекается информация, которая в силу закона не подлежит разглашению.
Остановимся более подробно на регламентации процедуры деперсонификации, поскольку на практике она часто вызывает проблемы.
В пункте 2.3. анализируемого Постановления [4] указывается перечень актов, не подлежащих размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в принципе, а именно:
затрагивающим безопасность государства;
возникающим из семейно-правовых отношений, в том числе по делам об усыновлении (удочерении) ребенка, другим делам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних;
о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности; об ограничении дееспособности гражданина или о признании его недееспособным;
о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;
о внесении исправлений или изменений в запись актов гражданского состояния; об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваемым судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
В пункте 3.2 [4] указывается перечень информации, которая не должна быть исключена из судебных актов при прохождении процедуры деперсонификации, в числе прочего это:
фамилии, инициалы или имена и отчества судей (судьи), рассматривавших (рассматривавшего) дело, и секретаря судебного заседания (помощника судьи);
фамилии, инициалы или имена и отчества лиц, участвующих в деле по уголовным, гражданским и административным делам;
наименование и место нахождения юридических лиц.
В пункте 3.3 [4] содержится перечень информации, которая подлежит исключению из судебных актов перед опубликованием, в частности это дата и место рождения, место жительства или пребывания, номера телефонов, реквизиты паспорта или иного документа, удостоверяющего личность участников процесса, кроме этого, исключению подлежат фамилии, инициалы или имена и отчества граждан, которые не являются лицами участвующими в деле.
На практике сотруднику аппарата суда ответственному за деперсонификацию и публикацию текстов судебных актов необходимо понимать, что важным является не только удаление персональных данных, но и оставление в судебном акте информации, позволяющей идентифицировать данный акт.
Неправильное обезличивание влечет за собой то, что акт становится не читаемым с позиции смысла. Вследствие этого из него невозможно извлечь необходимую информацию, касающуюся сути дела, а в таком случае, теряется смысл и цель в публикации, что противоречит конституционному праву человека на свободное получение информации, а также противоречит принципом открытости и гласности судебного разбирательства.
Литература:
- Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации URL: http://www.pravo.gov.ru, (дата обращения: 04.07.2020);
- Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» // «Российская газета», N 265, 26.12.2008.
- Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 24.04.2020)// «Российская газета», N 165, 29.07.2006.
- Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 27.09.2017 «Об утверждении Положения о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_280272/ (дата обращения: 20.04.2021).