В этой статье мы рассмотрим механизмы регулирования бесхозных произведений, то есть произведений, правообладатель на которые не установлен или местонахождение правообладателя не установлено. Произведения-сироты предположительно находятся под защитой авторского права, что означает действие исключительных прав на них и потенциальную необходимость получения разрешения от правообладателя на любые способы использования такого произведения — воспроизведение, включая оцифровку, перевод, обработку и тому подобное [1].
Однако в ситуации, когда правообладатель не установлен (недоступен), у пользователя нет объективной возможности получить такое разрешение, и произведение фактически остается вне общества, хотя в то же время оно может иметь художественный, культурный или исторический характер. значение. Произведения-сироты имеют одну из особенностей регулирования произведений с неустановленным автором в эпоху сетевого общества: в частности, необходимость оцифровывать произведения-сироты, поскольку многие из них находятся в единственном экземпляре на носителях, поврежденных временем; и тот факт, что оцифрованная работа из баз данных может мгновенно распространиться в другие юрисдикции.
Если мы подойдем к сиротским произведениям исключительно с тем же набором инструментов правового регулирования, что и к произведениям, для авторов которых нет сомнений, доступен только механизм бесплатного использования [2], то есть очень ограниченный список возможностей использования произведения без разрешения правообладателя и уплата ему пошлины [3]. Таким образом, произведение, на использование которого невозможно законно получить разрешение, на самом деле оказывается вне общества, исключено из культурного оборота и обречено на сохранение на исходном носителе с опасностью полной утраты.
Такое произведение не только не может быть выпущено в обращение на законных основаниях, но даже не может стать частью электронного фонда библиотеки, музея или архива. Конечно, не все работы с недоступным правообладателем обязательно имеют коммерческую ценность. Они могут иметь культурную, историческую и образовательную ценность, характеризуя исторические эпохи или конкретных лиц, например личные письма и дневники, географические карты, учебные и научные тексты и тому подобное. В связи с этим важно разработать специальное правовое регулирование для произведений с недоступным правообладателем, которое сохраняло бы защиту правообладателя, но в то же время открывало бы доступ к таким произведениям для пользователей в разных государствах в определенной степени.
В правовых системах ряда стран предпринимались различные попытки легализовать доступ к произведениям-сиротам. И на сегодняшний день более 20 штатов уже приняли акты, регулирующие этот вопрос. Однако нет единообразия в механизмах законодательного доступа к произведениям-сиротам в трансграничном масштабе: от обеспечения возможности использования произведений-сирот на индивидуальной основе в некоторых штатах до разрешения лицензирования в массовом масштабе в других штатах.
Проблема использования произведений с недоступным правообладателем в России на данный момент не решена [4], хотя она была поднята в виде законопроекта Минкомсвязи РФ о реестре бесхозных произведений и произведений. перешедшие в общественное достояние 27 августа 2015 г. В проекте предлагается создать открытый реестр произведений, по которому будет осуществляться поиск авторов и правообладателей. Если в течение 6 месяцев с даты публикации в реестре таковые не будут обнаружены, произведение будет считаться перешедшим в общественное достояние. Использование такого произведения было предусмотрено условиями открытой лицензии (ст. 1286.1 ГК РФ). Ответственность лиц, использовавших такое произведение, в случае, если впоследствии будет обнаружен правообладатель, была исключена. Законопроект в настоящее время дорабатывается, поскольку он противоречит законодательству РФ.
Вместе с тем в формирующемся регламенте просматриваются общие тенденции развития: выбор в качестве объекта охраняемых авторским правом произведений, авторы которых неизвестны или недоступны; требование о проведении предварительного поиска правообладателя, который не привел к установлению его личности и / или местонахождения; создание банков-хранилищ произведений; возможность правообладателя в течение определенного времени восстановить свои права и получить компенсацию за использование произведения; разумное ограничение компенсации автору.
В действующих нормах отдельных государств наблюдается тенденция регулирования доступа к бесхозным произведениям в трансграничных отношениях: создание совместных банков-хранилищ бесхозных произведений и сотрудничество таких банков, а также признание статуса сиротское произведение, созданное в одном государстве другим (договаривающимся) государством (ЕС); восприятие (в установленном случае) национальными судами подтверждающих документов, выданных в иностранной юрисдикции по розыску правообладателя в качестве доказательства «сиротства» произведения (США).
В связи с особенностями ситуации — периодом обособленного и активного становления института регулирования сиротских работ в разных государствах — в доктрине нет единого мнения о том, что этот институт должен представлять и как «интегрироваться» в глобальное система защиты авторских прав. Вариативность мнений ученых может склоняться к предположению, что «... режим бесхозных произведений является режимом временного общественного достояния: сиротское произведение признано таковым и может использоваться любым лицом до тех пор, пока не будет установлен автор (не заявляет о себе), то есть автор сиротского произведения в любом случае должен сохранить возможность восстановления исключительного права в полном объеме» [4].
И в то же время есть небезосновательное утверждение, что «... бесхозное произведение не может считаться переданным в общественное достояние…», поскольку «...защита авторских прав предполагается, монопольное положение сохраняется, и исключительное права защищены» [4, c. 160].
Можно сделать вывод, что правовое регулирование доступа к произведениям, не определяемым предметом авторского права, сложившееся на сегодняшний день в ряде государств, является специфическим и далеко не только унификационным, но даже от гармонизации норм в этом область. Большинство элементов института произведений с утерянным автором оцениваются неоднозначно: само понятие сиротского произведения; виды работ, к которым может быть осуществлен доступ, и способы их использования; тематический состав пользователей и лиц, ответственных за использование произведений; срок, в течение которого автор может прекратить статус работы-сироты; возможность коммерческого использования таких произведений и многое другое.
В связи с этим, считаем целесообразным, как было предложено ранее, создать открытый реестр произведений, с помощью которого осуществлялся бы поиск авторов и правообладателей, что поможет облегчить использование произведений с недоступным правообладателем в России.
Литература:
- Г. К. Дмитриева, О. В. Луткова. Национальные механизмы регулирования трансграничных отношений, объектом которых являются сиротские произведения.
- Луткова О. В. Доктрина добросовестного использования произведений в современном авторском праве США // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. N 2. С. 186–199.
- Луткова О., Черныш Д. Конвенционное регулирование свободного использования произведений в трансграничном коммерческом обороте // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2011. N 12. С. 47–56.
- Ахмедов Г. А., Войниканис Е. А., Глазунова К. Д. [и др.] Основные тенденции развития права интеллектуальной собственности в современном мире, в том числе новые объекты интеллектуальных прав и глобальная защита. М., 2017. С. 159.