В данной статье рассмотрены проблемы эффективности хозяйственной деятельности малого предприятия. В работе рассмотрены возможности разработки бизнес-плана как инструмента повышения эффективности хозяйственной деятельности фирмы.
Ключевые слова: бизнес-план, бизнес-планирование, малый бизнес, хозяйственная деятельность.
В условиях постоянной адаптации конкурентной среды и разработки стратегии конкурентоспособности на внутреннем рынке бизнес-план позволяет практически охватить все функциональные направления предприятия, начиная от детального описания технологии бизнес-проекта и заканчивая глубокими финансовыми расчетами эффективности хозяйствования. С усилением конкуренции на внутреннем рынке повышается актуальность использования такого методического инструмента бизнес-плана в реализации стратегии конкурентоспособности предприятия.
Совершенствуя процедуры бизнес-планирования, предприятия на внутреннем рынке России предусматривают выполнение ряда задач в обеспечении собственной конкурентоспособности [3, c. 84]. Так, удается приспособиться к рыночным трансформационным преобразованиям в системе ведения бизнеса, сопровождающимся изменением экономической среды предприятия, формированием новых методов использования ресурсного потенциала.
В данной работе будет рассмотрено охранное предприятия ООО «ЧОП «Каскад». В таблице 1 представлены основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Из данных таблицы 1 видно, что численность персонала в 2018–2010 гг. сокращается, в 2018 г. она составила 82 чел. против 79 чел. в 2020 г. Вместе с тем сокращается фонд оплаты труда и растет среднемесячная заработная плата персонала.
Таблица 1
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО ЧОП «Каскад» за 2018–2020 гг.
Показатели |
Годы |
Отклонение от 201 8 г. (+;-) |
|||
2018 |
201 9 |
20 20 |
201 9 г. |
20 20 г. |
|
|
82 |
81 |
79 |
4 |
-2 |
|
23616 |
23153 |
22699 |
-463 |
-917 |
|
24 |
26 |
27 |
2 |
3 |
|
33031 |
34053 |
35106 |
1022 |
2075 |
в том числе активной части |
28541 |
29611 |
30527 |
1070 |
1986 |
|
3004 |
3052 |
3162 |
48 |
158 |
|
47780 |
50295 |
52942 |
2515 |
5162 |
|
95779 |
100172 |
104346 |
4393 |
8567 |
|
47999 |
69972 |
55978 |
21973 |
7979 |
|
24164 |
7047 |
25669 |
-17117 |
1505 |
|
19331 |
5638 |
20535 |
-13694 |
1204 |
|
41613 |
40991 |
39039 |
-622 |
-2574 |
Негативным моментом в деятельности предприятия является рост стоимости основных фондов с 33031 тыс. руб. в 2018 г. до 35106 тыс. руб. в 2020 г. Стоимость материальных оборотных средств в 2018 г. составила 3004 тыс. руб., в 2020 г. — 3162 тыс. руб.
Основными недостатками действующей системы финансового планирования на ООО ЧОП «Каскад» являются:
— предприятие необоснованно отказалось от перспективного планирования в связи с высокой скоростью изменения внешних факторов;
— разрабатываемые планы не имеют целостной структуры, не содержат необходимых разделов и показателей, что не обеспечивает комплексность планирования и снижает эффект от его применения в деятельности предприятия;
— при разработке отдельных составляющих текущего планирования используются разные источники информации, что приводит к расхождению некоторых данных и к рассогласованности плановых заданий по различным областям деятельности и структурным единицам предприятия.
Следовательно, для ООО ЧОП «Каскад» необходимо разработать пути совершенствования системы финансового планирования, что позволит устранить выявленные недостатки и повысить общую эффективность деятельности предприятия. К такому мероприятию следует отнести бизнес-планирование.
На основе предложенных мероприятий организация может разработать ряд эффективных управленческих решений и способов достижения главных целей текущего и стратегического планирования [2, c. 82]. В рамках данной работы предлагается использовать определенные этапы бизнес-планирования как инструмент повышения эффективности хозяйственной деятельности ООО ЧОП «Каскад».
Рис. 1. Этапы бизнес-планирования как инструмент повышения эффективности хозяйственной деятельности ООО ЧОП «Каскад»
Основной проблемой для ООО ЧОП «Каскад» перед выходом на новые рынки является самоокупаемость, для удержания филиала в регионе нужно иметь стабльные поступления. Компании предлагается расширять свой бизнес за счет малого бизнеса — подключить1500–2000 объектов со средней абонентской платой за охрану от 2500 до 5000 рублей не составляет большого труда для предприятия. Вместе с тем, это дает возможность масштабировать бизнес и сформировать штат с учетом количества объектов, которые находятся под охраной.
Следует также отметить, что достаточно высокий уровень конкуренции в сфере охранных услуг влечет за собой необходимость широкого применения инструментов маркетинга ООО ЧОП «Каскад»». Для увеличения клиентской базы и текущих продаж ООО ЧОП «Каскад»» необходимо выбирать наиболее эффективные рекламные средства, определять свою целевую аудиторию. Среди самых популярных сегодня услуг называют «тревожную» кнопку (устанавливают в офисах, магазинах, на кассах), монтаж сигнализации в квартирах, домах и других объектах [1]. За последние несколько лет значительно участились случаи обворовывания домов и торговых объектов, а также ограбления, которые происходят днем. При этом единственными способами завоевать доверие клиента становятся индивидуальное отношение и персонализированное обращение к нему.
Предвидения и обоснование желаемого состояния ООО «ЧОП «Каскад»» в процессе анализа и учета совокупности факторов бизнес-среды позволяет обеспечить оперативное отслеживание выполнения бизнес-плана, выявления ошибок и возможностей его корректировки.
Литература:
- Гончарова Е. В. Процесс принятия управленческих решений / Е. В. Гончарова // Волгоград, 2013. — 73 с.
- Калайджян А. А., Коломыц О. Н. Исследование возможностей развития современных систем управления // Новая наука: Стратегии и векторы развития. — 2016. — № 4–1 (76). — С. 82–85.
- Медникова Ю. А. Содержание договора оказания охранных услуг // Правопорядок: история, теория, практика. 2019. № 1. С. 84–87.