Игры являются для детей основной формой познания мира. Знание закономерностей периодов развития жизни ребенка, как в психологическом аспекте, так и с точки зрения физиологии, поможет наиболее эффективно формировать необходимый первоначальный запас двигательных умений и навыков. Игры являются наиболее эффективным средством начального обучения во многих видах спорта. Они занимают ведущее место и в обучении маленьких детей плаванию, предоставляют возможность многократно повторять изучаемые движения, придавая эмоциональную окраску занятиям, активно воздействуют на весь двигательный аппарат ребенка.
Проводить игры можно на каждом уроке. Их содержание должно быть направлено на решение основной задачи урока, например, научить малышей самостоятельно и смело передвигаться в водной среде в различных направлениях, выполнять погружения в воду с головой, задерживая дыхание или с выдохом в воду, принимать в воде горизонтальное положение и переворачиваться на бок и на спину, уметь открывать в воде глаза и разыскивать предметы. В играх закрепляются и совершенствуются разученные ранее элементы техники.
Выбор игр зависит также от температуры воды и воздуха. При более низкой температуре игру выбирают короткую, оживленную. При проведении игр в воде необходимо соблюдать ряд требований:
- В игре обязательно должна активно участвовать вся группа занимающихся.
- В игре должны совершенствоваться ранее изученные элементы техники.
- Игра должна служить средством эмоционального воздействия на занимающихся.
- Педагог постоянно контролирует действия каждого участника. В случае необходимости он сам участвует в игре.
После каждой игры следует дать оценку деятельности играющих. Игра только тогда вызовет повышенный интерес детей, если будут правильно оценены их старания. Педагог должен внимательно следить за действиями играющих и без ошибок определять победителей.
Наш опыт и наблюдения говорят о том, что активное использование игр в воде способствует более эффективному освоению с водой, преодолению боязни воды и начальному освоению элементов техники плавания.
Нами был проведен эксперимент, в котором приняли участие 30 человек — дети в возрасте 6–8 лет. Ребята были разделены на две группы (контрольная и экспериментальная). Контрольная группа занималась по традиционной методике, а экспериментальная занималась по разработанной методике, включающей в себя большой объем игр. В целом педагогический эксперимент длился 1 год.
Основу разработанной и применяемой нами методики составляет рациональное сочетание плавательных упражнений с играми. В результате предварительного эксперимента выявлено, что включение игр в процесс обучения плаванию требует выполнения определенных условий:
— детям должны быть хорошо знакомы предложенные для выполнения плавательные упражнения, включенные в игру. В соответствии с возрастными особенностями детей возможно использование фольклорного материала: потешек и прибауток, сказок, считалок, русских народных мелодий и песен;
— для рациональной организации двигательной деятельности детей необходима частая смена упражнений при многократной их повторяемости;
— преобладание положительных эмоций на занятиях обучения плаванию на начальных этапах освоения с водой.
В ходе эксперимента нами были использованы несколько тестов, отражающих различные стороны физической подготовленности детей младшего школьного возраста.
На суше:
- Бег на 10 м (с).
- Прыжок в длину с места (см)
- Прыжок с поворотом на 360 град.
В воде:
- Проплывание отрезка 15 м, на ногах кролем на спине (сек).
- Проплывание отрезка 15 м на ногах кролем на груди (сек).
- Выпрыгивание с поворот на 360 град., толкаясь ногами от дна бассейна.
- Проплывание под водой (макс. количество метров).
Для получения сравнительной оценки примененной методики с традиционными формами обучения было проведено сопоставление среднегрупповых показателей (См. таблицу 1).
Таблица 1
Результаты тестирования на различных этапах исследования
Тесты |
I этап |
II этап |
III этап |
|||
Эксп. |
Контр. |
Эксп. |
Контр. |
Эксп. |
Контр. |
|
На суше |
||||||
Бег 10 м (сек) |
4,2 |
4,1 |
4,0 |
4,1 |
3,9 |
4,0 |
Прыжок в длину с места (см) |
86 |
88 |
89 |
89 |
96 |
91 |
Прыжок с поворотом на 360 0 |
90 |
90 |
45 |
60 |
20 |
30 |
В воде |
||||||
Плав. 15 м кроль н/сп на ногах (сек) |
26,1 |
26,0 |
23,5 |
25,0 |
20,6 |
24,0 |
Плав. 15 м кроль н/гр на ногах (сек) |
22,0 |
22,1 |
21,0 |
21,9 |
20,0 |
21,3 |
Выпрыгив. с повор. на 360 0 |
120 |
120 |
90 |
120 |
60 |
90 |
Плав. под водой (м) |
7,0 |
7,2 |
8,0 |
7,5 |
9,5 |
8,0 |
Примечание : Экспериментальная группа (п=15) — обучение с применением игр; контрольная группа (п=15) — традиционная форма обучения.
Анализ результатов педагогического тестирования исследуемых групп, проведенного до начала эксперимента, показал, что по большинству показателей у детей младшего школьного возраста не было достоверных различий.
Рис. 1. Прирост показателей физического развития детей по результатам тестирования на суше (%): 1 — бег 10 м; 2 — прыжок в длину с места; 3 — прыжок с поворотом на 360 0
Рис. 2. Прирост показателей физического развития детей по результатам тестирования в воде (%):1 — проплывание отрезка (15 м) на ногах кролем на спине; 2 — проплывание отрезка (15 м) на ногах кролем на груди; 3 — выпрыгивание с поворотом на 360 0 , толкаясь ногами от дна бассейна; 4 — проплывание под водой.
В ходе исследования выявилось, что в воде и на суше развитие скоростно-силовых качеств у детей экспериментальной группы выше, чем у детей контрольной группы, в среднем на 12 %, а координационных способностей — на 5 %. Прирост показателей физической работоспособности составил, в среднем, 6 %. В целом физическое развитие детей экспериментальной группы улучшилось за год, в среднем, на 28 % , тогда как у испытуемых контрольной группы прирост составил 19 % .
Результаты исследования подтверждают, что использование различных игр в воде является эффективным средством при обучении плаванию детей младшего школьного возраста.
В эксперименте использовались игры:
«Море волнуется»
Играющие стоят в шеренге парами (лицом к бортику) и держатся за руки. По команде «Море волнуется!» они расходятся в любом направлении, выполняя произвольные гребковые движения (или строго определенные гребковые движения, в зависимости от задач урока), помогающие передвижению в воде. По команде ведущего «На море тихо» играющие останавливаются, а потом устремляются к исходной позиции. За тем руководитель считает «Раз, два, три — вот на месте встали мы», после чего все играющие должны быстро занять свои места. Опоздавшие занять своё место лишаются права продолжать игру или получают штрафное очко.
«Карусель»
Играющие становятся в круг, взявшись за руки. По сигналу ведущего они начинают движение по кругу со словами: «Еле — еле, еле — еле закружились карусели, а потом, потом — все бегом, бегом, бегом». Играющие пробегают 1–2 круга до очередного сигнала: «Тише, тише, не спешите — карусель остановите». Движение по кругу замедляется, и «карусель» останавливается. Игра возобновляется с движением в другую сторону. В игре одновременно могут участвовать две и даже три «карусели».
«Караси и карпы»
Играющие делятся на две команды и становятся в шеренги и спиной друг к другу (на расстоянии 1 м) и боком к ведущему. Игроки одной команды — «караси», другой — «карпы». Как только ведущий произнес: «Караси!», команда «карасей» стремится как можно быстрее достичь условной зоны. Одновременно «карпы» поворачиваются и бегут за «карасями», стараясь дотронуться до них рукой (осалить). Пойманные таким образом «караси» останавливаются. По сигналу ведущего все возвращаются на свои места, и игра возобновляется. Ведущий произвольно произносит: «Караси!» или «Карпы!», после чего игроки названной команды убегают на свою территорию. Подсчёт пойманных «карасей» и «карпов» продолжается до конца игры. Выигрывает команда, у которой было поймано меньшее количество игроков.
«Лягушата»
Играющие «лягушата» (дети), образуя круг, идут по кругу и внимательно ждут команду ведущего. По команде «Щука!» все «лягушата» подпрыгивают вверх; по команде «Утка!» прячутся под водой. Неправильно выполнивший команду, становится в середину круга и продолжает игру вместе со всеми.
Необходимо похвалить тех детей, которые ни разу не ошиблись.
«Насос»
Играющие становятся парами, взявшись за руки, лицом друг к другу. Приседая по очереди, они погружаются в воду с головой (как только один появляется из воды, другой сразу же приседает, погружаясь в воду).
«Утки-нырки»
На поверхности воды устанавливают несколько «станций» из разнообразных предметов: пластмассовый обруч, плавательная доска, плавательная разграничительная дорожка, шест, квадрат и др. Играющие делятся на равные по количеству участников команды; каждая располагается возле указанной ведущим станции. Число команд соответствует количеству «станций». По команде ведущего играющие на каждой «станции» поочерёдно ныряют в обруч, под дорожкой и т. д. Когда все участники выполнят упражнения на своих «станциях», даётся команда перейти на другую «станцию». Игра заканчивается, когда каждая команда побывает на всех «станциях».
«Ромашка»
Играющие становятся в круг и рассчитываются на первый-второй. Первые стоят на дне; вторые ложатся на спину, вытянув ноги в центр круга и выполняют движения ногами кролем, держась за руки первых. Через 20–30 секунд играющие меняются ролями.
Литература:
- Булгакова Н. Ж. Плавание. — М.: Физкультура и спорт, 2001
- Булгакова Н. Ж. Игры у воды, на воде, под водой. — М.: Физкультура и спорт, 2000.
- Жуков М. Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. Вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000 — с. 4–13.
- Макаренко Л. П. Юный пловец: Учеб. пособие для тренеров ДЮСШ и студ. трен. фак. ин. физ. культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1983.